Страховая организация как субьект рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 13:42, реферат

Краткое описание

Страхование – это стратегический сектор экономики. Особенно в период развития рыночных отношений предприниматель получает возможность сосредоточить все свое внимание на проблемах рынка и конкуренции, будучи уверенным при этом, что средства производства и предметы труда материально защищены от любых случайностей. Именно страхование повышает инвестиционный потенциал и дает возможность увеличить состояние и богатство нации.

Содержание

1.Понятие, место и функции страхового рынка

2. Структура страхового рынка

3. Государственное регулирование страховой деятельности

4. Проблемы и перспективы развития страхового рынка России

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по страхованию.docx

— 44.68 Кб (Скачать файл)

     Правительственные страховые организации относятся к некоммерческим структурам, деятельность которых основана на субсидировании. Правительственные страховые организации специализируются на страховании от безработицы и страховании компенсаций рабочим и служащим. Общество взаимного страхования — это особая негосударственная организационная форма, выражающая договоренность между группой физических или юридических лиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях в соответствии с установленными правилами страхования. Взаимное страхование по существу — некоммерческая форма организации страхового фонда, которая обеспечивает страховую защиту имущественных интересов членов своего общества. С юридических позиций каждый член общества взаимного страхования — одновременно и страховщик, и страхователь. При этом документом, удостоверяющим право на владение капитала общества взаимного страхования, его дохода и страховую защиту, является полис.

     По  характеру выполняемых страховых  операций различают специализированные и универсальные страховые организации. Специализированные страховые компании проводят отдельные виды страхования, например страхование жизни, огневое страхование, ядерное страхование и др. К специализированным страховщикам относятся и перестраховочные компании, которые принимают от страховщиков за определенную плату часть застрахованного риска. Цель перестрахования — создание сбалансированного портфеля договоров страхования, обеспечение финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций. Универсальные страховые организации предлагают большой перечень страховых услуг.

     По  зоне обслуживания различают местные, региональные, национальные и международные (транснациональные) страховые организации. 

     3 Государственное  регулирование страховой  деятельности

     Как ни в какой другой отрасли предпринимательской  деятельности в страховой деятельности велика роль государственного воздействия. Государство само осуществляет страхование  и ведет государственный надзор в области страхования. Такое  внимание к этому виду предпринимательства связано с социальной значимостью функции страхования, ибо страховой случай означает для страхователя катастрофу, что в свою очередь приводит к страховому случаю в экономике страны, к разрыву в цепочке производства. Несчастье одного страхователя является социально значимым для всего народного хозяйства. Страхование позволяет достаточно быстро восстановить нарушенное страховым случаем имущественное положение страхователя, восстановить разрушенные связи в хозяйственных правоотношениях воспроизводства. В функционировании страхового механизма, в страховой деятельности заинтересованы каждый из страхователей и государство.

     Государственное воздействие на страховую деятельность осуществляется через представляемую отчетность о деятельности страховых организаций, проверку их деятельности и нормативное регулирование страховой деятельности .

     Государственный надзор за страховой деятельностью по содержанию разграничивают на предварительный и текущий. К предварительному надзору относится проверка соответствия страховых организаций установленным требованиям и выдача лицензий на право осуществления определенных видов страховой деятельности, а также регистрация объединений страховщиков и внесение в реестр страховых брокеров. К текущему надзору относится проверка соблюдения требований законодательства профессиональными участниками страховой деятельности: обзор и анализ отчетности, приостановление и отзыв лицензий, исключение страховых брокеров из реестра и т.п. 

     Государственное страхование Лицензирование

     Обязательное  страхование Соблюдение страхового законодательства

     Антимонопольное регулирование Тарифы

     Уставный  капитал Перестрахование

     Налогообложение Формированием размещение резервов

     Аудит Платежеспособность

     Обеспечение гласности

     Основным  источником правового регулирования страховой деятельности и страхового надзора в Российской Федерации является Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и принятые Росстрахнадзором: Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации от 19 мая 1994г, Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, от 19 июня 1995 г., Положение о страховом пуле от 18 мая 1995 г., Временное положение о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации от 19 февраля 1995 г., Правила размещения страховых резервов от 14 марта 1995 г., Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни от 18 марта 1994 г., Положение о порядке проведения валютных операций по страхованию и перестрахованию, утвержденное ЦБ РФ 15 декабря 1995 г. и пр.

     Страховой надзор в настоящее время осуществляет департамент страхового надзора  Министерства финансов РФ. Основные функции надзора определены в ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»: а) выдача страховщиками лицензий на осуществление страховой деятельности; б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров; в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности; д) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности; е) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

     Для исполнения возложенных обязанностей федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью вправе: а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении. Многие сведения поступают от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан; б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства о страховании и достоверности представляемой ими отчетности; в) при выявлении нарушений страховщиками требований закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий; г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.Для осуществления текущего надзора за деятельностью страховых организаций постановлением Правительства РФ от 26 июня 1993 г. «О территориальных органах страхового надзора» предусмотрено создание территориальных органов страхового надзора, которые вправе проводить проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также граждан.

     4 Проблемы и перспективы развития страхового рынка России

     Трудноразрешимая  проблема для страхового рынка, экономики  и общества в целом – недострахования, или страхование имущества не на полную стоимость. При таком положении наличие страхового полиса не гарантирует реального возмещения, понесенного страхователем убытка. Проблема недострахования объектов народнохозяйственного комплекса вызывает еще большую озабоченность. Страховая сумма по договору страхования имущества юридических лиц в настоящее время не превышает 4,3% полной восстановительной стоимости основных средств.

     Несмотря  на свою историю развития страхования, страховой рынок России не мог преодолеть и еще один барьер на пути предоставления гражданам и предпринимателям действенной страховой защиты. В большинстве своем весьма многочисленные национальные страховщики не обладают необходимым финансовым потенциалом, позволяющим взять на свою ответственность крупные риски.

     Недостаточны  собственные финансовые ресурсы  национальных страховщиков, прежде всего  из-за недостаточных требований к  начальным размерам уставного капитала. Увеличение собственных средств  и страховых резервов страховщиков сдерживается низким развитием страховых  операций, что, в свою очередь, зависит  не только от общего состояния экономики, но и от совершенствования законодательства в части развития обязательных видов  страхования, долгосрочного страхования  жизни и пенсий, налогообложения. Недостаточная финансовая емкость  страхового рынка не позволяет покрывать  крупные хозяйственные убытки, что  порождает дополнительные бюджетные  затраты на компенсацию последствий  стихийных бедствий и техногенных  аварий.

     Открытие  отечественной страховой отрасли  является обязательным условием ее успешного  развития и интеграции в мировой  страховой рынок. Глубокий отпечаток на данный процесс накладывает то обстоятельство, что российские страховые компании развивались фактически «с чистого листа», а национальная страховая отрасль и по темпам реформирования, и по количественным параметрам, и по качеству продуктов отстает от некоторых других переходных экономик.

     Одной из проблем страхового рынка России является проблема открытия рынка. В ноябре 2009 г. был принят и введен в действие федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Новая редакция закона по сути стала компромиссом между требованиями о либерализации рынка, с одной стороны, и защиты нарождающегося отечественного страхового бизнеса - с другой. Самая главная законодательная новация заключалась в отмене действовавшего с 2007 г. 49%-ного ограничения на долю участия иностранных инвесторов в уставных капиталах российских страховщиков. Мало кто ожидал скорого захвата российского рынка после ноября 2009 г. транснациональным капиталом. По сути дела, иностранные страховые компании уже давно присутствуют на нем, сами управляют некоторыми страховыми компаниями, но подлинно радикальных изменений на нем до сих пор не отмечено. До настоящего момента так и не нашлось кампании, которая воспользовалась бы разрешением создавать страховой бизнес в России, на 100% принадлежащий нерезидентам.

     Таким образом, масштабы присутствия зарубежного капитала в российском страховом секторе отнюдь не внушают опасений. Кроме того, подход российских компаний к нерезидентам будет наверняка выборочным и почти каждая из них уже успела позаботиться об установлении дружественных связей с одним из западных страховщиков, с которыми она будет сотрудничать и дальше, после более широкого открытия российского рынка. А некоторые региональные страховщики, возможно, предпочтут партнерство со страховщиками из дальнего зарубежья, не прибегая к посредничеству московских компаний.

     При улучшении макроэкономической ситуации спрос на услуги как отечественных, так и зарубежных страховщиков возрастает, поскольку увеличивается общий «страховой пирог», что не делает столь уж неизбежным кардинальный передел рынка, которого так опасаются. Велика вероятность реализации оптимистического сценария, согласно которому вся страховая индустрия в целом, независимо от национальной принадлежности и происхождения, будет с напряжением, в нормальной конкурентной обстановке обслуживать растущие общеэкономические потребности в страховании.

     Анализ  состояния и перспектив страхования  в России невозможен без понимания  того, что страховой рынок является частью экономики страны. Отношения, складывающиеся на рынке, формируются  в процессе взаимодействия трех основных групп участников. Это потребители  страховых услуг, страховые предприниматели  и государство. И отношения эти  достаточно сложные.

     Потребители занимают наиболее важное положение  в рыночных отношениях. Можно с  уверенностью утверждать, что и в  ближайшей, и в долгосрочной перспективе  единственным заслуживающим внимания источником развития российского страхового рынка будут являться денежные средства, которые потребители страховых  услуг будут тратить на страхование. Это тем более важно, что в  силу причин как макроэкономического, так и внутриотраслевого характера  инвестиционную деятельность страховых  организаций в современной России нельзя рассматривать как источник воспроизводства страхового капитала.

     Поэтому состояние платежеспособного спроса на страховые услуги должно волновать  всех участников рынка. И говорить о  нем следует без предвзятости и идеологизации, которые сегодня более, чем в советские времена, присущи официальным заявлениям.

     Анализ  показывает, что в течение ряда лет предложение услуг по реальному  страхованию превышает платежеспособный спрос на них как со стороны  юридических, так и физических лиц. Эта диспропорция существует на фоне крайне низкого уровня удовлетворения страховых потребностей: 80 - 90% собственности  предприятий и организаций в  России не застрахованы, а доля сборов страховых премий в ВВП, «очищенных»  от поступлений по квазистраховым схемам и ОМС, в 2008 году по-прежнему существенно не дотягивала до уровня 2009 года.

     При сохранении основ экономической  политики государства едва ли можно  рассчитывать на то, что платежеспособный спрос предпринимателей и населения  на ресурсы, товары и услуги будет  расти в среднем не более 1 - 2% в  год. Эта оценка имеет еще большее  отношение к спросу на страховые  услуги, потребность в которых  не относится к разряду первоочередных. Иными словами, в долгосрочной перспективе  мы столкнемся с угрозой фактической  консервации платежеспособного  спроса на страхование на крайне низком уровне.

Информация о работе Страховая организация как субьект рынка