Страхование предпринимательских рисков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 15:41, контрольная работа

Краткое описание

Последствиями предпринимательских рисков, как правило, являются неминуемые финансовые потери, способные нарушить любой, даже хорошо сбалансированный бюджет предприятия, а порой могут стать губительными для бизнеса. Слабое развитие страхования предпринимательских рисков объясняется тем, что на заре развития страхового рынка России страховые компании не обладали ни достаточной финансовой мощью, ни необходимым опытом работы. За годы развития рыночной экономики образовались крупные, финансового устойчивые страховые компании, с честью прошедшие кризисные ситуации в стране.

Содержание

Введение
1. Понятие риска в предпринимательстве
2. Понятие страхования предпринимательских рисков
2.1 Кто может стать страхователем
2.2 Объекты страхования предпринимательских рисков
3. Законодательная база страхования предпринимательских рисков
3.1 Правовые основы страхования предпринимательских рисков
3.2 Комментарий к статье 933 Гражданского кодекса РФ
4. Классификация предпринимательских рисков
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Страхование.docx

— 40.74 Кб (Скачать файл)

Кроме того, различают договоры страхования на случай простоев, связанных  с нарушением подачи электроэнергии и водоснабжения в результате непредвиденных событий, произошедших на предприятиях-поставщиках. Данный вид  страхования может использоваться и при строительстве — на случай, если предприятие не получит ожидаемую  прибыль в результате нарушения  сроков окончания работ, связанного с наступлением оговоренных в  договоре событий, повлекших повреждение  или гибель имущества.

Еще одной разновидностью являются договоры страхования временной  прибыли и страхования от потери дохода в результате изменения конъюнктуры  рынка. Страховая защита в данном случае предоставляется на случай убытков, понесенных в связи с тем, что  страхователь из-за наступления страхового случая не смог обеспечить поставку продукции  или оказание услуг в тот период, когда в результате изменения  конъюнктуры рынка спрос на данную продукцию (услуги) был максимальным.

При страховании от простоя  страховая компания выплачивает  компенсацию при наличии следующего условия: наступивший страховой  случай, предусмотренный договором  страхования, повлек уничтожение или  повреждение имущества, в результате чего оно стало непригодным для  использования по назначению, что, в  свою очередь, повлекло перерыв в  хозяйственной деятельности.

Убытки, возмещаемые страховщиком по договору страхования на случай простоев, состоят из трех частей:

расходов, которые в связи  с наступлением страхового случая остаются непокрытыми (проценты по привлеченным средствам, направленным на осуществление  деятельности, в отношении которой  был заключен договор страхования; плата за аренду помещений и оборудования; заработная плата работников страхователя и т.п.);

упущенной выгоды, не полученной в связи с наступлением страхового случая;

расходов по сокращению убытков  от простоя (к ним относятся расходы, которые организация несет, чтобы  избежать остановки деятельности и  не потерять клиентов и покупателей  — расходы по передаче работы другим организациям; заработная плата, уплачиваемая работникам страхователя за сверхурочную работу; расходы на срочный ремонт и т.п.). При этом не подлежат возмещению затраты, в результате которых страхователь получает какую-либо выгоду — например, модернизирует производство.

При страховании от простоя  ответственность страховой компании ограничивается гарантийным сроком — максимальным сроком перерыва хозяйственной  деятельности страхователя, за убытки от которого несет ответственность  страховщик. Следует отметить, что  в практике различают полное страхование от перерывов и страхование от основных убытков. В первом случае простой считается завершенным тогда, когда предприятие не только восстановило средства производства, но и вошло в нормальный режим работы (скажем, восстановив свое положение на рынке), начав получать прибыль, равную или превышающую ту, которую оно получало до наступления страхового случая. Если же речь идет о страховании от основных убытков, то в этом случае срок ответственности страховой компании ограничивается лишь периодом восстановления самого производства.

Следует отметить, что по данному виду страхования заключению договора предшествует детальное изучение деятельности предприятия специалистами  страховщика с целью определения  риска наступления страхового случая, а тарифные ставки определяются индивидуально  с учетом условий функционирования предприятия, характеристики оборудования, наличия сервисного обслуживания, возможностей скорейшего восстановления деятельности.

 

Страхование рисков, связанных  с нарушением контрагентами договорных обязательств (страхование коммерческих кредитов)

В случае, если по условиям договора оплата товара либо услуги осуществляется после отгрузки (то есть поставщиком предоставляется коммерческий кредит), для поставщика всегда существует риск неуплаты со стороны покупателя. Точно так же рискуют и банки, выдавая кредиты. В обоих случаях погашение кредита в установленные сроки в случае неплатежеспособности должника или неоплаты долга по иным причинам призвано гарантировать страхование кредитов. По характеру рисков различают страхование кредитов от экономических (коммерческих) и политических рисков. При этом к экономическим рискам, в частности, относятся банкротство покупателя, отказ его произвести платеж, неоплата долга в установленный срок. Страхование от экономических рисков осуществляется как при заключении сделок внутри страны, так и при внешнеторговых операциях. В то же время страхование от политических рисков применяется, как правило, только при осуществлении внешнеэкономических сделок. К данной категории рисков относятся события политического характера — войны, забастовки, смена политического режима и т.п.

Один из самых распространенных видов страхования кредитов от экономических  рисков — страхование риска неплатежа, предоставляющее страховую защиту на случай непогашения задолженности, образовавшейся за счет неоплаты покупателем  поставленного товара либо оказанной  услуги. Договор страхования заключается  до отправки товара покупателю, а страховая  защита начинает действовать после  принятия товара покупателем и выставления  счета. Как и при страховании  от простоев, размер тарифных ставок устанавливается  по каждому договору отдельно, с  учетом всей совокупности обстоятельств  и степени риска. Учитывая, что  страховщики обладают обширной информацией  о платежеспособности должников, им удается предупредить значительную часть убытков. Кроме того, указанные  данные являются основанием для решения  вопроса не только о размере страховых  тарифов, но и о самой возможности  заключения конкретного договора.

При заключении договора часто  устанавливается франшиза, чтобы  страхователь не потерял интереса в  своевременной оплате покупателем  товаров либо услуг. Как правило, ее размер составляет 20–30 % ущерба. Установление франшизы означает, что в случае наступления страхового случая часть  ущерба не будет возмещена страховщиком, поэтому страхователю придется быть осмотрительным в выборе контрагентов и принимать меры, направленные на исполнение им договорных обязательств. Как правило, при установлении франшизы не допускается страхование непокрытой части ущерба в других страховых  компаниях.

Заключение договора страхования  возлагает на страхователя широкий  круг обязанностей, нарушение которых  может повлечь расторжение договора и отказ страховщика выплатить  страховое возмещение при наступлении  страхового случая. К примеру, страхователь обязан предоставлять страховой компании возможность ознакомления со всеми документами, связанными с осуществлением застрахованных операций, которая, в свою очередь, вправе проверять достоверность предоставленной страхователем информации и следить за выполнением им своих обязательств. При отказе предоставить указанную информацию или при противодействии страхователя проведению проверки страховщик вправе расторгнуть договор. Поводом к расторжению договора может послужить и нарушение страхователем обязанности незамедлительно сообщать страховщику о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, которые могут существенно повлиять на увеличение страхового риска (пункт 1 статьи 959 ГК).

При наступлении страхового случая страхователь должен предоставить страховщику доказательства того, что он выполнил все свои обязательства по отношению к своему контрагенту и теперь имеет право требовать оплаты с его стороны. Следует подчеркнуть, что нарушение страхователем условий договора поставки, отсутствие необходимых сопроводительных документов, несоответствие договора требованиям законодательства являются основанием для отказа в выплате страхового возмещения.

После выплаты страхового возмещения к страховой компании в соответствии с положениями  статьи 965 ГК переходит право требования с должника или иного лица в  пределах выплаченной страхователю суммы. При этом страхователь обязан передать страховщику все документы  и доказательства и сообщить ему  все сведения, необходимые для  осуществления страховщиком перешедшего к нему права требования.

Кроме того, следует помнить, что  предприятие обязано сообщать своей страховой компании о любом  событии, которое может увеличить  степень страхового риска. Это может  быть, например, просьба должника изменить условия платежей. Страховая компания имеет полное право прекратить действие страхового договора, если она сочтет, что степень риска значительно  увеличилась. В то же время страховая  компания может проверить, насколько  точна предоставляемая ей информация.

 

 

 

 

Заключение

Развитие предпринимательского бизнеса в России создаёт предпосылки  для процветания страхового бизнеса, обе эти структуры в процессе своей деятельности находятся в  тесной  зависимости друг от друга.

Хозяйственная среда вносит в предпринимательскую деятельность дополнительные элементы неопределенности, расширяет зоны рисковых ситуаций, увеличивает степень предпринимательского риска, в связи с этим страховщик предлагает новые виды страхования  предпринимательской деятельности, которые могут быть актуальны  в подходящий период времени.

Наличие договора страхования  повышает имидж страхователя, помогает привлекать клиентов и инвестиции, поскольку снижает риск неплатёжеспособности и банкротства, а также помогает предпринимателю, освободится от дополнительных проблем и оставаться уверенным в своём завтрашнем дне.

Уровень развития страхования  в стране является показателем стабильности экономики и является фактором, оказывающим  влияние на эту стабильность.

Страхование предпринимательских  рисков, как и страхование в  целом, является показателем экономической  стабильности государства. Несмотря на то, что данный вид страхования  в России еще не получил столь  широкого распространения, как в  других развитых странах, важно отметить его востребованность на российском рынке и выразить надежду, что  в будущем он, как и другие виды страхования, будет использоваться повсеместно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Дело, 2006.

2. Иода Е.В., Иода Ю.В., Мешкова Л.Л., Болотина Е.Н. Управление предпринимательскими рисками. 2-е изд., испр. и перераб. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005.

3. Пронин А.В. Основы управления предпринимательскими рисками в Российской Федерации // Проблемы экономики. - 2005. - №1.

4. Шахов В.В. -  Страхование - М.: 1997

5. Никитина Т. В. - Страхование коммерческих и финансовых рисков - СПб: Питер, 2002

6.Гражданский Кодекс РФ

7.Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации"

8. Комментарии к Гражданскому Кодексу РФ

9. Татьяна АнтошинаЖурнал «Финансовый директор»(архив номеров)

№ 12 декабрь 2003


Информация о работе Страхование предпринимательских рисков