Страхование ответственности, проблемы и перспективы его развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы выступает анализ поступлений страховых взносов (премий) и выплат страхового возмещения по страхованию ответственности как основных источников доходов и расходов страховой организации на примере представительства Белгосстраха по Поставскому району, что позволит выявить основные проблемы и определить направления повышения поступлений страховых взносов (премий) по страхованию ответственности, а также и пути совершенствования предоставления страховых услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ПРИЗНАКИ КЛАССИФИКАЦИИ
1.1 Экономическая сущность страхования ответственности и его необходимость в современных условиях развития
1.2 Характеристика основных видов добровольного страхования ответственности
1.3 Характеристика основных видов обязательного страхования ответственности
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (на примере представительства БРУСП "Белгосстраха" по Поставскому району)
2.1. Анализ состава, структуры, динамики сумм и количества взносов по страхованию ответственности за 2003-2004 года
2.2. Анализ состава, структуры, динамики сумм и количества выплат по страхованию ответственности за 2003-2004 года
2.3. Анализ эффективности деятельности представительства по осуществлению страхования ответственности физических и юридических лиц
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Проблемы, присущие страхованию ответственности и всему рынку страхования РБ в целом
3.2 Возможные направления совершенствования деятельности представительства по осуществлению страхования ответственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 428.00 Кб (Скачать файл)

Обязательное страхование гражданской  ответственности владельцев транспортных средств.

Объектом обязательного страхования  является гражданская ответственность  владельцев транспортных средств за вред, причиненный жизни или здоровью физических лиц, их имуществу либо имуществу юридических лиц в результате ДТП.

Размер страхового взноса устанавливается  Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом. Страховой  взнос устанавливается в евро.

Размер страхового взноса для резидентов РБ устанавливается дифференцированно в зависимости от технических характеристик транспортных средств и сроков страхования, корректируются с учетом местонахождения, а также исходя из аварийности транспортного средства.

Размер страхового взноса для нерезидентов РБ устанавливается в зависимости от типа транспортного средства и срока страхования [УМК, 119].

Договор внутреннего страхования  заключается с владельцем-резидентом или нерезидентом РБ, временно находящимся  на территории РБ, по всем ТС, используемым в дорожном движении на территории РБ, на основании заявления и технического паспорта.

Договор пограничного страхования  заключается с владельцем или  от имени с водителем - нерезидентом РБ, не имеющим договора внутреннего  страхования либо договора страхования "Зеленая карта", заключенного с иностранной организацией и действительного на территории РБ, по ТС, въезжающему на территорию РБ.

Договор страхования "Зеленая карта" заключается с владельцем по ТС, зарегистрированному в РБ и выезжающему  за ее пределы для использования в дорожном движении страны - члена системы "Зеленая карта", с уполномоченной организацией которой бюро заключило соглашение об обязательном страховании ГОВТС.

Договор пограничного страхования  и договор страхования "Зеленая  карта" заключается на основании технического паспорта без подачи заявления [Указ Презид., 5].

Страховым случаем является факт причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу  потерпевшего в период действия договора внутреннего либо пограничного страхования  или договора страхования "Зеленая карта", заключенного с иностранной страховой организацией и действительного на территории РБ, в результате ДТП, в связи с чем предусмотрена выплата страхового возмещения.

Не считаются страховыми случаями факты причинения вреда:

· жизни, здоровью, имуществу лица вследствие непреодолимой силы или  умысла потерпевшего;

· владельцу транспортного средства (водителю), который в установленном  порядке признан лицом, причинившим  вред в результате этого же ДТП  другому лицу;

· транспортному средству, установленному на нем оборудованию, перевозимому на нем грузу либо находящемуся в нем имуществу лицом, управлявшим данным транспортным средством;

· имуществу в виде наличных денег, драгоценностей, ценных бумаг;

· в результате ДТП, не зарегистрированного в ГАИ МВД;

· иные случаи, определенные законодательством [Указ Президента, 4].

Страховщик возмещает потерпевшему вред в пределах установленных лимитов  ответственности (10000 евро по жизни  и здоровью; 10000 евро по имуществу)

Возмещение ущерба:

в случае увечья или иного телесного повреждения, нарушения или утраты здоровья либо смерти - в соответствии с законодательством РБ;

при гибели (уничтожении) транспортного  средства - действительная стоимость  транспортного средства, а также  расходы на эвакуацию, утилизацию и оформление соответствующих документов

при гибели (уничтожении) иного имущества - в размере действительной стоимости  имущества;

при повреждении иного имущества - разница между его действительной стоимостью и стоимостью с учетом обесценения;

при повреждении (уничтожении) дороги, технических средств регулирования и иных объектов - действительная стоимость имущества, или стоимость его восстановления;

при гибели (уничтожении) животных - действительная стоимость животного; при вынужденном  убое - действительная стоимость за вычетом стоимости остатков годных к использованию [УМК,120].

"Зеленая карта" - соглашение  о взаимном признании страхового  покрытия ГОВТС и оказании  взаимной помощи по урегулированию  убытков, возникающих в международном  автотранспортном сообщении.

Система "Зеленая карта" была основана 25.01.1949 г., когда 13 стран-участниц подписали договор о Зеленой  карте, но вступила в действие с 01.01.1953 г.

Основные условия и принципы системы:

· признание государством законности системы и отражение в национальном законодательстве страхования ГОВТС в обязательной форме;

· признание на территории любой  из стран-участниц полисов "зеленая  карта", приобретенных в любой  другой стране;

· передача полномочий по урегулированию убытков иностранного лица национальному страховщику государства, на территории которого причинен вред;

· предоставление страхового покрытия на территории иностранного государства - члена системы - в объеме его  законодательства по этому виду страхования.

Для приобретения полиса "зеленая карта" необходимо заявление страхователя, водительские права, документы на ТС.

В РБ создано Белорусское бюро по транспортному страхованию, определены круг страховщиков, имеющих право  проводить этот вид страхования, а также размер их взносов для  формирования фонда страховых гарантий по данному виду операций и фонда защиты потерпевших в результате ДТП [Зайцева, 236].

В Республике Беларусь существует еще  один вид обязательного страхования  ответственности: обязательное страхование  гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами.

Объект - имущественные интересы страхователя, связанные с риском гражданской  ответственности, которая может  наступить вследствие причинения вреда  жизни, здоровью пассажира и (или) утраты, недостачи или повреждения (порчи) его багажа.

Страховщиком является государственная  коммерческая организация, созданная  для осуществления страховой  деятельности, которой в установленном  законодательством РБ порядке выдана лицензия на проведение обязательного  страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Страховщик не имеет права безосновательно отказать перевозчику, подавшему заявление, в заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами (далее - договор страхования).

Страхователем является перевозчик, заключивший со страховщиком договор  страхования на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством, и уплачивающий страховой взнос (страховую премию). Перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность перед пассажирами до осуществления перевозок.

Для заключения договора страхования  перевозчик подает страховщику заявление, в котором указываются:

· наименование и место нахождения перевозчика - юридического лица или  фамилия, имя, отчество и место жительства перевозчика - индивидуального предпринимателя, а также его текущий (расчетный) банковский счет;

· сведения о количестве транспортных средств, обеспечивающих пассажирские перевозки, и об их технических характеристиках;

· сведения о пассажирообороте и об общей сумме денежных средств, поступивших от перевозки пассажиров, за календарный год, предшествующий году заключения договора страхования;

· сведения о количестве страховых  случаев, происшедших у перевозчика  в течение двух календарных лет, предшествующих году заключения договора страхования.

Перевозчик обязан ежегодно заключать  договор страхования на период осуществления  им деятельности по перевозке пассажиров и багажа, но не более чем на один год с любым из страховщиков, имеющих  лицензию на проведение обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами.

Страховым случаем, при наступлении  которого страховщик производит выплату  страхового возмещения, является факт причинения вреда жизни, здоровью пассажира  и (или) утраты, недостачи или повреждения (порчи) его багажа при осуществлении посадки, перевозки, высадки пассажира или погрузки, перевозки либо выгрузки багажа.

Страховая сумма определяется сторонами  договора страхования в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Минимальный размер страховой суммы  при обязательном страховании гражданской  ответственности перевозчика перед  пассажирами за вред, причиненный  жизни или здоровью потерпевшего при наступлении страхового случая, устанавливается в размере, эквивалентном 3000 евро, а за утрату, недостачу или повреждение (порчу) его багажа - в размере, эквивалентном 1000 евро.

Размер выплаты страхового возмещения зависит от степени тяжести вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, размера страховой  суммы и не может быть менее:

· установленного минимального размера  страховой суммы - в случае смерти (гибели) потерпевшего или причинения ему тяжкого телесного повреждения;

· 60 процентов установленного минимального размера страховой суммы - в случае причинения потерпевшему менее тяжкого телесного повреждения;

· 20 процентов установленного минимального размера страховой суммы - в случае причинения потерпевшему легкого телесного  повреждения.

Страховое возмещение в случаях  утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, принадлежащего потерпевшему, выплачивается исходя из реального ущерба в пределах определенной сторонами договора страховой суммы.

Выплата страхового возмещения производится потерпевшему, а в случае его смерти - наследникам путем перечисления денежных средств на его текущий (расчетный) банковский счет, выдачи чека, перевода по почте или выдачи денежных средств из кассы страховщика в течение пяти рабочих дней после получения страховщиком всех необходимых документов.

За каждый день просрочки выплаты  страхового возмещения по вине страховщика потерпевшему, а в случае его смерти - наследникам выплачивается пеня в размере, установленном государственным органом по надзору за страховой деятельностью.

Страховщик обязан составить акт  о страховом случае в течение трех рабочих дней после получения заявления потерпевшего, а в случае его смерти - заявления наследников или страхователя с приложением: подлинника акта о страховом случае на транспортном средстве с пассажиром, составленного перевозчиком по установленной форме; документа медицинского учреждения о степени тяжести телесных повреждений, причиненных потерпевшему.

В случае гибели пассажира его наследниками представляются:

· нотариально засвидетельствованная  копия документа о смерти пассажира;

· нотариально засвидетельствованная копия документа о праве на наследство[Закон].

Страхование ответственности -- это  отрасль страхования, где объектом страхования выступает ответственность  перед третьими физическими или  юридическими лицами вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя.

Экономическая сущность страхования  ответственности заключается в  обязательствах страховщика за счет взносов страхователей возмещать  убытки потерпевшим (третьим лицам) при возникновении у них права  на получение компенсации от страхователя.

Условия договора страхования ответственности  предусматривают установление максимальных пределов выплачиваемых страховщиком сумм возмещений, которые называются лимитами ответственности страховщика.

Страхование ответственности осуществляется в двух формах: добровольной и обязательной. Среди видов добровольного страхования ответственности можно выделить следующие: добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств; добровольное страхование ответственности перевозчика; страхование общегражданской ответственности; добровольное страхование гражданской ответственности граждан, имеющих право пользоваться жилыми помещениями; добровольное страхование гражданской ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара; добровольное страхование гражданской ответственности нанимателя за вред, причиненный жизни и здоровью работников; добровольное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности и другие.

Обязательное страхование ответственности  имеет место в следующих видах: обязательное страхование гражданской  ответственности владельцев транспортных средств (внутреннее, пограничное и  страхование ответственности системы "Зеленая карта") и обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами.

2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (на  примере представительства БРУСП  "Белгосстраха" по Поставскому  району)

2.1 Анализ состава, структуры  и динамики сумм и количества страховых взносов по страхованию ответственности за 2003-2004 гг.

В представительстве Белгосстраха по Поставскому району традиционными  сферами деятельности являются:

· страхование имущественных интересов  граждан и предприятий;

· страхование от несчастных случаев;

· страхование ответственности.

Целью данного раздела является анализ состава, структуры и динамики сумм поступлений страховых взносов  по страхованию ответственности. Выделим  основные виды страхования ответственности, которые получили наибольшее развитие в представительстве:

1. обязательное страхование ГО  владельцев транспортных средств  (юридические лица);

2. обязательное страхование ГО  владельцев транспортных средств  (физические лица);

3. обязательное страхование ГО  владельцев транспортных средств (пограничное);

4. страхование ГО перевозчика  перед пассажирами;

5. страхование ГО владельцев  автотранспортных средств, выезжающих  за пределы Республики Беларусь ("Зеленая карта").

Наряду с данными видами можно  выделить страхование ГО владельцев автотранспортных средств, выезжающих на территорию Литовской Республики ("Линдра", DRAUDIMAS); добровольное страхование ГО владельцев жилых помещений.

Информация о работе Страхование ответственности, проблемы и перспективы его развития в Республике Беларусь