Страхование: сущность, роль в рыночной экономике и социально-экономической сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:29, реферат

Краткое описание

1.1. Возникновение страхования. Этапы развития. История Страхового дела в России.
1.1.1. Страхование в мире
Первоначальные формы страхования, возникли, в глубокой древности. Еще в
рабовладельческом обществе были добровольные соглашения, в которых можно различить черты современного договора страхования. Самые древние правила страхования, дошедшие до нас, изложены в одной их книг Талмуда.

Вложенные файлы: 1 файл

Страхование(тема 1,2).docx

— 58.73 Кб (Скачать файл)

В связи с имеющимися пробелами; в страховом законодательстве орган государственного страхового надзора занимается разработкой проектов законодательных актов и предложений по различным вопросам страхования.

Предупреждение, ограничение и  пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечиваются Мини-

 

    Лицензирование страховой деятельности.

Условия получения лицензии на осуществление страховой деятельности

Лицензия на осуществление страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии. Лицензируется не страховая деятельность вообще, а конкретные виды страхования, в которых законом установлено наличие страхового интереса. Поэтому страховая организация, давно работающая на рынке, при введении нового вида страхования должна получить лицензию на его осуществление.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. В лицензии указываются конкретные виды страхования, которыми имеет право заниматься страховщик. Понятие вида страхования в законодательных документах четко не определено. Фактически вид страхования обособляется от других наличием определенного объекта страхования и страхуемого риска и оформляется отдельными Правилами страхования.

Лицензирование страховой деятельности на территории РФ регламентируется Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденными приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 19 мая 1994 г. Лицензирование деятельности страховых медицинских организаций, занимающихся обязательным медицинским страхованием, осуществляется в соответствии с Правилами лицензирования деятельности страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 марта 1994 г. Условия лицензирования других обязательных видов страхования регламентируются специальными документами. Например, по лицензированию обязательного личного страхования пассажиров и сотрудников налоговых органов действует нормативный документ «Об отдельных вопросах применения Условий лицензирования страховой деятельности на территории РФ №. 02-02/08 от 19 мая 1994 г. при лицензировании видов обязательного страхования».

Лицензирование  страховой деятельности осуществляется органами страхового надзора. При этом в Условиях лицензирования, в противоречии с Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации», в качестве объекта страхования используется понятие вида страховой деятельности, а не вида страхования. Вид страховой деятельности может включать в себя множество видов страхования.В лицензии указывается вид страховой деятельности, а в приложении к лицензии— перечень конкретных видов страхования с соответствующими Правилами страхования.

Под лицензируемой страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих, страховых выплат. Деятельность по оценке страховых рисков, определению размеров ущерба, консультирование и т.д. не нуждается в получении лицензии.

Лицензия может быть выдана для осуществления страховой  деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком. Как правило, лицензия на проведение страховой деятельности не имеет ограничений по сроку действия, если

 

 

это специально не оговорено при ее выдаче. В случае если на момент ее оформления лицензии отсутствует достоверная информация по риску, позволяющая его оценить, страховщику выдается временная  лицензия.

Для получения  лицензии страховая организация  должна выполнить следующие условия:

  • быть зарегистрированной на территории РФ;
    • иметь необходимый размер уставного капитала оплаченного в соответствии с действующим законодательством;
    • выполнить определенные нормативные соотношения между собственными средствами компании и размерами страховой премии, планируемыми  
      по данному виду страхования на первый год деятельности;
    • выполнить ограничения по показателю максимальной ответственности по 
      отдельному риску.

Процедура лицензирования предусматривает выдачу лицензий страховщикам, предварительно зарегистрированным в  качестве юридический лиц. В отличие от мировых аналогов такой механизм имеет ряд недостатков, прежде всего связанных с невозможностью уже на стадии регистрации страховщика повлиять на состав учредителей, ознакомиться с платежеспособностью, происхождением капитала и т.д

Для получения лицензии страховщик должен обладать оплаченным в денежной форме уставным капиталом в размере нe менее:

    • 25 тыс. МРОТ при проведении видов страхования иных, чем страхование 
      жизни;
  • 35 тыс. МРОТ при проведении страховании жизни;
  • 50 тыс. МРОТ при проведении исключительно перестрахования.

Собственные средства компании должны находиться в определенном соотношении с размерами страховой премии по данному виду страхования, которые планируются на первый год его осуществления. При первом обращении страховщика за получением лицензии оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховщика должны обеспечивать проведение планируемых видов страхования и выполнение принятых страховщиком обязательств по договорам страхования и составлять в совокупности величину не ниже той, которая установлена в условиях лицензирования для определенного вида страховой деятельности.

Максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования не может превышать 10% собственных средств страховщика. Если максимальная ответственность по договору превышает указанный норматив, должно быть предусмотрено перестрахование избыточного риска.

При обращении  за получением лицензии на новые виды страховой деятельности уже действующие  страховые компании должны отвечать требованиям платежеспособности в  соответствии с Положением о порядке  расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденное приказом Минфина РФ от 2 ноября 2001 г.

Порядок выдачи Лицензии

Для получения лицензии страховщик предоставляет в орган страхового надзора следующие документы.

1. Заявление по установленной  форме.

2. Учредительные  документы.

 

3. Документы,  подтверждающие оплату  уставного капитала.

4. Экономическое обоснование страховой  деятельности, включающее:

- бизнес-план на первый год  деятельности страховщиков, получающих  лицензию впервые;

- расчет соотношения активов  и обязательств по установленной  форме для страховщиков, осуществляющих  страховую деятельность не менее  года;

- положение о порядке создания  и использования страховых резервов;

- план по перестраховованию (в произвольной форме), если максимальная ответственность по отдельному риску превышает 10% собственных средств страховщика;

- баланс с приложением отчета  о финансовых результатах на  последнюю отчетную дату;

- план размещения страховых  резервов.

5. Правила по видам страхования,  содержащие:

- определение круга субъектов  страхования и ограничения по  заключению договора страхования;

- определение объектов страхования;

- определение перечня страховых  случаев, при наступлении которых  наступает ответственность страховщика  по страховым выплатам (основные  и дополнительные условия);

- страховые тарифы;

- определение сроков страхования;

- порядок заключения договора  страхования и уплаты страховых  взносов;

- взаимные обязательства сторон  по страховому договору и возможные  случаи отказы  в выплате по  договорам страхования.

К правилам должны быть приложены образцы форм договоров страхования и страховых  свидетельств (полисов, сертификатов).

6. Расчет страховых тарифов с  приложением использованной методики  расчета и указанием источника  исходных данных.

7. Сведения о руководителе и  его заместителях.

Страховщики, уже имеющие лицензию на осуществление  страховой деятельности, при расширении видов страховой деятельности представляют все указанные документы, кроме  перечисленные в п. 2, 3, 4.3, 4.6, а  страховщики, предметом деятельности которых является исключительно  перестрахование, - все, кроме перечисленных в пунктах 4-6.

При получении  лицензии один экземпляр Правил страхования  и один экземпляр структур тарифных ставок с отметкой органов надзора  возвращаются страховщику, иные документы  не выдаются. Штамп органов надзора  на Правилах страхования и расчете  тарифа не означает их утверждения  государственным органом. В соответствии с ГК РФ (ст. 943, 954) Правила страхования и тарифы разрабатываются и утверждаются самим страховщиком, а органами надзора используются для контрольных функций. Однако, если окажется, что страховая организация заключает договоры страхования с отступлением от Правил и тарифов, разрешение на использование которых содержится в лицензии, то это влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее отзыва. На внесение изменений в Правила страхования и тарифы страховщик должен получить разрешение надзорных органов, что сопровождается внесением изменений в лицензию.

 

 

 

Срок для  рассмотрения вопроса о выдаче страховщику  лицензии или об отказе в ее выдаче составляет 60 дней со дня подачи заявления  с приложением всех необходимых  документов. Фактически  этот срок затягивается до года, что подталкивает страховщиков к тому, чтобы заключать договоры страхования без лицензии. Это  является грубым нарушением законодательства и влечет за собой тяжелые финансовые последствия. Заключенные договоры не считаются договорами страхования, страховые премии не могут направляться на формирование страховых резервов и подлежат налогообложению по общим  правилам.

Отказ в выдаче лицензии возможен при несоответствии представленных документов существующему  законодательству. Он должен быть конкретно  мотивирован, а при отсутствии указания на причины отказа может быть обжалован  в арбитражный суд.

Ограничение, приостановление и отзыв лицензии.

Ограничение действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по определенным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории.

Приостановление действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия.

При ограничении  и приостановлении действия лицензии страховщик выполняет принятые обязательства  по ранее заключенным договорам  до истечения срока их действия. Решение об ограничении или приостановлении  действия лицензии принимается коллегией  органа надзора, сообщается страховщику, соответствующему налоговому органу и  публикуется в печати. Решение  о возобновлении лицензии принимается  после устранения нарушений и  тоже публикуется в печати.

Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств по договорам страхования. Основания для отзыва лицензии:

- неоднократное  (более 1 раза) принятие решения  об ограничении или приостановлении  действия лицензии;

- неустранение в срок нарушений,  явившихся основанием для принятия решения об ограничении или приостановлении действия лицензии, или непредставление отчета об устранении этих нарушений;

- решение  суда, подтверждающее осуществление  страховщиком незаконной деятельности;

- представление  федерального антимонопольного  органа или его территориальных  управлений об установлении фактов  нарушения страховщиком требований  к рекламной деятельности;

- другие  основания, предусмотренные действующим  законодательством.

Решение об отзыве лицензии сообщается страховщику  и в печати. Отозванную лицензию страховщик обязан возвратить в федеральный  орган надзора в 10-дневный  срок со дня получения (опубликования) решения.  


Информация о работе Страхование: сущность, роль в рыночной экономике и социально-экономической сфере