Страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 16:56, контрольная работа

Краткое описание

Классификация по отраслевому признаку в страховании
Аудит страховой организации
Тарифы и страховая оценка по страхованию строений

Вложенные файлы: 1 файл

Страхование.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

Классификация по отраслевому признаку в страховании. 

Классификация   страхования представляет собой научную систему деления страхования на сферы деятельности, отрасли, подотрасли, виды и звенья.

Целью  классификации   страхования  является разделение всей совокупности страховых отношений на иерархически взаимосвязанные звенья. В основу классификации   страхования положены критерии различий:

• в объектах страхования;

• в объеме страховой ответственности.

Первый  является всеобщим, второй охватывает только имущественное страхование.

Всеобщему критерию можно дать следующее определение: это иерархическая система условного  деления страхования по форме  организации и проведения, по объектам (отраслям) страхования, по рискам.

По форме  организации страхование выступает как государственное, акционерное и взаимное, кооперативное, медицинское.

Государственное страхование представляет собой  организационную форму, где в  качестве страховщика выступает  государство в лице специально уполномоченных на это организаций. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования (определенных законом о статусе страховой деятельности).

Акционерное страхование – негосударственная  организационная форма, где в  качестве страховщика выступает  частный капитал в виде акционерного общества, уставный фонд которого формируется из акций (облигаций) и других ценных бумаг, принадлежащих юридическим и физическим лицам, что позволяет при сравнительно ограниченных средствах быстро развернуть эффективную работу страховых компаний.

Взаимное  страхование – негосударственная  организационная форма, которая  выражает договоренность между группой  физических, юридических лиц о  возмещении друг другу будущих возможных  убытков в определенных долях  согласно принятым условиям. Реализуется через общество взаимного страхования, которое является страховой организацией некоммерческого типа, т. е. не преследует целей извлечения прибыли из созданного страхового предприятия. Это крупная организационная форма проведения страхования. 

Кооперативное  страхование – негосударственная организационная форма. Заключается в проведении страховых операций кооперативами.

Особой  организационной формой является медицинское  страхование.

Медицинское  страхование – особая организационная форма страховой деятельности. В Российской Федерации выступает как форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель его – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств (в том числе в государственной и муниципальной системах здравоохранения) и финансировать профилактические мероприятия (диспансеризацию, вакцинацию и др.). В качестве субъектов медицинского  страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация (страховщик), медицинское учреждение (поликлиника, амбулатория больница и др.).

Исходя из  отраслевого   признака  выделяют:

- личное;

-имущественное  страхование ; 

- страхование  ответственности;

-  страхование  экономических рисков. 

Личное  страхование трактуется как отрасль страхования, где в качестве объектов страхования выступают жизнь, здоровье и трудоспособность человека. Личное страхование подразделяется на страхование жизни и страхование от несчастных случаев, сочетает рисковую и сберегательную функции, в том числе за счет выдачи ссуд под залог страхового полиса.

Страхование жизни – совокупность видов личного  страхования, предусматривающих обязанности  страховщика по страховым выплатам в случаях:

– дожития застрахованного до окончания срока страхования или определенного договором страхования возраста;

– смерти застрахованного;

– а также по выплате пенсии (ренты, аннуитета) застрахованному в случаях, предусмотренных договором страхования (окончание действия договора страхования, достижение застрахованным определенного возраста, смерть кормильца, постоянная утрата трудоспособности, текущие выплаты (аннуитеты) в период действия договора страхования и др.).

Договоры  страхования жизни заключаются  на срок не менее 1 года.

Имущественное страхование трактуется как отрасль страхования, в которой объектом страховых правоотношений выступает имущество в различных видах; его экономическое назначение – возмещение ущерба, возникшего вследствие страхового случая. Застрахованным может быть имущество как являющееся собственностью страхователя, так и находящееся в его владении, пользовании, распоряжении. Страхователями выступают не только собственники имущества, но и другие юридические и физические лица, несущие ответственность за его сохранность.

Страхование ответственности – отрасль страхования, где объектом выступает ответственность перед третьими (физическими и юридическими) лицами, которым может быть причинен ущерб (вред) вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. Через страхование ответственности реализуется страховая защита экономических интересов возможных причинителей вреда, которые в каждом данном страховом случае находят свое конкретное денежное выражение.

В страховании  ответственности выделяют следующие  подотрасли: страхование задолженности и страхование на случай возмещение вреда, которое называют также страхованием гражданской ответственности.

страхование  экономических рисков включается в раздел классификации  имущественного  страхования по рискам. С этой точки зрения имущественное страхование подразделяется на:

– страхование предпринимательских (экономических) рисков;

– страхование финансовых рисков (представляет собой гарантию того, что определенные финансовые обязательства, установленные в процессе заключения какой-либо сделки, будут выполнены);

– страхование коммерческих рисков;

– страхование технических рисков (вероятность потерь вследствие отрицательных результатов научно-исследовательских работ, вероятность потерь в результате недостижения запланированных технических параметров в ходе конструкторских и технологических разработок, вероятность потерь в результате низких технологических возможностей производства);

– страхование производственных рисков;

– страхование инновационных рисков (риск того, что новый товар или услуга могут не найти покупателя, риск несоответствия нового оборудования и технологии необходимым требованиям для производства нового товара или услуги, риск невозможности продажи созданного оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции);

– страхование туристских рисков.

Аудит страховой организации

 
Первым этапом аудиторской проверки страховой  организации, как и любого другого  экономического субъекта, является планирование аудита. Обязанность аудитора планировать  свою работу закреплена в федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 3 "Планирование аудита" (далее - ПСАД № 3). В общем плане и программе аудита страховщика находит свое отражение специфика страховой деятельности. Необходимо отметить, что существенная часть деятельности страховых компаний аналогична деятельности любой другой организации: страховщики приобретают и сдают в аренду объекты основных средств, выплачивают заработную плату, отправляют сотрудников в командировки и т.д.

Планирование  аудита включает следующие основные этапы:

— предварительное  планирование аудита;

— составление  общего плана аудита;

— составление  программы аудита.

Остановимся на первых двух из этих этапов. Предварительное  планирование - это всестороннее исследование деятельности страховщика. Целью изучения аудитором бизнеса клиента является облегчение проведения аудита и повышение его качества. Для аудитора немаловажно оценить затраты, связанные с предстоящей проверкой, и сделать на основании полученной информации о клиенте вывод о своих возможностях (например, численность сотрудников аудиторской компании может не позволить ей провести качественную проверку очень крупного клиента, либо стоимость и сроки аудита не устраивают клиента). В процессе проведения планирования заполняются принятые аудитором внутренние документы, например лист предварительного планирования. Первое направление предварительного планирования - общие характеристики организации:

— дата создания;

— структура  компании (включая ее организационно-правовую форму);

 —  наличие в организации иностранного капитала, аффилированных лиц;

 —  филиалы и обособленные подразделения  организации; 

— действующие  лицензии на страховую деятельность;

 —  наличие у организации рублевых  и валютных счетов с наименованием  банков;

— численность  сотрудников головной компании и филиалов (аудитор должен также охарактеризовать текучесть и комплектацию управленческих кадров, а также специалистов, отвечающих за ведение бухгалтерского учета);

 —  структура капитала страховой  организации (оцениваются доли  в организации крупнейших собственников и учредителей), изучаются акции компании (номинальная стоимость и курс);

— рейтинг  с указанием рейтингового агентства, участие в различных профессиональных объединениях, прочие публикации о  компании.

Второе  направление предварительного планирования - особенности собственно страховой деятельности организации:

— виды страхования, осуществляемые данным страховщиком;

— наличие  среди проводимых видов страхования  обязательных;

— основные контрагенты-перестраховщики;

— иностранные  контрагенты (клиенты, перестраховщики, брокеры);

— деятельность, обеспечиваемая целевым финансированием, а также финансированием из бюджета;

— инвестирование (наименования эмитентов ценных бумаг, их количество и общая сумма инвестиций, а для векселей и облигаций - срок погашения);

— наличие  предписаний страхового надзора  и судебных исков в отношении  компании; — порядок использования  прибыли.

Третье  направление исследования страховщика  в процессе предварительного планирования аудита - изучение и характеристика системы внутреннего контроля клиента. Имеет значение наличие у организации учетной политики отдельно для бухгалтерского и для налогового учета. Важную роль играет также то, какие правила формирования страховых резервов применяет компания - собственные или типовые. В настоящее время практически все предприятия, в том числе и страховые компании, ведут бухгалтерский (и страховой) учет с помощью компьютерных программ. В процессе предварительного планирования необходимо выяснить, какая именно программа используется данным страховщиком, все ли страховые операции заносятся в базу, автоматически ли рассчитываются резервы и др. Аудитор также должен оценить и зафиксировать свое профессиональное суждение об оформлении бухгалтерской документации в компании, акцентируя внимание на возможной необходимости восстановления бухгалтерского учета. Также выражается мнение о квалификации руководства организации и главного бухгалтера, других сотрудников бухгалтерии. Следует выяснить, когда и за какой период в компании проводилась последняя налоговая проверка. Проведение незадолго до аудита налоговой проверки может служить дополнительным подтверждением надежности системы внутреннего контроля. Важно наличие в компании службы или отдела внутреннего аудита.

Четвертое направление предварительного планирования - определение потребностей клиента, его пожеланий. Это может быть формальное подтверждение отчетности или детальное исследование бухгалтерской отчетности, включающее бухгалтерские и налоговые консультации, совершенствование бухгалтерского учета и налогообложения. Аудитор должен быть в курсе тех целей, ради которых страховщик прибегает к его услугам: обязательный ежегодный аудит, для получения лицензии, по заказу нового руководства, для получения займов и др. Учитывая предстоящий объем и специфику работы, необходимо также решить, привлекать ли к проверке другого аудитора или указать главного аудитора. Затем начинается собственно планирование проверки: анализируются виды и масштаб операций клиента, объем его основных средств, необходимость проведения инвентаризации, перечень видов страхования, наличие обязательных видов страхования, основные позиции отчетности (величина взносов по различным видам страхования, выплат в разрезе видов, расходы, чистая прибыль и т.д.). По результатам экспертизы формируется общее впечатление о клиенте. Особое внимание уделяется вероятности того, что клиент оплатит оказанные ему аудитором услуги. Затем составляется предполагаемая оценка объема работ с указанием должностей работников, занятых на проверке, их числа, количества человеко-дней, почасовой ставки оплаты их услуг. Затраты суммируется, выводится итог. Также отмечаются указанные клиентом предпочтительные сроки проведения аудиторской проверки. Составленный таким образом внутрифирменный документ подписывается экспертами, работавшими над ним, и утверждается руководителем аудиторской организации, который назначает ответственных лиц по данному проекту. После окончания всех необходимых формальностей организацией, если аудитор и клиент пришли к соглашению по всем существенным условиям, заключается договор на оказание аудиторских услуг. В настоящее время федеральными правилами аудиторской деятельности не установлена форма договора на оказание аудиторских услуг. В качестве одного из возможных вариантов используют форму договора на аудиторское обслуживание, рекомендованную к применению Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации в рамках правила (стандарта) "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг". Однако каждая аудиторская организация имеет право самостоятельно, руководствуясь законодательством и внутрифирменными стандартами аудита, разработать и применить свою форму договора на оказание аудиторских услуг. Составление общего плана и программы аудитора Разработка общего плана и программы аудита основывается на предварительных данных о клиенте и на результатах проведенных аналитических процедур. Посредством проведения указанных аналитических процедур организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации варьируются, в частности, в зависимости от объема данных бухгалтерской отчетности клиента.

Информация о работе Страхование