Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:03, курсовая работа

Краткое описание

В 90-е годы в связи с кардинальной перестройкой экономики и
политической структуры российского общества предметом пристального внимания
ученых и практиков стала система государственного социального страхования.
Будучи по своей природе одной из форм социальной защиты населения, она
становилась все менее эффективной и неадекватной новым, порождаемым
переходом к рыночной экономике, потребностям общества. Причина тому -
генетическая связь этой системы с административно-плановой экономикой
советской эпохи, слабая адаптированность ее к рыночным социально-
экономическим и производным от них реалиям. В новых условиях хозяйствования
это объективно заводит в тупик всю систему социальной защиты населения,
что, как показывает исторический опыт, порождает угрозу социальной
стабильности общества.

Содержание

Введение 3


Национальная безопасность общества и социальная защита личности 5


Место социальной безопасности в общей системе национальной безопасности 6


Система социального страхования в странах Запада 7


Страхование как форма социальной защиты 7


Виды социального страхования 9


Исторические аспекты развития социального страхования в России 11


Первый этап - 11


Второй этап - 12


Третий этап - 14


Кризис экономики — кризис социальной политики 16


Развитие системы социального страхования 19


Принципы построения системы социального страхования 19


Финансирование социального страхования 22


Заключение 28


Список используемой литературы 30



Введение

Вложенные файлы: 1 файл

страхование.docx

— 95.15 Кб (Скачать файл)

реферат Социальное страхование как форма организации  социальной защиты населения

Министерство Образования Российской Федерации

                   Государственный Университет Управления

                  Институт Управления и Предпринимательства

                             в Социальной Сфере

 

 

 

                               Курсовая работа

 

                                  по теме:

 «Социальное страхование как  форма организации социальной  защиты населения»

 

 

 

Выполнила студент МСС – III, 1

Воркуева М. Н.

Руководитель: Якушев Л. П.

 

 

 

                                 Москва 2002

 

                                 Содержание

 

 

 

                                 Введение 3

 

 

      Национальная безопасность  общества и социальная защита  личности 5

 

 

  Место социальной безопасности  в общей системе национальной  безопасности 6

 

 

             Система социального страхования  в странах Запада 7

 

 

                  Страхование как форма социальной  защиты 7

 

 

                       Виды социального страхования  9

 

 

      Исторические аспекты  развития социального страхования  в России 11

 

 

                              Первый этап - 11

 

 

                              Второй этап - 12

 

 

                              Третий этап - 14

 

 

              Кризис экономики — кризис  социальной политики 16

 

 

                 Развитие системы социального  страхования 19

 

 

           Принципы  построения системы социального  страхования 19

 

 

                  Финансирование социального страхования  22

 

 

                                Заключение 28

 

 

                      Список используемой литературы 30

 

 

 

                                  Введение

 

 

 

      В  90-е  годы  в  связи  с  кардинальной  перестройкой   экономики   и

политической структуры российского  общества предметом пристального  внимания

ученых и практиков стала  система государственного  социального  страхования.

Будучи по своей природе одной  из  форм  социальной  защиты  населения,  она

становилась  все  менее  эффективной  и  неадекватной   новым,   порождаемым

переходом к  рыночной  экономике,  потребностям  общества.  Причина  тому  -

генетическая  связь  этой  системы  с  административно-плановой   экономикой

советской  эпохи,  слабая  адаптированность   ее   к   рыночным   социально-

экономическим и производным от них реалиям. В новых условиях  хозяйствования

это объективно заводит в тупик  всю  систему  социальной  защиты  населения,

что,  как  показывает  исторический  опыт,   порождает   угрозу   социальной

стабильности общества.

      “Тупиковость   нынешней   системы   социальной   защиты    обусловлена

противоречивостью  и   непоследовательностью   практики   в   данной   сфере

радикально-либеральных реформаторов. С одной стороны,  опасаясь  в  условиях

резкого  спада  материального  благополучия  большинства  населения,   роста

социальной  напряженности,  они  боялись  затронуть  социально-иждивенческую

составную  сложившейся в советские времена системы социальной   защиты,

являющуюся основой относительного благополучия подавляющей части нынешнего

российского общества. С другой, эти же реформаторы пытались спешно  встроить

в данную систему, в том числе  в систему госсоцстраха отдельные, как правило

заимствованные из западного опыта,  звенья  рыночного  характера.”  [6]  При

этом каждое правительство внедряло  разные  звенья.  В результате  практика

социального  реформаторства  характеризовалась  и   поныне   характеризуется

концептуальной эклектикой, что  обрекает ее на малоэффективность.

      Эти и ряд других  обстоятельств и порождают   актуальность  исследования

концептуальных моделей государственного социального  страхования  как  формы

социальной защиты населения и  обеспечения социальной стабильности  общества,

выработки  концепции  ее  наиболее  адекватной   потребностям   современного

периода.

      Несмотря на то, что  в  мировом  сообществе  действительно  существуют

весьма   интересные   и   эффективные   модели   социального    страхования,

социологические  исследования  и  практика   уже   неоднократно   показывали

несостоятельность  прямого   перенесения   чужого   социального   опыта   на

российскую  почву.  Причина  тому  -  большие  различия  в  национальных   и

исторических корнях разных обществ. Вместе  с тем некоторые заложенные  в

зарубежной практике идеи имеют  общечеловеческий  характер  и  потому  могут

быть учтены при разработке собственной  концептуальной модели.

       Настоящая работа  нацелена на  определение  теоретико-методологических

оснований системы  государственного  социального  страхования  как  основной

формы организации социальной защиты  населения  в  пореформенной  России,  с

учетом  особого  динамизма  и  направлений  экономического  и  политического

реформирования нашего общества.

 

      Проблемы социальной  защиты  личности,  отдельных   социальных  групп  и

всего  населения  имеют  общегосударственное  значение   и   характеризуются

статусом  национальной  безопасности.  От  решения  их  зависит   социальное

воспроизводство  населения,   социально-психологическое   состояние   людей,

стабильность функционирования  общества,  трансформация  его  в  гражданское

состояние.

      Государственная  система социальной  защиты  строится  в  двух  формах:

социальное обеспечение  и  социальное  страхование.  Социальное  страхование

является одной из форм  общей  системы  социальной  защиты,  характеризуется

своей  спецификой.  Оно  должно  иметь  форму  взаимной  ответственности  (в

широком смысле) для всех ее основных субъектов, а  именно:  застрахованного,

предприятия  и   государства.   Социальное   страхование   -   это   система

полноправного участия каждого  из субъектов  в  социальной  защите,  а  также

взаимного страхования.

 

                     Национальная безопасность общества

 

 

                        и социальная защита личности

 

 

 

      В течение длительного  времени безопасность в нашей   стране  понималась

узко, исключительно как защита государства от угрозы извне. Более  того,  она

рассматривалась  преимущественно  в  политическом  или   военном   аспектах.

Вопросы  безопасности  входили  в   компетенцию   Комитета   государственной

безопасности и военных ведомств.

      В  настоящее   время  происходит  переосмысление  понятия  национальной

безопасности с учетом мирового опыта, сложных процессов, протекающих  внутри

российского общества, и тенденций  в развитии мирового сообщества.  Очевидно,

что угрозу общественной стабильности могут таить не только внешние  факторы,

но  и  деструктивные  явления   внутреннего   характера,   проявляющиеся   в

результате проведения государственных реформ.

      Окружающая человека  действительность - это  огромный  мир  опасностей,

которые    необходимо    систематически    отслеживать,    осмысливать     и

классифицировать.   Всвязи   с   этим   безопасность   представляет    собой

определенную  совокупность  мер,  систему  гарантий,  обеспечивающую  защиту

объекта  (личности,  общества,  государства)  от  потенциально  возможных  и

реально существующих внутренних и  внешних опасностей, могущих нанести  ущерб

его жизненно важным интересам.

      Проблема  обеспечения   национальной   безопасности   сегодня   весьма

актуальна.  Однако  и  по  сей  день  отсутствует  ее  четко   разработанная

концепция,  включающая  систему  принципов  и  форм   деятельности   по   ее

достижению,  единый  документ   долговременного   действия,   обеспечивающий

полноценную и взаимообусловленную  жизнедеятельность  личности,  общества  и

государства в интересах всего  общественного развития.

      Роль  закона  "О   безопасности"   сегодня   в   период   общественных

преобразований весьма велика. По своему значению он может быть  приравнен к

Конституции. На современном этапе  общественного развития он может  выполнять

даже функцию некоторого "фильтра" по отношению не  только  к  вытекающим  из

него нормативным актам, но и  к системе законодательства в  целом.

      При создании системы  национальной безопасности важно  задействовать уже

сложившуюся   в   обществе   организационную   структуру   по    обеспечению

безопасности, дополнив ее деятельность выполнением новых  функций,  а  также

создать   сеть   новых   организаций,    включая    научно-исследовательские

коллективы. Решение вопросов национальной  безопасности  должно  пронизывать

всю человеческую деятельность, в  определенной  мере  служить  критерием  ее

эффективности во благо человека,  общества  и  государства.  Таким  образом,

безопасность  каждого  объекта  защиты  -  государства,  общества,  человека

должна обеспечиваться в экономической, политической, социальной  и  духовно-

культурной сферах общества с учетом внешних и внутренних угроз и среды их

возникновения. Социальная  безопасность  этих  субъектов,  решающая  вопросы

воспроизводства их социальной жизнедеятельности,  неизбежно  будет  включать

экономические, политические и духовно-культурные компоненты.

 

 

 

   Место социальной безопасности  в общей системе национальной  безопасности

 

 

      Проблема безопасности  России еще никогда в ее  истории  не  стояла  так

остро, как в конце ХХ в. Поэтому при разработке  ее  концепции должны  быть

наиболее полно учтены все складывающиеся реалии и внутри  страны,  и  за  ее

пределами. Необходимо  четко  осознать,  что  сегодня  для  России  означает

обеспечение  национальной  безопасности,  и  определить,  какие  ее  аспекты

следует выделить в качестве приоритетных.

      Современный мир   настолько  сложен,  что   в  нем  постоянно  возникают

противоречия,  а  мировое  сообщество  сотрясают  все   новые   национально-

этнические,  религиозные,  территориальные  и  иные  конфликты.   На   место

жесткого противостояния двух держав приходят многочисленные локальные  очаги

напряженности, могущие перерасти  в глобальные конфликты и даже войны.

      Однако  Россия,  несмотря  на  утрату  былого  могущества,  продолжает

оставаться крупнейшим государством мирового сообщества и  оказывать  влияние

на  его  развитие,  поэтому  для  нее  сохраняются   опасности   глобального

масштаба. Концепция национальной безопасности  России  прежде  всего должна

строиться с учетом существующих и  потенциально возможных  угроз  глобального

масштаба, своего положения в международном  сообществе.  От  того,  насколько

адекватными будут эти оценки в первую очередь зависит  обеспечение жизненно

важных интересов не только государства, но и общества, и личности.

      Сегодня  уже   очевидно,  что  нельзя  недооценивать   и   такие   виды

безопасности  как  социокультурная  и информационная.  Специалисты в этих

областях прогнозируют постепенное  перемещение внешних  угроз  из  военной  и

даже материальной сфер в интеллектуальную и духовную.

      Социальные проблемы  российского  общества  во  многом  обусловливаются

экономическими и политическими  реформами,  поэтому  внутренняя  безопасность

России в социальной сфере связана прежде всего с решением  проблем в этих

сферах. Существенные угрозы для устойчивости развития  российского общества

представляют массовое обнищание  населения, безработица и невыплаты  зарплат,

обесценивание  российских  денег,  отсутствие  действенной  защищенности  не

только  естественных  и  неотъемлемых  прав  и   свобод   человека,   но   и

деятельности различных социальных образований.

 

              Система социального страхования  в странах Запада

 

 

 

                   Страхование как форма социальной  защиты

 

 

      И система социального  обеспечения, и система  социального   страхования

все более активно используются как  высокоэффективные  механизмы  социальной

защиты  всех  граждан  независимо  от  взносов  или   продолжительности   их

трудового стажа, хотя  эти  факторы  продолжают  играть  заметную  роль  при

определении  размеров  отдельных пособий,  превышающих основной   минимум.

Формирование идей, доктрин, а впоследствии и механизмов  социальной  защиты,

основанных на принципах социальной справедливости, позволяет странам  Запада

распространять материальную поддержку  на широкий круг лиц, исходя скорее  из

Информация о работе Социальное страхование как форма организации социальной защиты населения