Социальное страхование и социальное обеспечение. Сущность, необходимость, виды, формы социальной защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 23:45, реферат

Краткое описание

Система социальной защиты призвана улучшать статус экономически и социально слабых слоев населения, создавать им определенную защищенность и безопасность, ограничивая нарушение принципов равенства и равноправия. Важнейшим приоритетом системы является поддержка нетрудоспособных граждан, для которых обособляется часть созданного валового продукта посредством формирования и использования специальных денежных фондов. Строится система на основе многосторонней ответственности государства, негосударственных (включая и частные) структур и общественных объединений.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы-реферат.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

                                                                             Факультет переподготовки

                                                                                        «Консалтторгцентр» ИПК и ПЭК

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

       на тему: Социальное страхование и социальное обеспечение. Сущность, необходимость, виды, формы социальной защиты.

 

 

 

 

 

 

                                                                            

 

Руководитель 

 

 

 

 

МИНСК 2012

 

Система социальной защиты призвана улучшать статус экономически и социально слабых слоев населения, создавать им определенную защищенность и безопасность, ограничивая нарушение  принципов равенства и равноправия. Важнейшим приоритетом системы является поддержка нетрудоспособных граждан, для которых обособляется часть созданного валового продукта посредством формирования и использования специальных денежных фондов. Строится система на основе многосторонней ответственности государства, негосударственных (включая и частные) структур и общественных объединений.

Под социальным обеспечением следует понимать установленную  государством систему материальной поддержки граждан, оказавшихся  в трудном положении (по старости, в результате полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, по многодетности и др.). Социальное обеспечение – это часть финансов, используемых государством как экономический инструмент распределения средств для содержания и обслуживания нетрудоспособных членов общества, процесс социальной защиты населения. Оно осуществляется в формах социального страхования, социальной помощи, попечительства и социального обслуживания.

Таким образом, социальное обеспечение представляет процесс социальной защиты, а социальное страхование, социальная помощь, попечительство и социальное обслуживание – его формы. Каждой из стран присущ определенный набор перечисленных форм социальной защиты населения и регламентирующие их законы. Однако социальное страхование является доминирующим в государствах с рыночной экономикой.

Основной предпосылкой, обусловившей появление социального  страхования, была и остается рисковая природа существования человека. Процесс человеческого воспроизводства  подвержен рискам прерывания на физиологическом, экономическом и социальном уровнях. В основе социального риска для большинства населения лежит возможность потери трудового дохода. На макроэкономическом уровне социальный риск проявляется в несоответствии индивидуальных параметров уровня жизни человека общественным нормам и стандартам.

Социальное страхование  является основой системы социальной защиты населения, наличие которой  характерно практически для всех стран. Уровень этой системы зависит  от экономических условий, культурно-исторических особенностей, политической культуры, состояния общественного движения. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения становится наиболее значимой и актуальной.

Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законом страхования работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Республики Беларусь социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Сущность страхования  как экономической категории  раскрывается в системе перераспределительных  отношений, включающих замкнутую солидарную раскладку ущерба между участниками  страховых отношений и его  возмещение из специальных денежных фондов, сформированных за счет взносов страхователей, при наступлении чрезвычайных неблагоприятных событий. В одних странах страхование носит накопительный, в других — солидарный, в третьих — смешанный характер. В первом случае при утрате заработка страхуемые получают компенсацию, размер которой соотносится с величиной их прежней заработной платы с учетом уплаты предварительных взносов. Такой принцип построения системы социального обеспечения считается справедливым во многих странах.

Перераспределение средств  страховых фондов имеет строго целевое назначение - возместить материальный ущерб от стихийных бедствий и различного рода случайностей, чтобы обеспечить непрерывность и бесперебойность расширенного воспроизводства, поддержать необходимый экономический уровень страхователей при наступлении непредвиденных неблагоприятных обстоятельств в их жизни.

Страхование включается в  экономическую категорию финансов, но имеет ряд отличий от категорий  финансов и кредита:

финансы всегда связаны с  денежными отношениями, а страхование  может быть и натуральным;

страховые отношения носят  вероятностный характер, использование  средств страхового фонда связано  с наступлением и последствиями  страховых случаев;

доходы государственного бюджета формируются за счет взносов (платежей) физических и юридических лиц, а использование этих средств выходит далеко за рамки интересов плательщиков взносов. В данном случае происходит перераспределение ущерба, как между территориальными единицами, так и во времени. Страхование предусматривает замкнутое перераспределение ущерба с помощью специального денежного страхового фонда, образуемого за счет страховых взносов;

движение денежной формы  стоимости в страховании подчинено  вероятности нанесения ущерба в  результате наступления страхового случая

В Республике Беларусь страхование регламентировано законами «Об основах государственного социального страхования» и «О страховании» (1993 г.). Истоки социального страхования тесным образом связаны с движением рабочих за создание материальных условий на случай болезни, безработицы, несчастья во время работы. Первоначальными формами социального страхования стали кассы и общества взаимопомощи. Наиболее совершенные для своего времени структура социального страхования и законодательная база были разработаны в Германии в 1883—1889 гг.

Социальному страхованию  присущи следующие признаки:

•страховые взносы являются централизованными доходами государства (внебюджетные фонды относятся к государственной форме собственности, порядок установления и уплаты взносов регламентирован государством) или доходами негосударственных специализированных фондов;

•страховые взносы представляют собой обязательный платеж: а) из фонда оплаты труда работодателей; б) заработной платы работников; в) суммы сокрытых, заниженных или не внесенных в установленный срок платежей (взыскиваются в принудительном порядке);

•страховые взносы, аккумулируемые в специальных фондах, используются целенаправленно;

•страховым взносам присущ возвратный характер, при этом возвратность может быть адекватна или не адекватна уплаченным суммам — в зависимости от существующей в государстве модели социальной защиты;

•привлекаемые страховые взносы могут быть обезличены либо персонифицированы;

•временно свободные средства могут инвестироваться для получения дополнительных доходов.

Организация социального страхования базируется на принципах; всеобщности; универсальности; комплексности; самоуправления; гарантированное пособий, пенсий и других выплат в соответствии с законодательством; равенства граждан в праве на социальное страхование; дифференциации условий и размеров пенсий, пособий и др. В странах с рыночной экономикой к ним добавляется принцип самоокупаемости.

Необходимость государственного социального страхования для  руководства практически всех стран  мира очевидна. Рыночная экономика  предполагает, что каждый человек должен сам зарабатывать себе на жизни и думать о своем будущем. Но это касается тех людей, которые в конкретный момент времени в состоянии обеспечить себя работой, оплатить в случае необходимости медицинское облуживание и т.д.

Но в каждой стране существуют категории людей, которым не под силу самостоятельно решить те проблемы, которые возникают  или потенциально могут возникнуть у них в процессе их жизнедеятельности. Это люди пожилого возраста, которые  по состоянию здоровья уже не в состоянии работать и обеспечивать свое существование, это инвалиды которые также, как правило, не могут обеспечить себе достойное существование в рыночной системе организации экономики, где каждый за себя. Также нельзя исключать тот факт, что человеку, который работает и может себя обеспечить без помощи государства или кого-нибудь еще может понадобиться срочная помощь. Это может быть медицинская помощь, помощь при наступлении несчастного случая. Человек также может лишиться работы, что может быть следствием не только его несоответствия занимаемой ранее должности, но и независящих от него причин, таких как кризис или банкротство предприятия, на котором он работал.

Таким образом  становиться очевидным тот факт, что государство, в целях поддержания социальной стабильности общества, должно брать на себя часть ответственности за жизнь людей, в чем и заключается основная роль государственного социального страхования.

Система социального  страхования может быть как государственной, так и негосударственной, но в обоих случаях она предназначена для обеспечения, восстановления и сохранения трудоспособности работников, а также обеспечения нетрудоспособных лиц.

По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются пенсиями (по возрасту, инвалидности, потере кормильца, за выслугу лет), пособиями и компенсациями в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, пособиями по беременности и родам, по болезни и нетрудоспособности, безработице, в связи с рождением ребенка, уходом за ребенком, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением.

Материальной  основой при этом выступают специализированные фонды денежных средств. Образование  фондов государственного социального  страхования осуществляется в соответствии с требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования данных фондов опосредуют распределение национального дохода, аккумуляцию его частей в специализированных фондах. Субъектами отношений выступают государство, предприятия и организации различных форм собственности, население. Вместе с тем указанные распределительные отношения обусловлены спецификой социального страхования - наличием первичного и вторичного распределения. Первичное распределение осуществляется в процессе формирования фондов за счет отчислений от доходов предприятий и организаций; вторичное — при поступлении в специализированные фонды социальной защиты и последующем использовании средств из государственного бюджета и из заработной платы работников.

Особого внимания заслуживает порядок финансирования услуг системы социального страхования. Здесь могут быть два варианта: во-первых, за счет выделения средств  из бюджета, во-вторых, за счет специальных взносов (из зарплаты граждан или за счет отчислений предприятий-нанимателей).

В пользу финансирования из бюджета говорит тот факт, что  формирование доходов бюджета происходит за счет физических и юридических  лиц, а значит, все общество принимает  участие в финансировании системы соцобеспечения. Против этой системы выступает тот факт, что в период кризисов налоговые поступления сокращаются, а потребность в финансировании социальной защиты возрастает. Социальное страхование в странах Скандинавии и Испании обращено на следующие риски: на случаи болезни, безработицы, инвалидности, по старости и от несчастного случая на производстве. Расходы по страхованию от несчастных случаев покрываются за счет владельцев предприятий, в остальных видах страхования — распределяются в разной мере между самими застрахованными, владельцами предприятий, общинами и государством. Управление социальным страхованием в этих странах происходит по-разному. В Дании, Швеции и Финляндии, например, где оно децентрализовано, это дело органов самоуправления.

Негосударственное социальное страхование осуществляется в добровольной форме негосударственными страховыми организациями.

В США существуют две формы частного социального  страхования – коллективное по месту  работы и индивидуальное. Ведущей формой является первая из них. Коллективные договоры между профсоюзами и предприятиями, как правило, предусматривают определенные социальные выплаты и гарантии. Однако аналогичные виды частного социального страхования существуют и во многих отраслях и фирмах, где профсоюзы отсутствуют. Предприниматели рассматривают свое участие в различных частных страховых «планах» как средство закрепления на своих предприятиях наиболее квалифицированной рабочей силы и административного персонала.

Информация о работе Социальное страхование и социальное обеспечение. Сущность, необходимость, виды, формы социальной защиты