Система социального страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - показать место и роль социального страхования в обществе.

Для достижения цели формируются следующие задачи:
Функции и экономическая сущность социального страхования
Государственное регулирование страховой деятельности
Государственные фонды социального страхования
Негосударственные фонды социального страхования
Организация деятельности социальных фондов и их взаимодействие между собой

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Основы обязательного социального страхования в РФ…………………6
1.1 Функции и экономическая сущность социального страхования……..6
1.2 Государственное регулирование страховой деятельности…………..11
2. Страховые фонды в системе социального страхования……………….15
2.1 Государственные фонды социального страхования………………….15
2.2 Негосударственные фонды социального страхования……………….25
3.Система социального страхования……………………………………....30
3.1 Организация деятельности социальных фондов и их взаимодействие между собой…………………………………………………………………30
Заключение …………………………………………………………………39
Список используемой литературы…………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

Соц.страхование в Росии.doc

— 219.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное бюджетное  образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования 

"Государственный университет  морского и речного флота

 имени адмирала С.О.  Макарова"

_____________________________________________________________________________

 

Кафедра: Международного бизнеса, менеджмента и туризма

 

 

Предмет:  Управление рисками и страхование в туризме

 

 

 

Курсовая  работа

На тему: Система  социального страхования в России

 

 

 

 

Проверил:          Выполнил:

 

Смирнов А.Б.       Студентка ВЗО

_____________       ЭУтур-5,6 V курс 

Нураева И.Ш

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

1.Основы обязательного  социального страхования в РФ…………………6

1.1 Функции и экономическая сущность  социального страхования……..6

1.2 Государственное регулирование  страховой деятельности…………..11

2. Страховые фонды в системе  социального страхования……………….15

2.1 Государственные фонды социального  страхования………………….15

2.2 Негосударственные  фонды социального страхования……………….25

3.Система социального  страхования……………………………………....30

3.1 Организация деятельности  социальных фондов и их взаимодействие  между собой…………………………………………………………………30

Заключение …………………………………………………………………39

Список используемой литературы…………………………………………41

Приложение 1

Приложение 2

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач любого государства является оказание социальной поддержки своим  гражданам. Особенно актуальным это  является для современной России в период перехода к рыночной экономике. Одна из основных черт рыночных отношений - наличие развитых систем защиты граждан: социального страхования и социальной помощи. При этом главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период социально - экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым к осмыслению задач в области организации социального страхования в условиях рыночной экономики. В этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а также формирующейся законодательной базы.

В государствах с социально ориентированной  экономикой развиты системы социальной защиты граждан, двумя основными  составляющими которыми являются социальная помощь и социальное страхование. Программы социальной помощи предназначены для адресной, избирательной поддержки наиболее социально уязвимых групп населения. Такие программы финансируются преимущественно за счет бюджетных средств различных уровней и носят компенсационный характер. Как правило, система социальной помощи является институтом попечительства и вытекающими отсюда особенностями прямого государственного управления.

Декларация  о правах человека, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН в 1948 году, определила права каждого на социальную защиту с помощью социального страхования. Состояние экономики обуславливает вероятность возникновения социальных рисков для трудящихся, опасность для них оказаться в тяжелом материальном положении, а направленность социальной политики влияет на организацию социальной защиты, в частности, социального страхования. Переход к рыночной экономике существенно меняет социально-экономическую среду.

В общественное сознание возвращается понятие “социальный  риск” - вероятность материальной необеспеченности трудящихся вследствие потери возможности участвовать в экономическом процессе.

Причины фактора  социального риска зачастую носят  объективный характер: утрата заработка  в случае временной нетрудоспособности, профессиональных заболеваний, утрата нетрудоспособности из-за несчастного случая, риск безработицы и так далее - не зависят или мало зависят от самого человека.

Социальное  страхование распространяется, прежде всего, на активное, занятое население  и финансируется за его счет, а  также за счет работодателей. С развитием многообразных форм собственности сфера государственного обеспечения и его возможности сокращаются, то есть с переходом к рыночному хозяйствованию неизбежно меняется модель распределительных отношений. Для социального страхования это имеет принципиальных характер. В таких условиях возникает необходимость создание механизмов и форм социальной защиты, адекватных новым социально-экономическим условиям. В основу формирующейся системы социальной защиты должны быть положены страховые методы, суть которых сводится к распределению материальной ответственности по компенсации и минимизации социальных рисков на максимально возможное число участников, придание этому виду защиты организованной взаимопомощи и самоуправления.

Система социального  страхования хоть и медленно, но начинает меняться. На смену единой государственной форме социального страхования приходит развлетленная система автономных внебюджетных видов социального страхования: пенсионного, социального, медицинского.

Социальное  страхование - это один из важнейших механизмов регулирования социально-трудовой сферы.

Цель курсовой работы - показать место и роль социального  страхования в обществе.

Предметом исследования данной курсовой работы является сама система социального страхования.

Объектом исследования - становление социального страхования

Для достижения цели формируются следующие задачи:

  • Функции и экономическая сущность социального страхования
  • Государственное регулирование страховой деятельности
  • Государственные фонды социального страхования
  • Негосударственные фонды социального страхования
  • Организация деятельности социальных фондов и их взаимодействие между собой
  •  
  1. ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
    1. Функции и экономическая сущность социального страхования

Государственное социальное страхование - объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности. К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных лиц; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает  системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны. Переход к рыночной экономике сопровождался модернизацией всей финансовой системы Российской Федерации. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды.

В России государственное  обязательное социальное страхование  представлено тремя фондами:

  • Пенсионным
  • Обязательного медицинсого страхования
  • Социального страхования

В формировании и использовании этих фондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.

Государственное обязательное социальное страхование -- часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное  социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

К основным принципам  обязательного соц. страхования  относятся:

  • устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
  • всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
  • ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  • обеспечение надзора и общественного контроля;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования

Субъектами  обязательного социального страхования  являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица. Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы. Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступление страховых случаев. Застрахованные лица -- граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

 

 

 Различают  следующие виды социальных страховых  рисков:

  • Необходимость получения медицинской помощи
  • Временная нетрудоспособность
  • Трудовое увечье и профессиональное заболевание
  • Материнство
  • Инвалидность
  • Наступление старости
  • Потеря кормильца

Отношения по обязательному  социальному страхованию возникают:

  • у страхователя-работодателя -- по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;
  • у страховщика -- с момента регистрации страхователя;
  • у застрахованных лиц -- по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;
  • у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан -- с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

Обязательное  социальное страхование проводит страховщик, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Информация о работе Система социального страхования в России