Система контроля знаний учащихся по биологии как средство повышения качества обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 01:42, реферат

Краткое описание

Цель: показать возможность использования различных форм, методов, приемов контроля знаний учащихся в системе.
Задачи:
Определить сущность контроля знаний и его место в учебном процессе.
Показать разнообразие приемов контроля знаний учащихся по биологии.
Обобщить свой опыт по системе использования различных форм, методов, приемов контроля знаний и показать его эффективность.

Содержание

Введение.

Сущность контроля и его место в учебном процессе ………… 3 – 4


Разнообразие методов, форм, приемов контроля
знаний учащихся……………………………………………………5 – 11

Современные методы диагностики знаний учащихся………… 12 – 15

Система применения разнообразных методов и приемов
контроля знаний учащихся ……………………………………….16 – 21

Результаты…………………………………………………………. 22

Список использованной литературы …………………………… 23

Вложенные файлы: 1 файл

diagnostikaznaniyuchashaixsya (1).doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Пермского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система контроля знаний учащихся по биологии

 как средство повышения  качества обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Из опыта работы учителя

                                                                    биологии 1 квалификационной

                                                                 категории

                                                                 МОУ «Каменская основная

                                                                 общеобразовательная школа»

                                                                 Ильинского района

                                                                      Гилиной Марины Дмитриевны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2008.

 

 

Содержание.

 

  1. Введение.

 

  1. Сущность контроля и его место в учебном процессе …………  3 – 4

 

 

  1. Разнообразие методов, форм, приемов контроля

знаний учащихся……………………………………………………5 – 11

 

  1. Современные методы диагностики знаний учащихся………… 12 – 15

 

  1. Система применения разнообразных методов и приемов

контроля знаний учащихся ……………………………………….16 – 21

 

  1. Результаты…………………………………………………………. 22

 

  1. Список использованной литературы ……………………………  23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

   Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации зависят эффективность управления учебно – воспитательным процессом и качество обучения учащихся. Проверка знаний должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценить получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности.  Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

 

  В рамках «Программы развития Пермского края на период с 2006 по 2010 годы» принята программа «Управление качеством образования», в которой предусматривается усиление контроля  качества знаний учащихся. Исходя из этого,  контроль знаний учащихся на уроке приобретает новое качественное значение.

  Проблема контроля за учебной  деятельностью не нова, и педагогический  опыт, накопленный в этой области  богат и разнообразен. В этой  работе систематизированы накопленные  сведения по проблеме контроля  знаний учащихся. Данная система  применена при обучении биологии.

   Итак,  темой моего исследования  является контроль знаний учащихся.

   Объект исследования –  процесс обучения.

   Предмет исследования –  различные формы контроля знаний  учащихся при обучении биологии.

   Гипотеза: использование определенной системы контроля  знаний учащихся положительно сказывается на повышении знаний и умений по биологии.

  Цель: показать возможность  использования различных форм, методов, приемов контроля знаний учащихся  в системе.

  Задачи:

  1. Определить сущность контроля знаний и его место в учебном процессе.
  2. Показать разнообразие приемов контроля знаний учащихся по биологии.
  3. Обобщить свой опыт по системе использования различных форм, методов, приемов контроля знаний и показать его эффективность.

 

 

 

Критерии:

  1. уровень обученности
  2. качество обучения
  3. познавательная активность.

 

Ожидаемый результат:

1. возросла познавательная активность  учащихся

2. уровень обученности составляет 100%

3. качество обучения выросло  на 10%

4. увеличилась доля учащихся,  занимающихся учебно-

    исследовательской деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность контроля и его место в учебном процессе.

 

Педагогическая культура учителя наиболее ярко выражается не в изучении нового материала, а в проверке знаний, умений и навыков учащихся.

Контроль качества знаний  - одно из важных средств повышения эффективности образовательного процесса.

 Систематическая информация  о состоянии знаний учащихся  позволяет учителю оперативно  использовать рациональные способы  и средства обучения, точно и уверенно управлять учебным процессом, предвидеть его логику, прогнозировать результаты усвоения знаний, сформированности умений и навыков, выявлять нравственно- ценностные ориентации личности учащегося.

 Что же такое контроль  знаний?

Контроль (фр.) – 1) наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин;

  2) функция управления, устанавливающая  степень соответствия принятых  решений фактическому состоянию  дел.(12)

Контроль  (в узком понимании) – изучение состояния процесса в данный момент и его сопоставление с планируемым или нормативным. В зависимости от целей и содержания проводимой проверки в значении контроля используют понятия: обратная связь, педагогический срез и др.;

 Контроль (в широком значении) – оценка состояния процесса в соответствии с нормативными характеристиками и разработка рекомендаций на будущее, коррекция процесса, помощь ученику.(12)

 В разных источниках литературы  и на практике используются  различные понятия, такие как  «контроль», «учет», «опрос», «проверка знаний». Эти понятия взаимосвязаны,  они обогащают и дополняют друг друга, но каждое из этих понятий имеет свои специфические особенности.

  Проверка знаний – это структурный компонент контроля, обеспечивающий внешнюю обратную и внутреннюю связь участников педагогического взаимодействия; он направлен на выявление, изменение качества, уровня и объема усвоения учебного материала учащимися и степени достижения целей обучения. Проверка не всегда сопровождается обязательной отметкой. Тем не менее,  понятия «контроль» и «проверка» очень часто отождествляются.

 По мнению Галкиной Е.А.термин  «учет знаний, умений, навыков» плохо  отражает суть тех явлений, которые он призван обозначать в педагогике. Учет успеваемости – принятие во внимание, фиксация, наполнение и хранение информации о результатах проверки знаний учащихся по усвоению соответствующего учебного материала. Иначе говоря, в содержании понятия «учет» определяющим признаком является количественный подсчет, а в оценивании результатов важна и качественная сторона усвоения знаний.

 Слово «опрос» в русском  языке имеет лишь одно значение  – действие по задаванию вопросов, притом в устной форме.

 Таким образом, контроль знаний  предполагает единство всех его  компонентов (проверки, оценки и  учета) и определяется как процесс выявления и измерения усвоения знаний  учащихся, их качества, так и процесс исправления ошибок в области содержания, речи, логики ответа, ведущий к коррекции результатов обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разнообразие методов, форм, приемов контроля знаний учащихся.

 

 Система контроля биологических  знаний выполняет основные функции: обучающую, контролирующую, диагностирующую, развивающую, воспитывающую. В современных условиях обучающее назначение контроля доминирует над всеми перечисленными. Значительную роль играют и технологические функции контроля как процесса: управляющая, повторительная, закрепляющая, обобщающая. В зависимости от функций, которые выполняет контроль,  в методике обучения биологии утвердились четыре вида контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый.

 Предварительный контроль (ориентировочный, диагностический).

Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного состояния познавательной деятельности, определении базовых знаний перед изучением темы, создании предпосылок для успешного планирования руководства учебным процессом.  Ведущим принципом здесь является принцип доступности.

  Текущий контроль (исполнительный, пооперационный, следящий).

 Важнейшей функцией текущего контроля является  функция обратной связи. Она позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения знаний и умений каждым учащимся и составляет одно из важнейших условий успешного протекания данного процесса. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого.

 Пооперационный контроль важен  и потому, что дает возможность  точно фиксировать допущенные ошибки, тут же исправлять их и успешно продолжать дальнейшее выполнение действий.  Он позволяет регулировать процесс усвоения по наметившимся в нем отклонениям и избегать ошибочных ответов. Без пооперационного контроля невозможно обеспечить формирование намеченных познавательных действий у всех учащихся.

 Итак, обратная связь должна  нести следующую информацию:

     - выполняет ли обучаемый  то действие, которое намечено;

     - правильно ли его  выполняет;

     - соответствует ли  форма действия данному этапу усвоения;

     - формируется ли данное  действие с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты  выполнения и др.)

На начальных этапах становления деятельности обратную связь осуществляет обучающий, а на завершающем этапе – сам обучаемый, т.е. проводится самоконтроль.

 Как показали исследования  чешского психолога В.Кулича, потребность  ученика в контроле и его  объективная необходимость не  всегда совпадают. В.Кулич описал  четыре возможные ситуации: 1) учащийся  уверен в правильности своих действий, и они объективно являются правильными; потребности в контроле не испытывает; 2) учащийся не уверен в правильности своих действий, но они объективно являются правильными; учащийся испытывает потребность в контроле; 3) учащийся уверен в правильности своего ответа и поэтому не стремится к проверке, но ответ ошибочный; 4) учащийся не  уверен в правильности своего ответа, испытывает  потребность в контроле, ответ ошибочный.  Очевидно, что в первом случае заставлять учащегося проверять свой ответ не следует, во всех остальных случаях это необходимо. Особенно важен контроль в четвертом случае: есть и потребность у ученика, и объективная необходимость.  При правильной организации контроля ученик должен иметь возможность проконтролировать себя каждый раз, когда у него есть в этом потребность.

  Итоговый контроль.

В практике обучения итоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых в конце работы над темой или курсом.

В.П.Беспалько выделяет четыре уровня усвоения знаний: уровень узнавания, уровень воспроизведения, уровень применения знаний в привычных условиях и уровень применения в новых условиях (творческое применение знаний).

 При разработке системы контроля  знаний по любому разделу (предмету) необходимо составить такую систему заданий, которые требуют применения контролируемых знаний в тех видах специфических и логических умений, которые предусмотрены целями обучения.  Без выделения и обоснования указанных умений контроль знаний не может быть обоснованным.    Задачи, составляющие цели обучения, определяют и содержание итогового контроля.

  Требования, предъявляемые к  итоговому контролю:

       -  соотнесенность  содержания контрольных заданий  с целями обучения;

       - валидность и надежность. Валидность – это соответствие предъявляемых контрольных заданий тому, что намечено проверить. Содержательная валидность связана с предметными знаниями, функциональная  - с познавательными действиями, которые подлежат контролю.  Надежность контроля понимается как устойчивость результатов, получаемых при повторном контроле.

  До настоящего времени не  сложилось единого мнения о  методах, методических приемах, формах  контроля знаний учащихся, поэтому, например, фронтальная беседа в разных классификациях может определяться как форма, метод или как вид контроля. Такое положение дел вызывает сложности в практике обучения биологии.

Информация о работе Система контроля знаний учащихся по биологии как средство повышения качества обучения