Правила размещения страховых резервов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2014 в 17:26, контрольная работа

Краткое описание

Цель государственного регулирования инвестиционной деятельности страховщиков – защита имущественных интересов страхователей, а конкретнее, защита страхователей от убытков в случае неплатежеспособности страховщиков. Для достижения этой цели необходимо свести риск инвестиционной деятельности страховщиков к минимуму. Необходимость государственного регулирования возрастает ещё и вследствие того факта, что страхователи не могут проследить, насколько профессионально страхователи распоряжаются переданными им средствами.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Инвестиционная деятельность страховых организаций.docx

— 34.34 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности страховщиков

Право страховщиков на инвестиционную деятельность закреплено пунктом 4 статьи 26 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Цель государственного регулирования инвестиционной деятельности страховщиков – защита имущественных интересов страхователей, а конкретнее, защита страхователей от убытков в случае неплатежеспособности страховщиков. Для достижения этой цели необходимо свести риск инвестиционной деятельности страховщиков к минимуму. Необходимость государственного регулирования возрастает ещё и вследствие того факта, что страхователи не могут проследить, насколько профессионально страхователи распоряжаются переданными им средствами.

Регулирование инвестиционной деятельности страховщиков происходит на основании:

  • Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 г. №4015-1;
  • Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26.06.1991 г. №1488-1;
  • Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. №39-ФЗ;
  • «Правил размещения страховщиками средств страховых резервов», утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.08.2005 г. №100н.

Согласно Федеральному закону «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», регулированием инвестиционной деятельности страховщиков занимаются федеральные и региональные органы государственной власти.

 В этом же законе  регламентированы и методы регулирования  инвестиционной деятельности страховщиков:

  • создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности страховщиков;
  • прямое участие  в инвестиционной деятельности страховщиков1.

Для создания благоприятных условий развития инвестиционной деятельности федеральные органы власти располагают множеством инструментов. Это налоговая система и льготные налоговые режимы, это антимонопольное законодательство и защита интересов инвесторов, это амортизационная политика и информационная поддержка инвесторов и других субъектов инвестиционной деятельности, и так далее.

Участие государства может осуществляться через финансирование различных инвестиционных проектов, строительства (в том числе законсервированного) и модернизации технических объектов, через выпуск и размещение государственных ценных бумаг – облигаций, экспертизу инвестиционных проектов, проверку импортируемых технологий, оборудования и прочего на предмет морального износа, концессии. Региональные органы власти также финансируют инвестиционные проекты, проводят экспертизу инвестиционных проектов, выпускают облигации и займы, но в пределах их полномочий. В целом, у региональной власти несколько меньше рычагов воздействия на страховщиков2.

 

 

 

 

 

 

  1. Принципы инвестиционной политики страховых компаний

Понятие инвестиционной политики можно было бы сформулировать так: инвестиционная политика – это система мер, направленных на установление структуры и объемов инвестиций и направлений их использования с целью повышения надежности и доходности вложений.

Принципы инвестиционной политики страховых компаний определяются пунктом 4 статьи 26 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Это принципы диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

Принцип возвратности означает, что активы, причем не только покрывающие страховые резервы, но и свободные, должны быть размещены настолько надежно, чтобы вернуться в полном объеме.

Принцип ликвидности предполагает, что часть финансовых вложений страховщиков должна быть высоколиквидной, то есть легко преобразующейся в денежные средства. Этот принцип вытекает из обязательств страховщиков перед страхователями осуществлять страховые выплаты в оговоренных договорами случаях.

Принцип прибыльности, также как и прочие, естественен для инвестиционной деятельности страховщика. Он означает, что страховщик должен иметь инвестиционный доход от вложений. В противном случае инвестиционная деятельность не имела бы никакого смысла.

На инвестиционную активность страховщика существенное влияние оказывают размеры и структура страхового портфеля по видам страхования, величина аккумулированных резервов и сроки распоряжения ими. Существенно различается структура инвестиций страховых организаций, занимающихся страхованием жизни, и иными видами страхования. Сравнительная характеристика инвестиционной деятельности по страхованию жизни и страхованию иному, чем страхование жизни, приведена в таблице 1.

Таблица 1. «Сравнительная характеристика инвестиционной деятельности по страхованию жизни и страхованию иному, чем страхование жизни»

Характер инвестирования

Страхование жизни

Страхование иное, чем страхование жизни

Долгосрочное

В связи с длительными сроками договоров страхования могут применяться долгосрочные инвестиционные процессы

В связи с относительно короткими сроками договоров страхования (год) инвестиции носят краткосрочный характер

Доходность

Необходимо получение стабильного дохода, так как прибыль от инвестиционной деятельности учитывается при определении страховой премии

Меньшие требования к доходности по сравнению с ликвидностью вложений

Ликвидность

Не играет столь большой роли — потребность в денежных средствах покрывается за счет согласования сроков выплат со сроками инвестирования

Является важнейшим принципом инвестирования

Учет инфляционных процессов

Необходимо учитывать инфляцию, так как договоры долгосрочные

По большинству видов страхования инфляцию можно не учитывать

Объем  
инвестиций

Значительный, часто постоянно 
увеличивающийся за счет капитализации

Объем инвестиций переменный

Согласование сроков выплат

Срок выплат часто определен в договоре страхования (страхование на дожитие)

Срок выплаты является случайной величиной; необходимо учитывать распределение убытков в течение года по различным видам страхования и длительный характер урегулирования крупных страховых случаев


Рассмотренные принципы в разной степени актуальны в зависимости от специализации страховой организации. Для страховщиков, специализирующихся на проведении операций по страхованию жизни, характерного дисконтированием взносов с учетом нормы доходности, очевиден приоритет потребности в инвестиционном доходе. Принцип ликвидности же не имеет первостепенного значения, поскольку этот вид страхования обычно носит долгосрочный характер.

Можно заметить, что вышеописанные принципы противоречат друг другу, поскольку высоколиквидные и надежные активы, как правило, имеют низкий доход, и наоборот. Но для страховых компаний, специализирующихся на разных видах страхования, одни и те же принципы инвестиционной политики имеют разное значение. Например, принцип ликвидности имеет очень большое значение для видов страхования, по которым вероятность наступления страхового случая велика, и наоборот. Так, этот принцип гораздо более важен для страхования автотранспорта, нежели для страхования жизни. Страховщику необходимо добиться сбалансированности инвестиционного портфеля с учетом специфики его деятельности и, выработанной в соответствии с этой спецификой инвестиционной политики. Уравновесить первые три принципа инвестиционной политики и сформировать сбалансированный инвестиционный портфель помогает принцип диверсификации, который называют ещё принципом смещения и рассеивания. Этот принцип есть требование неоднородности видов вложений, территорий, на которых они размещаются, и большого числа дебиторов. Он обеспечивает высокую устойчивость инвестиционного портфеля страховщика.  

Вышеперечисленные принципы инвестиционной политики являются общепризнанными в мировой практике. В странах с развитым страховым рынком и жесткой конкуренцией страховщики большую часть прибыли получают от инвестиционной деятельности. В России же прибыльно само по себе страхование, а инвестиционная политика – на втором плане. Поэтому на деле размещение страховых резервов и собственных средств нередко противоречит и цели и принципам инвестиционной политики. Такие инвестиционные вложения называют «вынужденными». Это могут быть вложения в обязательства клиентов или дружественные банки. Часть организаций является аффилированными. «Вынужденные» инвестиции сулят увеличение страховых премий, но часто доходность по подобным вложениям существенно ниже рыночной.

Большой объем инвестиций в аффилированные организации грозит страховщику финансовой неустойчивостью вследствие нарушения принципа диверсификации. С развитием страхового рынка в России инвестиционные портфели страховщиков будут больше соответствовать страховым, а значение инвестиционной политики однозначно усилится3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правила размещения страховых резервов

Правила размещения страховщиками страховых резервов определены Правилами размещения страховщиками средств страховых резервов, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.08.2005 г. №100н. Правила дают четкое определение правил размещения средств страховых резервов: это «требования к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия (обеспечения) страховых резервов»4.

Состав активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, следующий: федеральные государственные ценные бумаги и ценные бумаги, обязательства по которым гарантированны Российской Федерацией; государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации; муниципальные ценные бумаги; жилищные сертификаты; ипотечные ценные бумаги; облигации, кроме государственных; акции; инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов; банковские вклады(депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами; сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления; недвижимое имущество; доля перестраховщиков в страховых резервах; депо премий по рискам, принятым в перестрахование; дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых агентов; денежная наличность; денежные средства в валюте Российской Федерации на счетах в банках; денежные средства в иностранной валюте на счетах в банках; слитки золота, серебра, платины и палладия, а также памятные монеты Российской Федерации из драгоценных металлов; займы страхователям по договорам страхования жизни. Начиная с 01.01.2011 г. для покрытия страховых резервов будут приниматься также векселя организаций, включая векселя банков, за исключением простых векселей.

Таким образом, инструментов по инвестированию страховых резервов страховщикам предоставлено множество, однако наш страховой рынок — классический, страховщики тяготеют к консервативной стратегии5.

Требования к структуре активов устанавливаются с целью соблюдения страховщиками принципов возвратности, ликвидности, прибыльности и диверсификации. Соотношение активов и резервов было установлено в Приложении Правил, но до 31 декабря 2010 года действие этого Приложения приостановлено, а до этой даты применяется соотношение, установленное Приказом Министерства финансов Российской Федерации «О внесении изменений в Правила размещения страховщиками средств страховых резервов, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 августа 2005 г. №100н» от 13.07.2009 г.  В Приказе Минфина по сравнению с Приложением Правил произошли следующие изменения:

1) Увеличен с 50% до 60% предельный  размер страховых резервов, размещаемых  в векселя банков и банковские  вклады в банках, в том числе  имеющих рейтинг одного из  рейтинговых агентств.

2) Дебиторская задолженность  страхователей, перестрахователей  и страховых агентов по страховым  премиям (кроме договоров обязательного  государственного страхования) принимается  в размере 10% от величины страховых  резервов по страхованию жизни  и 50% от величины резерва не  заработанной премии по страхованию  иному, чем страхование жизни, а  не 5% и 45% соответственно6.

Примечательно, что для страхования жизни установлены более жесткие соотношения в структуре страховых резервов, нежели для других видов страхования. Не исключено, что для страховщиков, специализирующихся на страховании жизни, в будущем будут разработаны отдельные правила размещения страховых резервов, либо дополнены действующие правила.

Это первый шаг по созданию нормативных основ для исполнения требований законодательства РФ о разделении страховщиков по специализации (осуществляющих страхование жизни и иные виды личного страхования или осуществляющих виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни). В дальнейшем для страховщиков, осуществляющих страхование жизни, могут быть разработаны отдельные правила размещения страховых резервов или, с учетом практического опыта, дополнены действующие правила7.

На 2008 год, согласно данным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), структура активов баланса страховых организаций выглядела следующим образом: по 19% совокупных страховых резервов находилось на банковских депозитах и на расчетных счетах в банках, 18% уходило в долговые ценные бумаги и представленные займы, 16% составляла дебиторская задолженность по операциям страхования, 9% вложено в акции, 4% — в государственные и муниципальные ценные бумаги8.

Информация о работе Правила размещения страховых резервов