Общая характеристика пенсионное системы Украины и оценка уровня Пенсионного обеспечения в стране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 17:06, реферат

Краткое описание

Пенсионная система Украины охватывает всех нетрудоспособных граждан преклонного возраста, инвалидов, лиц, потерявших кормильца, выплаты которым осуществляются в форме пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, компенсационных выплат, дополнительных пенсий. Пенсия - это ежемесячная пенсионная выплата в солидарной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, которую получает застрахованное лицо в случае достижения им предусмотренного Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" возраста или признания его инвалидом, или получают члены его семьи в случаях, определенных ранее упомянутым Законом.

Вложенные файлы: 1 файл

Пенсионное страхование.docx

— 30.22 Кб (Скачать файл)

Третий  уровень пенсионной системы, формируется  в Украине, - это добровольное накопление пенсионных средств, которое будет  осуществляться негосударственными юридическими лицами. Они могут образовываться работодателями, профсоюзами, объединениями граждан и другими субъектами.

 Самыми  распространенными в зарубежных  странах являются пенсионные  фонды, созданные работодателями. Мировой опыт свидетельствует,  что частные пенсионные компании нередко выполняют функции пенсионных фондов лучше, чем государственные учреждения. А конкуренция между фондами, как правило, приводит к обеспечению эффективной пенсионной системы.

Система негосударственного пенсионного  обеспечения - это составная часть системы накопительного пенсионного обеспечения, которая основывается на принципе добровольного участия физических и юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законами, в формировании пенсионных накоплений с целью получения участниками негосударственного пенсионного обеспечения дополнительных к общеобязательному государственному пенсионному страхованию пенсионных выплат.

Субъектами негосударственного пенсионного обеспечения являются:

o негосударственные  пенсионные фонды;

o страховые  организации, заключившие договоры  страхования пожизненной пенсии, страхования риска наступления  инвалидности или смерти;

o банковские  учреждения, заключившие договоры  об открытии пенсионных депозитных  счетов;

o вкладчики  и участники пенсионных фондов;

o вкладчики  пенсионных депозитных счетов;

o физические  и юридические лица, заключившие  договоры страхования пожизненной пенсии, страхования риска наступления инвалидности или смерти;

o учредители  пенсионных фондов;

o работодатели - плательщики корпоративных пенсионных  фондов;

o саморегулируемые  организации субъектов, оказывающих  услуги в сфере негосударственного пенсионного обеспечения;

o органы  государственного надзора и контроля  в сфере негосударственного пенсионного  обеспечения;

o администраторы  пенсионных фондов;

o компании  по управлению активами;

o хранители;

o аудиторы;

o лица, оказывающие  консультационные и агентские услуги в соответствии с настоящим Законом.

Негосударственное пенсионное обеспечение  осуществляется:

o негосударственными пенсионными фондами путем заключения пенсионных контрактов между администраторами пенсионных фондов и вкладчиками таких фондов в соответствии с настоящим Законом. Негосударственный пенсионный фонд – юридическое лицо, которое имеет статус неприбыльной организации, функционирует и осуществляет деятельность исключительно с целью накопления пенсионных взносов в интересах участников пенсионного фонда с последующим управлением пенсионными активами, а также осуществляет пенсионные выплаты участникам этого фонда.

Негосударственный пенсионный фонд делится на виды:

1. Открытые – участниками открытых пенсионных фондов могут быть любые физические лица независимо от места и характера их работы.

2. Корпоративные – НПФ, учредителем которых является юридическое лицо-работодатель или несколько юридических лиц-работодателей и к которому могут присоединиться другие работодатели-плательщики. Участниками этих фондов могут быть исключительно физические лица, которые находятся в трудовых отношениях с работодателями-учредителями и работодателями-плательщиками этого фонда.

3. Профессиональные – НПФ,  основателями которых могут быть объединения юридических лиц-работодателей, объединения физических лиц, включая профессиональные союзы, или физические лица, связанные по роду их профессиональной деятельности (занятий). Участниками такого фонда могут быть исключительно физические лица, связанные по роду их профессиональной деятельности, определенной в уставе фонда.

o страховыми организациями путем заключения договоров страхования пожизненной пенсии, страхования риска наступления инвалидности или смерти участника фонда в соответствии с настоящим Законом и законодательством о страховании;

o банковскими учреждениями в соответствии с настоящим Законом и законодательством о банковской деятельности путем заключения договоров об открытии пенсионных депозитных счетов для накопления пенсионных сбережений в пределах суммы, определенной для возмещения вкладов Фондом гарантирования вкладов физических лиц, устанавливается в соответствии с Законом.

Принципы негосударственного пенсионного  обеспечения:

o законодательное определение условий НПО;

o добровольность  участия в НПО физических лиц, работодателей, а также юридических лиц, создающих негосударственные пенсионные фонды;

o экономическая  заинтересованность всех участников  НПО;

o равноправие  всех участников пенсионного  фонда, участвующих в одной  пенсионной схеме;

o разграничение  и обособление активов пенсионного фонда от активов его учредителей и работодателей - плательщиков пенсионного фонда, администратора, компаний по управлению активами, страховых организаций с целью предотвращения банкротства пенсионного фонда;

o определение  размера пенсионной выплаты в зависимости от суммы пенсионных средств, учитываемых на индивидуальном пенсионном счете участника фонда или застрахованного лица;

o обеспечения  физическим лицам реализации  прав, предоставленных им настоящим  Законом;

o целевое  и эффективное использование пенсионных средств пенсионным фондом;

o государственное  регулирование размера тарифов  на услуги, предоставляемые в  системе НПО;

o ответственность  субъектов системы НПО за нарушение  норм, предусмотренных настоящим  Законом и другими нормативно-правовыми актами;

o государственном  регулировании деятельности по НПО и надзор за его осуществлением.

В целом  второй и третий уровень формируют систему накопительного пенсионного обеспечения.

Состояние и функционирование пенсионной системы Украины определяется демографическими тенденциями, экономическими факторами и условиями. Действующая солидарная пенсионная система очень зависима от демографических рисков. Ее финансовая стабильность определяется, главным образом, соотношением между численностью пенсионеров и плательщиков пенсионных взносов, которое в свою очередь, зависит от общей экономической ситуации: занятости, уровня оплаты труда и т.д. и от демографических факторов - уровня демографической нагрузки на трудоспособное население, возраста выхода на пенсию (на общих и льготных условиях), соотношение средней продолжительности жизни в трудоспособном и пенсионном возрасте, смертности в возрастных группах и т.д..

В Украине  коэффициент демографической зависимости  пенсионной системы один из самых высоких в мире.  Если в 1997 году население старше 60 лет составляло 19% от общего количества, а население 20-59 лет - 54%, то прогнозом на 2026 предусмотрено процент старшего поколения на 8 и уменьшение доли населения в возрасте от 20 до 59 лет на 2 пункта.

Анализ  мужского и женского показателя смертности свидетельствует о том, что женская  смертность на любом возрастном промежутке гораздо ниже мужской. Итак, положительных  сдвигов в смертности трудоспособного  населения страны в последнее  время не зафиксировано. Высокая  смертность, соответственно, низкая продолжительность  жизни в трудоспособном возрасте, остается одной из ближайших проблем как в контексте демографической ситуации в Украине, так и в контексте состояния его человеческого развития.

Возраст выхода на пенсию в Украине едва ли не самый низкий в мире и средняя  ожидаемая продолжительность жизни  мужчин при достижении 60-летнего  возраста составляет 14,5 года, а женщин-23,2 года.

Помимо  проблем, связанных с демографическими факторами, новая пенсионная система, основанная на принципах страхования, столкнулась с проблемами гендерного характера. Поскольку, согласно законодательству, будущий размер пенсии зависит от стажа и размера заработной платы, то данные проблемы необходимо рассматривать  в комплексе с возрастными  границами выхода на пенсию.

Женщины в основном заняты на низкооплачиваемых  должностях, не требующих высокой  квалификации. О ограниченный доступ женщин к престижных должностей свидетельствуют следующие показатели: хотя женщины составляют 63% всех специалистов и технических работников в Украине, но среди руководителей всех уровней их доля составляет лишь 38%.Женщины составляют лишь часть высших государственных служащих и очень мало представлены среди законодателей. .

Вследствие  этого средняя заработная плата  женщин не превышает 70% средней заработной платы мужчин, причем в последние  годы гендерный дисбаланс в оплате труда в пользу мужчин усиливается


Информация о работе Общая характеристика пенсионное системы Украины и оценка уровня Пенсионного обеспечения в стране