Обоснование вывода нового страхового продукта на рынок (на примере ООО «Росгосстрах»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 17:23, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного исследования – определение содержания понятия страхование, развития страхового дела, установление особенностей, функций и вывода нового страхового продукта на рынок.
Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:
- раскрыть понятия страхование с учетом специфики нормативного регулирования в РФ;
- исследовать зарубежный и отечественный опыт страхования;
- рассмотреть становление рынка страховых услуг в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
I. СУЩНОСТЬ СТРАХОВАНИЯ, ЕГО ФОРМЫ И РОЛЬ……………………………….4
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СТРАХОВАНИЯ………………………………....4
1.2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ……………………10
1.3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ………………………………………….12
II.ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ В ОБЛАСТИ СТРАХОВАНИЯ……………………………………………………………………16
2.1.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………….16
2.2.ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ (НА ПРИМЕРЕ США)…………………………………………………………………………..24
III. Обоснование вывода нового страхового продукта на рынок (на примере ООО «Росгосстрах»)…………………………………………………………..33
3.1. Краткая характеристика ООО «Росгосстрах»………………………….33
3.2. Обоснование вывода нового страхового продукта на рынок (на примере ООО «Росгосстрах»)…………………………………………………………..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Обоснование вывода нового страхового продукта на рынок (на примере ООО «Росгосстрах»).doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

1.3 Правовые основы страхования

Правовые основы страхования закреплены в Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами,  
стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий  
находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Государство контролирует отношения, признанные юридически договорными, в том числе, отношения по страхованию - через специальный аппарат. Способ этот состоит в разработке формальных идеализированных моделей поведения, на основе которых создаются правила, устанавливающие, как должно себя вести в случае, если ситуация совпадает с модельной. Затем эти правила формулируются в виде правовых норм и их выполнение обеспечивается с помощью государственного принуждения. Нормы, регулирующие страховые отношения создаются не поодиночке, а в составе нормативных правовых актов. Нормативные правовые акты - это законы, указы, постановления различных органов, уполномоченных такие постановления издавать. Характерным признаком нормативного правового акта является то, что он адресован не кому-то конкретно, а как говорят, неопределенному кругу лиц, всем, кто ведет деятельность, описанную в этом акте.

Закон РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации" (прежде он назывался Законом “О страховании”) - нормативный правовой акт, он адресован всем, кто участвует в страховых отношениях. Правила формирования страховых резервов, изданные Федеральной службой по надзору за страховой деятельностью, адресованы уже не всем участником страховых отношений, а только страховщикам, так как только страховщики формируют страховые резервы. Однако, поскольку эти правила адресованы не конкретному страховщику, а всем, то они являются нормативным правовым актом по страхованию. А вот предписание о приостановке действия лицензии на право ведения страховой деятельности адресовано конкретному страховщику и поэтому нормативным правовым актом не является, а носит название индивидуального правового акта. Решение суда тоже является правовым актом, но индивидуальным, так как адресовано конкретным лицам - участникам спора.

Нормативные правовые акты группируются по отраслям законодательства, создаются по-разному. Законодательство по страхованию относится к отрасли “гражданское право", а нормы гражданского права, в том числе и нормы, относящиеся к страхованию, могут создаваться только на федеральном уровне и не могут создаваться на уровне регионов - областей, республик и других субъектов федерации. Это записано в Конституции, а именно в подпункте “о” статьи 71 Конституции. Поэтому, если вопрос, связанный со страхованием будет разбираться в суде, то никакие ссылки на региональные нормативные акты, например, г. Москвы или Республики Татарстан, судами не будут приняты во внимание.

Все нормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения можно разделить на две части:  нормативные акты, адресованные всем потенциальным участникам страховых отношений и нормативные акты, адресованные только страховщикам и регламентирующие их деятельность. Они издаются специальным государственным органом страхового надзора.

         ГК и  Закон “Об организации страхового  дела в Российской Федерации  ” - общие нормативные акты; в  них содержатся универсальные  правила регулирования страховых  отношений, общие для всех видов  страхования. Они тесно связаны  с другими общими нормами, регулирующими возникновение, прекращение, изменение и исполнение обязательств, поскольку, страховые отношения с юридической точки зрения представляют собой комплекс обязательств. Нормы ГК и Закона “Об организации страхового дела” взаимосвязаны и с налоговыми нормами, так как при страховании могут получать доход и страхователи и страховщики, и с нормами валютного регулирования, так как страхование возможно за валюту.

Кроме общих ГК и Закона “Об организации страхового дела в Российской Федерации ” существует много различных нормативных актов по конкретным видам страхования. Например, Закон “О медицинском страховании граждан Российской Федерации ” и ряд постановлений Правительства к этому закону. Есть Кодекс торгового мореплавания, в котором целая XII глава посвящена морскому страхованию. Издано большое количество нормативных актов о различных видах обязательного страхования.

Во-первых, следует сказать, что предмет регулирования специальных нормативных актов более конкретен, чем предмет регулирования ГК. Их терминология в большей степени привязана к конкретному виду деятельности и в них используется меньше понятий, требующих специального истолкования.

Во-вторых, небольшое количество специальных нормативных актов регулирует поведение всех участников страховых отношений, например, Закон “О медицинском страховании в Российской Федерации ” или Кодекс торгового мореплавания. Но большинство специальных актов регулирует поведение либо только страховщиков - это акты, издаваемые страховым надзором, либо только страхователей, выгодоприобретателей и застрахованных - это акты об обязательном страховании. Акты, регулирующие поведение страховщиков интересны в основном страховщикам и будущим страховщикам, а вот другие акты интересны всем, так как касаются большинства из нас. Большинство из нас является либо страхователем, либо застрахованным либо выгодоприобретателем в каком-то из видов обязательного страхования.

Все сборники, содержащие в более или менее полном виде, действующие нормативные акты по страхованию очень быстро устаревают, так как страхование в России бурно развивается.

Важным правовым источником, регулирующим отношения страхователя и страховщика, является - договор страхования. Договор заключается в письменной форме. При заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства не известны и не должны быть известны страховщику.

Проанализировав экономическую сущность, основные этапы развития страхового дела в России и правовые основы страховой деятельности в Российской Федерации, можно сделать некоторые выводы:

Страховая деятельность является неотъемлемым элементом быстро развивающейся рыночной системы России;

Экономическая сущность страхования имеет свои специфические черты, соответствующие этому виду экономической деятельности;

Правовая база страхового дела в Российской Федерации должна отражать изменения, происходящие в этом секторе экономики, а страховой рынок России до сих пор имеет неограниченный объем.

Перспективы развития страховых услуг имеют положительную тенденцию, но страховщикам необходимо рационально применять зарубежный опыт для расширения номенклатуры страховых услуг и повышения качества их предоставления.

II. Зарубежная практика  и отечественный опыт в области страхования

2.1. Перспективы развития страхового дела в Российской Федерации.

Развитие страхового дела в России сопровождалось переходом от государственной страховой монополии к страховому рынку. Развитие и совершенствование страхового рынка активно продолжается и в настоящее время.

   Страховой рынок представляет  собой сложную многофакторную  систему, регулярно взаимодействующую группу отдельных составных частей, образующих единое целое. Страховой рынок представляет единство двух систем - внутренней системы и внешнего окружения. Они взаимодействуют друг с другом. Внутренняя система является полностью управляемой со стороны страховщика, внешняя система состоит из элементов, на которые страховщик может оказывать управляющее воздействие, а также неуправляемых со стороны страховщика элементов. Механизм обеспечивает функционирование страхового рынка и включает в себя элементы, важнейшим из которых является страховое законодательство, призванное обеспечить законность и правомерность осуществления страховых операций по защите страховых интересов страхователей.  Объем страховых взносов в России динамично вырос в 2000-е годы. За период 2004

2011 г. рынок удвоился, а темпы его роста превышали динамику индекса инфляции. Объем взносов на душу населения достиг порядка 4000 руб. и по данному показателю Россия вышла на уровень стран Восточной Европы. В настоящее время значительная часть ведущих российских страховых компаний ориентирована на привлечение зарубежных инвесторов, в том числе и на полную продажу бизнеса иностранцам.

    Российский рынок ускоренно  развивается и испытывает подъем. Это выражается в целом ряде  экономических показателей, в значительном снижении ценообразования, росте страховой культуры населения, повышении качества и разнообразия страховых программ. Введение новой редакции Закона «Об организации страхового дела в России» страховщики, должны обеспечить увеличение минимальных размеров уставных капиталов до европейских стандартов. 
И все же перспективы у региональных страховщиков, безусловно, есть. В любой стране существуют небольшие региональные компании. Они выживают за счет оперативного и качественного оказания страховых услуг. Они высокомобильны, и в этом их непотопляемость. Важную роль в полноценной страховой защите клиентов от крупных страховых рисков играет перестрахование.

    В течение 2003-2008гг. происходило наращивание капитала российских страховых компаний. За рассматриваемый период сократилось общее число страховых организаций, однако расширилась «география» предоставления страховыми компаниями своих услуг. Проникновение в регионы осуществлялось, путем создания разветвленной филиальной сети. 
 
    Современный российский страховой рынок со множеством частных страховых организаций, миллиардными оборотами страховой премии, играет определенную роль в мировом страховом хозяйстве. Согласно статистическим данным, доля полученной российскими страховщиками страховой премии не превышает 0,4% от мирового объема страховых услуг, рыночные преобразования в области страхования находятся под пристальным вниманием зарубежных экономистов, политиков, страховых и перестраховочных обществ. Степень участия российского страхового рынка в международном страховании определяется степенью развития национального рынка и законодательными мерами, регулирующими деятельность как зарубежных страховщиков и перестраховщиков на российском страховом рынке, так и наоборот.

      В 2011 году страховой рынок в России значительно вырос, что сделало его одним из самых быстрорастущих рынков страхования в мире. Восстановление российской экономики положительным образом отразилось на росте спроса на продукты страхования «нежизни», а увеличение объемов кредитования способствовало росту рынка страхования жизни.

Основной вывод: 

Тенденции рынка и перспективы развития

Исторический среднегодовой рост страхового рынка в 2010–2011 годах составлял более 10%, что придало оптимизм участникам рынка и в 2012 году. Большинство из них планирует продолжить концентрироваться на росте объема премий и повышении рентабельности вслед за ростом рынка.

Ожидается, что общерыночные тенденции в сторону роста концентрации и увеличения доли рынка Топ-10 компаний продолжатся, что соответствует существовавшему ранее тренду. Однако текущий оптимизм по росту основан на ожидании общеэкономического роста в РФ, которое может не оправдаться (текущий прогноз роста ВВП составляет менее 4%).

Как исторически, так и по результатам исследования существенным фактором роста является государственная поддержка отрасли в виде введения обязательных видов страхования, таких как страхование ОПО.

Моторные виды страхования продолжают быть приоритетными для всех участников рынка, и этот настрой поддерживается прогнозируемым ростом кредитования на уровне 20–25% и значительным ростом автопарка.

Кроме того, большие надежды подает рынок страхования жизни, однако его конкурентоспособность и дальнейший рост тесно связаны с изменениями налогового законодательства.

Несмотря на высокие комиссии банкам и дилерам, страховые компании намерены увеличить продажи по этим каналам, уделяя умеренное внимание развитию прямых продаж.

Методы регулирования страхования - один из ключевых вопросов, связанных с развитием страхового сектора в России. В этой связи можно выделить два основных аспекта:

1) как будет развиваться система  регулирования в интересах удовлетворения  финансовых потребностей экономики  и развития страхового сектора;

2) как обеспечить стандарты и  требования, соответствующие условиям ВТО.

Эффективный рынок страхования способствует повышению устойчивости экономики, обеспечивает гибкое управление индивидуальными и общими рисками и средствами отдельных граждан. Среди перспективных направлений развития российского страхового рынка можно выделить:

    • развитие страхования жизни в силу важной роли, которую этот вид страхования играет в обеспечении безопасности граждан и мобилизации капитала;
    • страхование ответственности автовладельцев перед третьими лицами, которое широко практикуется в других странах и крайне важно с точки зрения нормальных транспортных отношений России с соседними странами.
    • Учитывая международный опыт, российские приоритеты в области страхового регулирования могли бы включать в себя:
    • формирование всестороннего законодательства, которое содержит четкие и недвусмысленные принципы и процедуры регулирования, отвечающие интересам и страховщиков, и страхователей;
    • установление четкой системы управления страхованием в пределах Российской Федерации, если какие-то функции будут переданы региональным властям. Разделение таких обязанностей между различными уровнями власти должно быть ясно и последовательно прописано;
    • система лицензирования, которая применяется одинаково ко всем страховщикам, включая соответствующие правила для посредников, играющих важную роль в содействии развитию рынка страхования;

Информация о работе Обоснование вывода нового страхового продукта на рынок (на примере ООО «Росгосстрах»)