Налогообложение страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью представленной работы является обоснование механизма налогообложения страховой деятельности, которая соответствовала бы общим направлениям совершенствования налоговой системы в стране и вместе с тем учитывала специфику сферы деятельности.
В соответствии с постановленной целью основными задачами являются:
- анализ изменения системы налогообложения страховых организаций в увязке с развитием рынка страховых услуг;
- классификация налогов и сборов, уплачиваемых субъектами страхового рынка, выделение наиболее значимых платежей, формирующих основу налогообложения;
- выявление воздействия различных налогов на экономические интересы страховщиков и страхователей и возможностей стимулирования определенного развития страхования;

Содержание

Введение
Глава 1.
1.1 Плательщики и объекты налогообложения
1.2 Экономическая сущность налогообложения. Налогообложение и бюджетный процесс
1.3 Расчет налогооблагаемой базы, налоговые ставки и льготы
1.4 Особенности обложения налогом доходов страховых организаций различных организационно-правовых форм
Глава 2.
2.1 Договоры и обязательства по вопросам налогообложения
2.2 Принципы и методы налогообложения
2.3 Плательщики налога на прибыль, объект налогообложения, ставки налога
2.4 Особенности налогообложения прибыли кредитных и страховых организаций
Глава 3.
3.1 История государственного регулирования страховой деятельности в России
3.2 Закон как основа функционирования страховых организаций
3.3 Основные направления государственного регулирования страховой деятельности в России
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Нэт.docx

— 40.09 Кб (Скачать файл)

1. Государственное имущество,  общегосударственные ресурсы. За  пользование ими могут взиматься  плата, вноситься определенные  платежи.

2. Обязательные платежи  физических лиц и организаций,  взимаемые в виде налогов и  неналоговых платежей.

3. Привлеченные ресурсы  в форме государственных займов, доходов от реализации государственных  ценных бумаг, лотереи, части  вкладов в государственные банки  и т. д.

В то же время от непосредственного  участия в процессе общественного  производства государство как хозяйствующий  субъект получает сравнительно мало доходов, причем прослеживается тенденция  к их снижению. Анализ структуры  государственной собственности (железнодорожный  транспорт, энергетика, связь, коммунальная сфера, некоторые отрасли промышленности) показывает, что многие предприятия  государственного сектора убыточны и требуют дотаций. В этой ситуации основную доходную часть составляют именно налоги.

Например, в 1995 году в России доля налогов в обшей сумме всех поступлений в бюджет составила 80%. Данная цифра соответствует и мировым показателям; в Японии налоги формируют 75% бюджета, в Германии - 80%, в США - 90%, во Франции - 95%.

Согласно ст. 10 Закона РСФСР  от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РСФСР», доходы бюджета каждого уровня формируются в соответствии с  налоговым законодательством. Данное положение подтверждает исключительную важность налогов. Можно смело утверждать, что без налогов нет бюджета, а потому без налогов не может  существовать и государство. Именно налоги представляют собой финансовый источник экономической самостоятельности  государства.

Однако следует особо  подчеркнуть, что наряду с воздействием налогообложения на бюджетный процесс  происходит и обратное действие: состояние  бюджета влияет на развитие налогообложения. Так, ст. 9 Закона об основах налоговой  системы предусматривает, что «зачисление  налогов в бюджет регулируется бюджетным законодательством». Налоги и бюджет - это взаимообусловленные явления, и связь их носит двусторонний и неразрывный характер.

Говоря о связи налогообложения  и бюджетного процесса. нельзя не сказать и о соотношении доходной и расходной частей бюджета. В ходе формирования бюджета приоритет сохраняется за расходами, которые парламент легализует как общественно необходимые через принятие бюджетного закона. И уже затем на основе суммарного объема государственных расходов устанавливается размер доходов, необходимых для покрытия расходной части государственного бюджета.

Еще в конце XIX века немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917 гг.) определил в качестве важнейшей  закономерности общественного развития постоянное увеличение государственных  расходов. В связи с этим закономерным становится и постоянное усиление налогообложения  в системе финансовых отношений  государства. Так, после Второй мировой войны налоговые поступления в бюджет ведущих зарубежных государств увеличиваются каждые десять лет в 1,5 и более раз.

1.3 Расчет налогооблагаемой  базы, налоговые ставки и льготы

В целях налогообложения  доход уменьшается на сумму следующих  расходов:

а) выплаченных страховых  сумм и страховых возмещений;

б) комиссионных вознаграждений, выплаченных посредникам (страховым  агентам, страховым брокерам) по операциям  страхования и перестрахования;

в) страховых платежей (премий), переданных в перестрахование;

г) возврата перестраховщикам их доли специальных страховых резервов предыдущего года;

д) отчислений от страховых платежей (премий) в специальные страховые фонды и резервы, образуемые в соответствии с законодательными актами;

е) сумм, вносимых в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости  населения Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования  Российской Федерации, а также других обязательных платежей;

ж) сумм, причитающихся к  уплате в бюджетную систему Российской Федерации в виде налога на имущество  предприятия, земельного налога и целевых  поступлений в дорожные фонды  Российской Федерации в виде налога на пользователей автомобильных  дорог, налога с владельцев транспортных средств и налога на приобретение автотранспортных средств;

з) расходов, включаемых в себестоимость страховых услуг (кроме расходов на оплату труда) на основании Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утверждаемого Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации.

При определении налогооблагаемой базы страховых организаций, получающих прибыль (доход) от иной деятельности, отнесение расходов (за исключением  предусмотренных подпунктами "а" - "д) на страховую и иную деятельность производится исходя из доли дохода от страховой деятельности и выручки от реализации продукции (работ, услуг) от иной деятельности в общей сумме дохода

Налогооблагаемая база облагается налогом по ставке 25 процентов.

Ставка налога может изменяться при утверждении федерального бюджета  на предстоящий финансовый год.

При исчислении налога облагаемый доход уменьшается на суммы:

а) затрат, производимых в  соответствии с нормативами, утверждаемыми  местными органами государственной  власти, на содержание находящихся  на балансе страховой организации  объектов и учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта, а также  детских дошкольных учреждений, детских  лагерей отдыха, домов престарелых  и инвалидов, жилищного фонда  и затрат на эти цели при долевом  участии страховой организации  в содержании указанных объектов и учреждений. Затраты страховой организации при долевом участии принимаются в пределах норм, утверждаемых местными органами государственной власти, на территориях которых находятся указанные объекты и учреждения;

б) взносов на благотворительные  цели, в экологические, оздоровительные, образовательные и другие фонды (общественные объединения), общественным организациям инвалидов, религиозным  организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке, а также  сумм, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям культуры, образования, здравоохранения, социального  обеспечения, но не более 1 процента налогооблагаемого  дохода.

Указанные фонды, предприятия, учреждения и организации, получившие такие средства, по окончании отчетного  года представляют в налоговый орган  по месту своего нахождения отчет  о поступивших суммах и их расходовании. В случае использования средств  не по назначению, в доход федерального бюджета в установленном порядке  взыскивается сумма в размере  этих средств.

в) затрат на техническое  перевооружение, а также на строительство  и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры.

По страховым организациям, имеющим прибыль (доход) от иных видов  деятельности, отнесение льгот на страховую или иную деятельность производится исходя из удельного веса дохода от страховой деятельности и  выручки от реализации продукции (работ, услуг) от иной деятельности в общей  сумме дохода.

Ставки налога на доход  страховой организации понижаются на 50 процентов, если от общего числа  ее работников инвалиды составляют не менее 50 процентов либо инвалиды и (или) пенсионеры - не менее 70 процентов.

При определении права  на льготу в среднесписочную численность  включаются работники, состоящие в  штате страховой организации, в  том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в  штате страховой организации (выполняющие  работы по договору подряда и другим договорам гражданско-правового  характера).

Для страховых организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета), часть доходов, направленных на его  покрытие, освобождается от уплаты налога в течение последующих  пяти лет (при условии полного  использования на эти цели средств  резервного и других аналогичных  по назначению фондов, создание которых  предусмотрено законодательством).

Налоговые льготы не должны уменьшать фактическую сумму  налога, начисленную без учета  льгот более чем на 50 процентов.

Доходы, полученные страховой  организацией от инвестирования временно свободных средств по долгосрочному  страхованию (включаемые в облагаемый доход в соответствии с подпунктом "д"), уменьшаются на сумму, исчисленную на весь объем резерва, находящегося в распоряжении страховой организации, по проценту, предусмотренному в структуре тарифной ставки.

Страховые организации пользуются правами и льготами в соответствии с Законом Российской Федерации "О налогообложении доходов  от страховой деятельности" и другими законодательными актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации и бывшего СССР.

Данные страховые организации, имеющие в соответствии с международными договорами право на льготное обложение  налогом доходов от источников в  Российской Федерации, в течение  года со дня получения дохода подают заявление о снижении или отмене налога в порядке, установленном  Государственной налоговой службой  Российской Федерации. Заявления, поданные по истечении указанного срока, рассмотрению не подлежат.

страховой налогообложение

Налоговые льготы могут изменяться при утверждении федерального бюджета  на предстоящий финансовый год.

1.4 Особенности обложения налогом доходов страховых организаций различных организационно-правовых форм

Доход государственной страховой  организации облагается налогом  по ставке 25 процентов.

Доход страховой организации, учрежденной частным лицом, облагается налогом по ставке 25 процентов.

Доходы учредителя страховой  организации (частного предприятия) от выполнения им трудовых обязанностей в этой организации, а также иные доходы, полученные от этой организации, облагаются налогом в соответствии с Законом РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц".

Доходы от страховой деятельности акционерного общества открытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью (акционерного общества закрытого типа), смешанного товарищества, облагаются налогом по ставке 25 процентов.

Доходы (включая дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам), распределяемые между  акционерами, участниками товариществ  за счет дохода, остающегося после  уплаты налога, облагаются налогом  при выплате: юридическому лицу - по ставке 15 процентов у источника  этих доходов, физическому лицу - в  соответствии с Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с  физических лиц".

Доходы союзов, ассоциаций и иных объединений страховых  организаций, образованных ими для  координации своей деятельности, защиты интересов своих членов и  осуществления совместных программ, облагаются налогом в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".

Зачисление налоговых  платежей страховыми организациями  производится в полной сумме в  федеральный бюджет в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации", другими  законодательными актами, а также  классификацией доходов и расходов бюджетов, издаваемой Министерством  финансов Российской Федерации.

Сумма налога определяется страховыми организациями самостоятельно на основании данных бухгалтерского учета и отчетности исходя из величины налогооблагаемой базы с учетом предоставленных  льгот по налогу и установленных  ставок налога.

В течение квартала все  страховые организации производят авансовые взносы налога в бюджет исходя из предполагаемой суммы дохода за налогооблагаемый период и ставки налога.

Для контроля за правильностью определения и полнотой перечисления в бюджет авансовых сумм налога на доход страховые организации представляют налоговым органам по месту своего нахождения справки о предполагаемой сумме дохода на текущий квартал.

Авансовые взносы производятся не позднее 10 и 25 числа каждого месяца равными долями в размере одной  шестой квартальной суммы налога.

По ходатайству страховой  организации, имеющей (уплачивающей) незначительную сумму налога, финансовый орган по месту нахождения страховой организации  может установить один срок уплаты в бюджет - 20 числа каждого месяца, в размере одной трети квартальной  суммы налога.

Страховые организации с  иностранными инвестициями в течение  года вносят квартальные авансовые  платежи в размере одной четверти годовой суммы платежей не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 декабря.

По окончании первого  квартала, полугодия, девяти месяцев  и года страховые организации  исчисляют сумму налога нарастающим  итогом с начала года исходя из фактически полученного дохода, подлежащего  налогообложению, с учетом предоставленных  льгот и ставки налога. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.

Страховые организации представляют налоговым органам по месту своего нахождения бухгалтерские отчеты и  балансы в порядке и сроки, установленные Министерством финансов Российской Федерации, а также расчеты сумм налога.

В случаях, предусмотренных  законодательством, страховые организации  обязаны помимо бухгалтерских отчетов  и балансов представлять налоговым  органам заключения аудиторов об их достоверности. Непредставление  в налоговые органы аудиторского заключения либо договора об оказании аудиторских услуг является основанием для привлечения в установленном порядке указанных плательщиков к ответственности.

Страховые организации, получающие прибыль от нестраховых видов деятельности, представляют отдельные расчеты по налогу на прибыль в порядке, предусмотренном Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 6 марта 1992 г. N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".

Суммы налога, исчисленные  исходя из фактически полученного дохода, страховые организации вносят в  бюджет, не ожидая извещения налогового органа, по квартальным расчетам в  пятидневный срок со дня представления  бухгалтерского отчета (баланса), а  по годовым расчетам - в десятидневный  срок со дня, установленного для представления  бухгалтерского отчета (баланса) за год.

Информация о работе Налогообложение страховой деятельности