Космическое страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 16:46, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить и проанализировать рынок страхования космических рисков, прийти к соответствующим выводам.
Задачи работы:
1. рассмотреть возникновение и современное состояние космического страхования
2. рассмотреть классификацию космического страхования
3. изучить основные сегменты рынка космического страхования;
4. изучить страховые ставки при страховании космических рисков

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
§1. Возникновение и современное состояние космического страхования…..4
§2. Классификация космического страхования…………………… .…………8
§3. Емкость рынка страхования космических рисков………………………..11
§4. Страховые ставки при страховании космических рисков………………..14
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы………………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по страхованию 2.docx

— 45.40 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ»

 

 

Кафедра Налогообложения  и учета

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Страхование»

 

на тему: «Космическое страхование»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 4 курса,

 гр. 08521

Тырышкина А.А.

 

Проверил: к.э.н., доцент

Нехорошков С.Б. 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

§1. Возникновение и современное  состояние космического страхования…..4

§2. Классификация космического страхования…………………… .…………8

§3. Емкость рынка страхования  космических рисков………………………..11

§4. Страховые ставки при страховании  космических рисков………………..14

Заключение………………………………………………………………………17

Список литературы………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Начиная с 70-х гг. широкое распространение получило страхование, которое можно объединить в понятие «Космическое страхование».

Космическое страхование – отрасль страхования, связанная с защитой имущественных и других интересов страхователей на всех этапах реализации космической программы: проектирования, производства, на предпусковой фазе и фазе запуска, фазе работы на орбите.

Космическое страхование (или страхование  космических рисков) является одним  из важнейших элементов любого космического проекта в связи с тем, что  космическая деятельность характеризуется  повышенными рисками утраты или  повреждения объектов федеральной  и частной собственности. Поэтому с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов для возмещения возможных ущербов осуществляется финансовая защита космических проектов путем использования механизма страхования.

 Цель данной работы – изучить  и проанализировать  рынок страхования космических рисков, прийти к соответствующим выводам.

Задачи  работы:

    1. рассмотреть возникновение и современное состояние космического страхования
    2. рассмотреть классификацию космического страхования
    3. изучить основные сегменты рынка космического страхования;
    4. изучить страховые ставки при страховании космических рисков

В данной контрольной работе были использованы статьи из научных журналов: «Страховое дело», «Новости авиационного страхового рынка», в которых широко изложена информация, соответствующая данной теме.

 

 

 

 

§1. Возникновение и современное состояние космического страхования

Страхование космических рисков –  новая, развивающаяся отрасль страхования, история которой началась в 1965 году, когда был заключен первый договор  страхования гражданской ответственности  по возмещению убытков, причиненных  на этапе предстартовой подготовки космического аппарата. Сегодня данная отрасль является стремительно развивающейся  в основном за счет развития такой  космической подотрасли, как развитие спутниковых технологий.

Особенностью первых договоров  по страхованию космических рисков была оговорка о франшизе, то есть непокрываемой части ущерба по первому страховому случаю при запуске серии космических объектов. Эта оговорка называлась «привилегией на один запуск». С этим условием были застрахованы две серии из пяти запусков аппаратов типа «Intelsat».1 В каждой серии только один запуск оказался неудачным, и благодаря оговорке страховые выплаты не были произведены.

С 1975 года страховая практика изменилась: договоры на запуск стали оформляться  без привилегий, покрытие было расширено  за счет включения рисков, связанных  с производством космических  объектов и их функционированием  на рабочей орбите. В настоящее  время уже накоплен опыт по страхованию  ракетно-космической техники на всех этапах ее изготовления и эксплуатации, однако этот вид страхования продолжает оставаться сложным из-за специфических  особенностей космической индустрии (таблица 1) .

В России началом страхования космической  деятельности считается 1986 год, когда  была объявлена готовность бывшего  Советского Союза страховать космические аппараты. Практически же этот вид страхования стал использоваться отечественными компаниями с начала 90-х годов после принятия таких важных законодательных актов для Российской Федерации, как Закон о космической деятельности, Закон о страховании и др.

Таблица 1 – Характеристика космической  индустрии и особенности её страхования.

Специфика космической  отрасли

Особенности страхования

Большая капиталоемкость:

на  запуск некоторых геостационарных  спутников требуется более 300 млн. долл., включая стоимость ракеты-носителя

Соответственно, крупные страховые  суммы и стоимость страхования, что связано с необходимостью размещения риска у многих страховщиков

Высокая технологичность и большая  конкурентоспособность отрасли: конструкции  спутников и ракет непрерывно совершенствуются в сторону увеличения мощности, длительности работы и т.д.

Затруднительность сопоставления  статистических данных по страховым  случаям

Большая степень обновления: постоянно  предлагаются новые виды услуг; прямые телетрансляции, цифровые радиопередачи, новые виды информационных услуг и т.д.

Большие сроки действия страховых  договоров (обычно три года)

Период проектирования, изготовления и запуска геостационарного спутника составляет свыше трех лет, а спутника для околоземной орбиты – свыше  полутора лет.

Мелкосерийное, а в некоторых  случаях – единичное производство

Необходимость разработки новых условий  страхования, а также методов  оценки рисков и расчетов страховых  тарифов

Небольшое число организаций и  предприятий-изготовителей космических  объектов: сбой в работе одного из подрядчиков  неизбежно влечет задержки в осуществлении  всего проекта

Расширение страхового покрытия распространяется на задержки в реализации всей программы

Статистика аварийности: доля полных или конструктивных потерь коммерческих спутников колеблется в пределах 13-15 %, что почти всегда связано  с ошибками проектирования, изготовления или контроля

Страховая сумма обычно принимается  равной стоимости замены космического аппарата


 

Развитие страхования космических  аппаратов в России обусловлено  следующими основными причинами:

  • международным статусом России в качестве одной из ведущих космических держав;
  • большими объемами страховых сумм и страховых премий.

Стоимость российских программ по страхованию  гораздо меньше, чем соответствующих  зарубежных проектов, но отечественные  страховщики в последние годы заключили несколько крупных  договоров по страхованию космических  объектов.

В мае 1994 года был запущен спутник  связи и телевещания «Горизонт» с выводом на орбиту ракетой-носителем  «Протон». Стоимость страхового покрытия была определена в сумме 12,5 млрд. руб. (не деноминированных). В страховании приняли участие 37 отечественных компаний, самые крупные объемы покрытия взяли на себя страховые компании «АСКО-Красноярск» и «Виктория» (по 1,5 млрд. руб.).

В 1996 году были застрахованы предстартовая  подготовка и запуск ракеты-носителя «Протон», которая вывела на орбиту спутник связи, принадлежащий Международной  организации морской спутниковой  связи «Immersed». Страховое покрытие от всех рисков составило 33 млрд. руб. Договор был заключен в пользу Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева. В размещении этого риска на российском страховом рынке участвовало 40 страховых компаний, в том числе Ингосстрах, Космическая страховая компания, Военно-страховая компания и др.

Предпочтительную страховую защиту в России в настоящее время  получают совместные космические программы  с участием иностранных партнеров. Например, спутник серии «Космос», принадлежавший военно-космическим  силам РФ и погибший при запуске  в мае 1996 года на космодроме Байконур, был застрахован на сумму 2,7 млн. долл. Этот спутник помимо своих основных задач должен был выполнить топографическую съемку поверхности Земли, в том числе и территории США. На производство съемки был заключен контракт между российской ассоциацией «Совинформспутник» и американской компанией «AriaL Images Inc», Спутник был застрахован в пользу Совинформспутника, а риск был размещен среди 45 российских страховщиков, самую крупную ответственность взял на себя Ингосстрах (200 тыс. долл.).

В настоящее время в мире распространена практика страхования коммерческих Телекоммуникационных и научных  спутников связи. Страхователями являются владельцы космической техники, страхующие свои имущественные интересы. Космические объекты, запускаемые  по государственным военным программам, страхуются редко и в нашей  стране, и за рубежом.

В июне 1996 года при запуске с  космодрома в Плисецке разбился ещё один российский спутник и тоже по причине брака в головном обтекателе. Но поскольку в проекте не участвовали коммерческие организации, спутник не был обеспечен страховой защитой.

Для российских страховщиков традиционные сложности рассматриваемого вида страхования  усугубляются еще и следующими причинами:

– новизной страхования космических  рисков отечественными компаниями, что  связано с отсутствием наработанных методов оценки рисков и определения  страховых сумм и тарифных ставок, а также с ограниченностью  статистической базы;

– недостаточной емкостью российского  страхового рынка, не превышающей 10 млн. долл., и финансовых ресурсов российских страховщиков, в среднем не превосходящих 250 млн. руб., что вынуждает их прибегать  к помощи иностранных перестраховщиков;

– несовершенством законодательной  базы в сфере страхования ракетно-космической  техники.

Этим видом страхования занимается небольшое число отечественных компаний, самыми крупными из которых являются «Ингосстрах», «Мегарус», «Мегус», Военно-страховая компания, «Авиакос».

§2. Классификация космического страхования

 

В космическом страховании выделяют следующие виды страхования:

  1. имущественное страхование образцов РКТ при хранении и транспортировке, при подготовке к запуску, при запуске, при эксплуатации; имущественное страхование  наземных средств эксплуатации при проведении работ, от стихийных бедствий;

При имущественном  страховании объектом страхования  являются имущественные интересы страхователя, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом:

ракетами  космического назначения  (РКН) и их составными частями: 
-ракетой-носителем (РН);

-разгонным  блоком (РБ);

-полезной  нагрузкой (космическими аппаратами  различного назначения: автоматическими  космическими аппаратами коммерческого  и научного назначения, грузовыми  транспортными кораблями, пилотируемыми  транспортными кораблями, модулями  орбитальных станций, спускаемыми  аппаратами);

объектами космической инфраструктуры:

  • космодромами, стартовыми комплексами и пусковыми установками;  
    командно-измерительными комплексами;
  • центрами и пунктами управления полетами космических объектов;  
    пунктами приема, хранения и переработки информации; 
    базами хранения объектов космических средств;  
    районами падения отделяющихся частей объектов космических средств;  
    полигонами приземления объектов космических средств и взлетно-посадочными полосами;
  • объектами экспериментальной базы для отработки космических средств;  
    центрами и оборудованием для подготовки космонавтов;  
    другими сооружениями и техникой, используемыми при осуществлении космической  деятельности.2
  1. страхование ответственности за ущерб третьим лицам и страхование экологических рисков;

Страхование ответственности перед третьими лицами предполагает возмещение ущерба, нанесенного имуществу и (или) здоровью третьего лица.

Страхование ответственности перед третьими лицами за ущерб, причиненный им при реализации космического проекта, запуске и эксплуатации РКТ, может быть связано с возникновением обязанности страховщика осуществить страховую выплату в следующих случаях:

  • падение элементов РКН вне зоны отчуждения вследствие как случайных факторов, так и при возникновении аварийной ситуации;
  • возникновение экологической катастрофы при аварии РКН с токсичными компонентами топлива.

При страховании ответственности  необходимо различать страхование  гражданской ответственности перед  третьей стороной при проведении запуска и гражданской ответственности  за изделия РКТ.

Страхование ответственности за запуск перед третьей стороной предназначено  для страхования ущерба, причиненного третьей стороне в процессе запуска  и эксплуатации КА на орбите, независимо от того, против кого были направлены иски о возмещении убытков и подпадает  под действие Конвенция о международной  ответственности за ущерб, причиненный  космическими объектами №2008, ратифицированной 28 сентября 1973 г., которая вступила в силу 9 октября 1973 г.

Особенностью страхования ответственности  перед третьей стороной является то, что никто заранее не может  оценить размеры ущерба. В связи  с этим договор страхования включает в число ответственных за ущерб, причиненный третьим лицам, всех причастных к этому, включая сострахователей, на которых могла бы распространяться такая ответственность.

Страхование вступает в силу в момент прибытия РКТ на ТК и прекращается при полном разрушении РКН или  КА или при окончании срока  действия договора страхования.

Существует страхование ответственности  и при возвращении в атмосферу. Согласно Конвенции об ответственности 1972 г. ответственность при возвращении  в атмосферу является исключительно  ответственностью перед третьей  стороной. При возвращении КА в  атмосферу возможно возникновение  ущерба третьим лицам и, как следствие, претензий экономического характера.

Действие договора страхования, касающегося  ответственности перед третьей  стороной, не распространяется на ущерб  сооружениям и стартовому оборудованию, а также телесные повреждения  персоналу, участвующему в проведении стартовых операций. Действие договора не распространяется и на финансовый ущерб, представляющий собой потерю ожидаемой прибыли, а также на такие вредные последствия запуска, как шум, разного рода загрязнения  и другие негативные явления, не имеющие  причиной непредвиденные обстоятельства и имеющие место в процессе запуска или функционирования КА на орбите.

Информация о работе Космическое страхование