История развития страхового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 17:18, контрольная работа

Краткое описание

Зарождение института страхования.
Историческое развитие страхования в зарубежных странах.
Истоки страхования уходят так далеко в прошлое, что невозможно установить точную дату его возникновения.
Если относительно легко найти остатки строений, произведений искусства или другие материальные следы минувших цивилизаций, то труднее воссоздать, как жители первых городов организовывали сферу услуг в экономике.

Вложенные файлы: 1 файл

страхование 1.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

 Этот процесс получил логическое  продолжение в связи с утверждением  Советом Министров СССР "Положения об акционерных обществах с ограниченной ответственностью", а затем принятием Закона РСФСР "О страховании" (1992 г.), когда образование новых страховых компаний приняло массовый характер.        

 Государственные страховые  организации республик стали  также осуществлять операции, считавшиеся прежде исключительной сферой деятельности Ингосстраха. В условиях демонополизации страхования на территории Российской Федерации создаются страховые организации с участием иностранного капитала (оффшорные страховые компании), а также аккредитуются представительства зарубежных страховых, перестраховочных и брокерских фирм.


 

Глава 3.        

 Страховой бизнес, присущий  всякой экономике, функционирующей на рыночной основе, получил в России за последние годы существенное развитие. Об этом свидетельствуют создание сотен страховых организаций, появление большого количества новых видов страхования, ранее не известных в отечественной экономике. По своим потенциальным возможностям российский страховой рынок является одним из крупнейших финансовых рынков.        

 Несмотря на рост среднедушевых  доходов населения страны в долларовом выражении только за 1996—1997 годы на 40%, их абсолютная величина остается низкой и в среднем по стране не превышает 160 долл. При этом сумма среднедушевого дохода немногим более чем в два раза превышает прожиточный уровень. Имеет место значительное социальное расслоение в обществе. Так, в течение 1995—1997 годов, по официальным данным, доходы 10% самых обеспеченных граждан в 13—13,5 раза превышали доходы 10% наименее обеспеченных. Низкие доходы граждан являются одним из сдерживающих факторов распространения страховых услуг.        

 На начало 1998 г. в государственном  реестре было зарегистрировано 2334 страховые компании и страховых  брокеров. Общее число филиалов  страховых компаний составляет 7000, из которых 2500 принадлежит компаниям системы Росгосстрах. Несмотря на большое количество страховых компаний, их значение в экономике с 1992 по 1997 уменьшалось. Отношение страховых взносов к валовому внутреннему продукту страны, достигавшее 3% на рубеже 80—90-х годов, по итогам 1997 г. не превысило 1,3%.        

 Большинство рисков в экономике  страны в середине 90х было либо  вообще ничем не обеспечено, либо  обеспечено крайне незначительно. По данным Всероссийского союза  страховщиков, в 1997 г. произошло 1500 чрезвычайных ситуаций, 151 тыс. пожаров. Общий ущерб оценивался в 309 трлн руб. Убытки по большинству из произошедших событий не были застрахованы и компенсированы. И это при наличии специальных законодательных мер о развитии противопожарного страхования.

Число самостоятельных хозяйствующих субъектов в силу особых гражданско-правовых отношений не способных обойтись без заключения соответствующих договоров страхования достаточно ограничено. К ним в первую очередь относятся фирмы, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью или осуществляющие регулярные международные перевозки российские компании, в тех или иных формах сотрудничающие с иностранными инвесторами, а также иностранные торгово-промышленные компании, действующие в России. В определенной части к перечисленной категории можно отнести российских граждан, выезжающих в некоторые страны дальнего зарубежья с культурными, научными, познавательными или деловыми целями.        

 В российской деловой практике отсутствие страховой защиты у любой коммерческой фирмы очень незначительно влияет на отношения с партнерами по бизнесу. Ссылки на отсутствие страховой культуры и укоренившихся традиций к страхованию выглядят малоубедительными. Скорее причина кроется в отсутствии экономического интереса к страхованию, при наличии довольно размытой правовой базы, регулирующей хозяйственный оборот.        

 В 1992—1995 годы страховые компании  выжили и развивались благодаря  тому, что смогли приспособиться  к оказанию услуг по легальной  оптимизации налоговых и иных  обязательных платежей (взносы в социальные внебюджетные фонды). В 1993 г. почти 10% страховых премий приходилось на «квази» — страхование ответственности заемщика за непогашение кредита. Значительное изменение структуры страховых премий произошло в 1996 г., когда доля возвратного страхования заметно снизилась, а классические виды страхования не могли полноценно развиваться из-за невозможности отнесения затрат на страхование на себестоимость произведенной продукции. В результате совокупная прибыль страховых компаний практически не изменилась, а совокупные убытки выросли в два раза. Сложившаяся ситуация вынуждала страховщиков расширить свое участие в программах обязательного страхования. Доля взносов по обязательному страхованию в общем г объеме поступления страховых платежей превысила 40%.        

 Реально некоторое улучшение  конъюнктуры отечественного страхового рынка произошло в 1997 г., когда предприятиям разрешили включать в издержки суммы страховых премий по некоторым видам страхования, хотя и в объеме, не превышающем 1 % выручки.

Страховой рынок России чрезвычайно неоднороден. Уставный капитал в размере 1 млн «новых» рублей и больше на начало 1998 г. имели только 643 страховые компании, или 27,5% их общего числа. По данным Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ только 150 страховых компаний удовлетворяли требованиям к минимальному размеру уставного капитала, которые будут введены в действие, начиная с 1 января 1999 г. Незначительные размеры уставного и резервного капиталов обусловливают низкую емкость страхового рынка.        

 По оценкам Госналогслужбы  РФ, на протяжении 1992—1997 годов значительная  часть организаций, зарегистрированных как страховые компании, на самом деле ими не являлись, а представляли собой фирмы, созданные для решения задач своих учреждений по избежанию налогообложения. С другой стороны, и качестве налогоплательщиков, страховые компании и РФ не представляют особого интереса для местных и федеральных властей. Налоговые платежи страховых компаний в консолидированный бюджет Российской Федерации в 1997 г. составили 1,081 трлн неденоминированных рублей, или 0,19% общих поступлений. Для сравнения в 1996 г. от страховых компаний в бюджет было обеспечено 944 млрд руб. налоговых поступлений. По налогу на прибыль в федеральный бюджет от страховых компаний поступило 176 млрд неденоминированных рублей, что составляет 0,5% всей суммы платежей по данному налогу. При этом существенная часть из 7700 страховых компаний и их филиалов прекратили платить

налоги.        

 Значительные региональные  диспропорции составляют крупную проблему для отечественного страхового рынка. Страховые компании-лидеры сосредоточены в ведущих финансово-промышленных центрах. Только в Москве сосредоточено 25% всех реально функционирующих страховых компаний, на долю которых приходится 45% всей совокупной страховой премии.        

 Иностранный капитал не играет  заметной роли в российском  страховании. На начало 1997 г. в РФ действовали 70 страховых компаний с участием иностранного капитала. Это составляет около 3% общего количества страховщиков, зарегистрированных в стране. Из числа ведущих зарубежных страховщиков представлено 5 компаний. Они собирают менее 0,5% совокупных премий. После знаменитого «черного вторника» 1998г. страховые компании возродились вновь, сумев пережит и этот кризис.


В результате перехода экономики страны на рыночные отношения, развития

   предпринимательской деятельности, расширения круга товарных и обменных

   операции в подходах государства  к регулированию страхования  и организации

   страхового дела произошли  коренные изменения. Для функционирования

   страховых организации и  компании, в том числе и негосударственных, были

   созданы новые условия.

 

   До этого времени виды, объекты страхования, страховые  риски, тарифы,

   обязанности страхователей  и страховщиков, методы определения  причиненного

   ущерба, расчета страхового  возмещения и страхового обеспечения, порядок

   уплаты страховых взносов, страховых выплат, содержание правил и договоров

   страхования - все это было  унифицировано и устанавливалось

   централизованно. Огромные  финансовые ресурсы страхования  находились в

   руках государства, что позволяло  ему не только исполнять обязательства

   перед страхователями, но  и использовать их в качестве  средств направляемых

   на развитие народного  хозяйства. Однако монополизм в  системе страхования

   не стимулировал развитие  последнего. В частности, при страховании

   имущества государственных предприятий ущерб от страховых случаев

   возмещался из государственного  бюджета. Условия обязательного  страхования

   имущества кооперативов, колхозов  не всегда соответствовали интересам  его

   собственников, прежде всего  в части оценки стоимости (как правило,

   стоимость была занижена), порядка и условий страховых  выплат при

   наступлении страховых случаев, но что-либо изменить они не  могли, так как

   выбора не существовало. Монополизм не лучшим образом  воздействовал и на

   личное страхование. Многим виды страхования, потребность в которых

   имелась, не осуществлялись  до отмены монополии государства. Начало

   демонополизации страхования  в России было положено Законом  СССР от 26 мая

   1988 г. № 8998-Х1 «О кооперации  в СССР». Однако практическая работа по

   всем направлениям демонополизации  страхования (подготовка законодательных

   актов по либерализации  страхования, создание и лицензирование

   негосударственных страховых  организаций, преобразование Госстраха)

   началась только после принятия в 1992 г. Закона о страховании. В

   соответствии с этим Законом  постановлением Правительства РФ  от 19 апреля

   1993 г. № 353 было утверждено  Положение о Федеральной службе  России по

   надзору за страховой  деятельностью (Росстрахнадзоре). Более десяти

   важнейших функций по  надзору за страховой деятельностью, включая

   лицензирование, разработку  и утверждение нормативных и  методических

   документов по вопросам  страховой деятельности, контроль  за обоснованностью

   тарифов, объемов ответственности страховщиков и др., было возложено на

   Росстрахнадзор. С этого  момента новый этап развития  страхования в России

   приобрел дополнительный  импульс и широкие возможности  для создания

   совершенного рынка страховых  услуг.

 

   В настоящее время постановление Правительства РФ № 353 утратило силу, и

   деятельность Федеральной  службы страхового надзора (Росстрахнадзора),

   входящей в систему Минфина  России, регулируется постановлением

   Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о

   Федеральной службе страхового  надзора».

 

   С учетом того что страхование  играет в экономике страны  важнейшую роль,

   начиная с 1998 г. был принят  целый ряд директивных документов  и

   нормативных актов различного  уровня, посвященных стабилизации и развитию

   как экономики в целом, так и системы страхования  в частности. В их числе

   можно назвать Федеральный  закон от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ «О  внесении

   изменений и Дополнений  в Закон Российской Федерации "О страховании"»; Указ

   Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции

   национальной безопасности  Российской Федерации»; постановление

   Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1139 «Об основных направлениях

   развития национальной системы  страхования в Российской Федерации в

   1998—2000 годах»; федеральные  законы от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О  защите

   прав и законных интересов  инвесторов на рынке ценных  бумаг»; от 7 марта

   2005 г. № 12-ФЗ «О внесении  изменений в Закон Российской  Федерации "Об

   организации страхового дела в Российской Федерации" и в статью 2

   Федерального закона "О  внесении изменений и дополнений  в Закон Российской

   Федерации «Об организации  страхового дела в Российской  Федерации» и

   признании утратившими силу  некоторых законодательных актов Российской

   Федерации"»; от 26 июля 2006 г. № 135 «О защите конкуренции» и  др.

 

   Союзы и ассоциации страховщиков. В период реформ в России  происходит

   объединение страховых компаний  в союзы и ассоциации. Первым  был учрежден

   Российский союз страховщиков (РОСС), объединивший около 400 страховых

   организаций, действующих на  территории Российской Федерации  с 1991 г. Его

   членами являются в основном  негосударственные страховые компании. В начале

Информация о работе История развития страхового рынка