Вопросы совершенствования организации страхового дела в Республике Беларусь на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность рассматриваемого вопроса усиливается еще и потому, что в современном обществе, наряду с традиционным предназначением - обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и др.), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.), - объектом страхования все больше становятся убытки от таких явлений, как кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………... 4
1. Содержание основных принципов финансов страхования……………..…...6
2. Организационно-правовые формы страховых организаций……………….16
3. Вопросы совершенствования организации страхового дела в Республике Беларусь на современном этапе……………………………………………..….24
Заключение………………………………………………………………..……...29
Список использованных источников…………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

мой.docx

— 84.98 Кб (Скачать файл)

     Принцип контрибуции является естественным развитием принципа выплаты страхового возмещения в размере действительного убытка, призванного воспрепятствовать страхователю в извлечении выгод от страхования. Он призван контролировать распределение суммы возмещения между страховщиками при двойном и многократном страховании таким образом, чтобы страхователь не смог дважды или несколько раз получить возмещение по одному и тому же событию.

    Действие принципа контрибуции подчиняется общеправовым нормам, которые сводятся к следующему. Чтобы говорить о применимости принципа контрибуции, должно существовать по меньшей мере два полиса, защищающих:

 а) один и тот же  страховой интерес;

 б) в отношении одного  и того же предмета страхования;

 в) от одной и той  же опасности.

     Если страховая сумма, указанная в договоре страхования имущества или предпринимательского риска, превышает страховую стоимость в результате страхования одного и того же объекта у двух или нескольких страховщиков, договор является ничтожным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость. 

     Принцип суброгации, или перехода к страховщику, выплатившему возмещение, права требования (в пределах выплаченной суммы возмещения), которое страхователь имеет к виновному в убытках лицу, предполагает следующее. Если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, то к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за причиненный ущерб. Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки.

     В рамках осуществления указанного права страхователь (выгодоприобретатель) обязан передать страховщику все документы и доказательства, а также сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедшего к нему права требования. Отказ от передачи документов, доказательств, сведений и т.п., либо, если осуществление этого права стало невозможным по вине страхователя (выгодоприобретателя), влечет за собой освобождение страховщика от выплаты страхового возмещения полностью или в соответствующей его части, иными словами, страховщик вправе потребовать возврата излишне выплаченной суммы возмещения.

     Таким образом, страхование представляет собой особый вид экономической деятельности, связанный с перераспределением риска нанесения ущерба имущественным интересам среди участников страхования (страхователей) и осуществляемый специализированными организациями (страховщиками), обеспечивающими аккумуляцию страховых взносов, образование страховых резервов и осуществление страховых выплат при нанесении ущерба застрахованным имущественным интересам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организационно-правовые формы страхования организаций

 

     Основными законодательными актами в области регулирования страховой деятельности являются Гражданский кодекс Республики Беларусь, а также Закон о страховании и некоторые другие законодательные акты. Указанные документы определяют основные деятельности. Важной особенностью является то, что страховая организация может организационно-правовые требования к созданию страховой компании.

     Так, по правилам Закона о страховании страховщиком может быть только юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Республики Беларусь для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившее лицензию в установленном законом порядке.

     Согласно ГК РБ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, т.е. с момента его государственной регистрации.   Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

     Страховщик может осуществлять страхование лишь после получения лицензии на проведение страховой создаваться только для осуществления страховой деятельности. Однако страховая компания вправе быть учредителем (участником) других предприятий, фирм в той или иной организационно-правовой форме, предметом деятельности которых являются производственная, торгово-посредническая или банковская деятельность.

     Целевая направленность страхования на защиту имущественных интересов юридических и физических лиц, особенности формирования денежных фондов (страховых фондов) из уплачиваемых страхователями страховых премий (взносов) обусловливают определенные экономические нормативные требования к созданию и деятельности страховых организаций. Соблюдение этих требований обеспечивает финансовую устойчивость, платежеспособность страховщиков, доверие к ним страхователей.   

     Основными из этих требований являются следующие:

1. Требования к минимальному размеру уставного фонда страховой компании. Минимальный размер уставного фонда, утвержденный Декретом Президента Республики Беларусь №1 от 16 января 2009 года  «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»,  устанавливается в сумме, эквивалентной:

а) 1млн. евро -  для страховщика, осуществляющего виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни;

б) 2млн. евро -  для страховщика, осуществляющего виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;

в) 5млн. евро -  для страховщика, осуществляющего исключительно перестраховочную деятельность.

2. Гарантии обеспечения финансовой устойчивости страховой компании. Согласно Закону РБ «О страховании» гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика являются экономически обоснованные страховые тарифы; страховые резервы, достаточные для исполнения обязательств по договорам страхования, сострахования, перестрахования, взаимного страхования; собственные средства; перестрахование. Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.

     Собственные средства страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования, осуществляющих страхование исключительно своих членов) включают в себя уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль.

3. Нормативные требования к формированию и инвестированию страховых резервов. В соответствии с Законом о страховании для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования, формируют страховые резервы. Средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат.

     Страховые резервы не подлежат изъятию в республиканский бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы Республики Беларусь.

     Страховые  резервы носят обязательный характер, это основа финансовой устойчивости  и гарантия платежеспособности  страховщика. Резервы, назначение которых  вытекает из экономической сущности  категории страхования, имеют специфику  на стадии формирования и использования.

     Существуют  два вида страховых резервов:

1) Технические резервы. Формирование происходит с помощью средств вычислительной техники, при использовании актуарной математики, математической статистики и с учетом теории вероятности.

     На практике  формируются в основном следующие  виды технических резервов:

а) незаработанной премии;

б) заявленных, но не урегулированных убытков;

в) произошедших, но не заявленных убытков;

г) катастроф.

2) Математические резервы представляют собой разность между текущей стоимостью обязательств страховщика (предстоящие страховые выплаты по действующим договорам страхования) и текущей стоимостью обязательств страхователя (страховые взносы, которые должны в будущем уплатить страхователи по действующим договорам страхования).

     Математические резервы – основной вид резервов по операциям страхования жизни и соответствуют резервам премий и резервам убытков, используемым для видов страхования, «кроме жизни». 

     Наряду со  страховыми техническими и математическими резервами страховщики формируют фонд предупредительных (превентивных) мероприятий. Он предназначен для финансирования мероприятий, которые создают условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья граждан, предупреждающие повреждение и гибель застрахованного имущества. Кроме того, страховщики в соответствии с уставом формируют фонды, необходимые для хозяйственной деятельности: уставный, резервный, накопления и потребления, амортизационный.

     В страховании  могут также создаваться резервы  за счет чистой прибыли, однако  они не связаны со страховой  деятельностью, являются собственным  капиталом и используются страховщиком  на приватные нужды.

     В условиях  цивилизационного страхового рынка  страховые резервы представляют  собой важный элемент финансовых  гарантий наряду с собственным  капиталом страховщика. Достаточные  страховые резервы необходимы страховщику для покрытия страхового риска, а собственный капитал – для гарантии выполнения обязательств в изменившихся экономических условиях (инфляции, девальвации, свободная конкуренция).

     Собственный  капитал страховщика включает  в себя: уставный фонд, резервный  и добавочный капитал, фонды накопления  и потребления, нераспределенная  прибыль.

     Уставный фонд  формируется страховыми организациями  в соответствии с законодательством, а также учредительными документами. К моменту регистрации страховой  организации уставный фонд должен  быть обязательно оплачен. Кроме  денежных средств в национальной  валюте вклад в уставный фонд  может вноситься в иностранной  валюте и имуществом.

     Обязательным  условием для акционерного общества  и одним из требований законодательства  является создание резервного  фонда за счет чистой прибыли  путем отчислений в размерах, установленных законодательством.

     Фонды экономического  стимулирования (фонды накопления  и потребления) формируются из  чистой прибыли, если это предусмотрено  уставом страховщика. Их создание  вызвано необходимостью строгого  учета и контроля средств, направляемых  на развитие страховой организации, приобретение имущества, материальное  поощрение коллектива.

     В целях  активизации инвестиционной деятельности  и создания условий, благоприятных  для обновления и технического  перевооружения основных фондов, страховые организации создают  амортизационный фонд. Он может  использоваться как источник  инвестирования для обновления  и технического перевооружения основных фондов.

     В целях обеспечения финансовой устойчивости, платежеспособности страховые организации должны инвестировать (размещать) страховые резервы, руководствуясь принципами диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Для соблюдения страховщиками этих принципов Правилами размещения страховых резервов установлены требования к структуре активов, принимаемых в покрытие страховых резервов.

4. Требования к организационной структуре страховой компании. Организационно-правовая форма страховых организаций регулируется нормами ГК РБ. Согласно общим положениям это могут быть хозяйственные товарищества (полное товарищество, товарищество на вере, коммандитное товарищество) и хозяйственные общества (общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа), государственные и муниципальные унитарные предприятия, общества взаимного страхования.

Информация о работе Вопросы совершенствования организации страхового дела в Республике Беларусь на современном этапе