Анализ страхового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

При государственной монополии страхование представляло населению чрезвычайно узкий спектр услуг, дополняющих систему государственного социального обеспечения (Соцстрах). Страхование имело во многом формальный характер. В сознании советских людей страхование не фигурировало как обязательный компонент организации жизни. Сам жизненный уклад был таков, что гражданам даже не приходило в голову страховать жизнь или имущество, страховаться от несчастных случаев или стихийных бедствий.

Содержание

Введение.
1.Потребители рынка страховых услуг.
1.1 Потребители рынков страховых услуг.
1.2 Анализ страховых услуг.
2.Виды и структура страховых рынков.
2.1 Структура страхового рынка.
2.2 Виды страхования.
3.Анализ страхового рынка в России.
3.1Общий анализ страхового рынка.
3.2 Страховой рынок на современном этапе.
3.3Страховой рынок Кузбасса.
3.4 Проблемы и перспективы страхования в России.
Заключение.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК 51525.docx

— 57.87 Кб (Скачать файл)

Рыночный спрос на страховые услуги – один из главных элементов внешней среды: на него направлены основные усилия рыночной коммерческой деятельности страховщика.

Мотивировка принятия решений страхователем основывается на предпосылках:

1. Человек всегда стремится максимально удовлетворить свои страховые интересы при минимальных финансовых затратах; прежде чем принять решение о заключении договора страхования, он изучает все альтернативы для удовлетворения данных страховых интересов;

2. Страхователь всегда действует рационально; не найдя идеальной альтернативы, человек идет на компромисс находя оптимальный баланс между своими желаниями и возможностями их удовлетворить с учетом лимита денежных средств, которыми он располагает для удовлетворения своих страховых интересов.

Важной составляющей внешнего окружения, на которую направлено управляющее воздействие страховой компании, является конкуренция. Страховые компании испытывают жесткую конкуренцию в борьбе за страховой рынок со стороны страховщиков, так и финансово-банковских институтов, осуществляющих страхование в качестве дополнительной услуги своим клиентам.

Государственное законодательство, расстановка политических сил оказывают влияние на коммерческую деятельность страховщиков. Это выражается в правовом воздействии на страховщиков путем издания соответствующих нормативных актов, прямо или косвенно регулирующих страховую деятельность.

К концу 1996 года в государственном реестре состояло около 2600 страховых компаний, имеющих лицензии на право осуществления страховой деятельности в различных отраслях и видах страхования. Практически все страховые компании имеют право осуществлять страховую деятельность на территории всей страны. Исключение составляют страховые компании, специализированные на проведении обязательного медицинского страхования, возможность осуществления которого на территориях различных субъектов федерации определяется местными программами обязательного медицинского страхования и связана с аккредитацией таких страховщиков по регионам.

Многие страховые компании с целью продвижения своих страховых продуктов по территории страны имеют своих представителей и представительства в регионах или учреждают там свои филиалы, как правило, без предоставления им права юридического лица. Всего имеется около 6,3 тысячи филиалов, причем более 2,7 тысяч входят в структуру фирм Росгосстраха (данные 1995 года).

Страховые компании в большинстве своем образованы в форме акционерных обществ закрытого типа (более половины всех страховщиков), открытого типа – 20%, а товарищества с ограниченной ответственностью составляют 24,3% общего числа компаний. С участием иностранного капитала созданы и оперируют 77 страховых организаций.

Посредниками в страховой сфере выступают страховые агенты и страховые брокеры. Особую значимость для страхового рынка такого рода профессиональным услугам придает именно наличие большого числа страховых компаний, а также большого числа потенциальных страхователей, не имеющих к тому же достаточных навыков и знаний, чтобы самостоятельно ориентироваться на страховом рынке.

В 1995 году страховые услуги осуществлялись при содействии почти 85 страховых агентов, в том числе в структурах Росгосстраха более 55 тысяч агентов. Кроме того, еще около 28 тысяч человек осуществляли функции страховых агентов по совместительству.

Имеющиеся отчетные данные не дают реального отражения структуры и количества покупателей страховых услуг. Данные о количестве договоров личного и имущественного страхования, действовавших на начало 1996 года, с физическими лицами (31.8 млн. и 15.3 млн. договоров соответственно) и с юридическими лицами (1.2 млн. договоров в пользу 23.1 млн. человек и 1.3 млн. договоров) характеризуют огромную невостребованность страховой защиты имущественных интересов всех категорий потребителей.

О наличии существенных проблем в развитии страхования свидетельствует заметное снижение темпов прироста объемов страховых платежей, а также неравномерное развитие отраслей и видов страхования.

Так, если в 1995 году российские страховщики собрали 21.9 трлн. рублей страховой премии, что почти в три раза превышало объем страховой премии за предыдущий год, то прирост объема совокупной страховой премии за 1996 год составил немногим более 25% . Объем совокупной страховой премии по всем видам страхования составил в 1996 году 27.4 трлн. рублей, а объем выплат 22.1 трлн. рублей. В 1996 году наряду с сохранением ряда тенденций предыдущих лет наблюдалась определенная реструктуризация страхового портфеля. Прежде всего, существенно увеличилась доля поступлений по обязательным видам страхования – 6% в 1992 г., когда преобладало обязательное страхование имущество граждан и пассажиров, до 40 и более процентов объема совокупной страховой премии, причем четыре пятых обязательных платежей пришлось на медицинское страхование.

В добровольном страховании заметно возросла доля личного страхования, хотя в течение года абсолютные показатели объема страховой премии в этой отрасли существенно сократились, что свидетельствует в первую очередь о сужении рынка страхования жизни. Для проведения этого страхования в классическом виде нет реальных средств в распоряжении большинства населения России, а страховщики не имеют в большинстве своем реальных возможностей для этого в первую очередь из-за отсутствия развитой системы продаж такого сложного страхового продукта.

 

3.2 Страховой рынок на современном этапе.

По итогам 2012 года страховой рынок имеет неплохие показатели.  Как ни странно, но даже в ожидании второй волны экономического кризиса, все компании отлично справились с поставленными задачами. Страховой рынок за 12 месяцев 2011 года вырос на 16,5% и достиг отметки в 650 млрд. руб., что является рекордным показателем для данного сегмента. Такому успеху способствовал целый ряд факторов.  Во-первых, с рынка ушли некоторые слабые игроки. Они либо покинули его навсегда, либо влились в состав более сильных компаний. Вторая причина – рост инвестиционной привлекательности крупнейших страховых компаний. И третья – заинтересованность государства в развитии этого высокодоходного бизнеса в России. Такой интерес выражается в корректировке в сторону увеличения коэффициентов ОСАГО, кардинальной реформе системы сельхозстрахования и принятии закона ОС ОПО – «О страховании ответственности владельцев опасных производственных объектов».

За 2011 год компании сумели развить свою филиальную сеть, наладить отношения с корпоративным бизнесом, привлечь крупных клиентов и иностранных партнеров. В связи с активацией залогового кредитования, многие страховщики установили тесные связи с банками и отлично заработали на таком сотрудничестве.

В ожидании второй волны кризиса, сокращения кредитных программ и роста инфляции, страховщики все равно дают положительный прогноз на 2013 год. Но в долгосрочной перспективе, по их словам, мало хорошего. Только кардинальная смена всей модели страхового бизнеса способна вывести данный рынок в число лидеров в экономике. Пока в страховании доминируют обязательные, а не добровольные виды, пока страховщики не ориентированы на привлечение клиентов – физических лиц, рост рынка не возможен. Незначительные сдвиги к лучшему, которые все наблюдали в 2011 и начале 2012, могут быть уже через год нивелированы кризисными явлениями.  Следует отметить, что от последствий кризиса 2009 года страховой рынок до сих пор еще не отошел в полной мере. Есть компании, которые так и не смогли выйти на прежний уровень.

Рейтинг страховых компаний России.

Компания

Объем страховых премий в 2011 году (млн. руб.)

Объем страховых премий в 2010 году (млн. руб)

Изменение (%)

Объем страховых выплат в 2011 году (млн. руб.

Объем страховых выплат в 2010 году (млн. руб.)

Изменение (%)

1

Росгосстрах (Рег. №977)

84 304.68

74305.42

13.46

39 770.73

38 189.15

4.14

2

Согаз

54 921.39

47 947.38

14.55

25 432.42

22 577.05

12.65

3

Ингосстрах

52 769.33

41 166.99

28.18

28 349.64

28 432.75

-0.29

4

РЕСО-Гарантия

44 946.63

35 811.05

25.51

22 797.97

19 373.52

17.68

5

Военно-страховая компания (ВСК)

29 676.82

25 147.46

18.01

17 104.97

12 947.97

32.11

6

АльфаСтрахование

28 233.28

20 463.27

37.97

12 701.62

10 482.34

21.17

7

Согласие

25 709.44

15 798.13

62.74

12 585.23

6 988.08

80.10

8

РОСНО

21 294.88

20 600.52

3.37

12 426.76

17 385.31

-28.52

9

Страховая группа МСК

19 424.71

10 019.82

93.86

11 108.44

7 319.59

51.76

10

Ренессанс страхование

14 309.25

12 186.17

17.42

8 453.84

7 250.34

16.60


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Страховой рынок Кузбасса.

 

 Страховой рынок  Кемеровской области в последние  годы развивается достаточно  динамично. В чем-то благодаря  введению ОСАГО (обязательного страхования  автогражданской ответственности), которое стало "страховым локомотивом", в чем-то - из-за повышения общего  уровня страховой культуры в  Кузбассе.

 В настоящее  время в страховом поле нашего  региона сложилась достаточно  жесткая конкуренция, так что  нормально работать и развиваться  могут только те компании, которые  в силах обеспечить качественное  страховое обслуживание своим  клиентам и в полной мере  отвечать по своим обязательствам.

Большинство самых сильных игроков на страховом рынке Кузбасса – региональные. Их лидерство сложилось исторически – они появились в первые годы становления коммерческого страхования и сегодня продолжают занимать хорошие позиции на страховом рынке Кузбасса .

Сокращение количества региональных компаний вызвано ужесточением требований к размеру уставного капитала страховщиков. У организаций, которые осуществляют иное страхование, чем страхование жизни, уставный капитал к 01.07.07 г. согласно Закону «Об организации страхового дела в РФ» должен составлять не менее 30 млн руб., у тех, кто занимается страхованием жизни, – 90 млн руб., а у тех, кто занимается перестрахованием, – 120 млн руб. Кузбасские страховщики существенно повысили свою капитализацию. Динамика капиталоемкости также свидетельствует о росте числа страховщиков с более высоким уровнем капитализации. Если в 2000 г. доля страховщиков, уставный капитал которых не превышал 7 млн руб., составляла около 39 % их общего числа, то на начало 2005 г. страховых организаций с таким уставным капиталом вообще не существовало, а 65 % компаний имело уставный капитал свыше 21 млн руб.

Увеличение размера страховых премий, приходящихся на одного жителя региона характеризует рост спроса на страховые услуги. О развитии страхования можно судить по сумме затрат на страхование на одного человека, включая суммы на обязательное страхование и страхование за счет средств предприятий. В   Кемеровской области затраты на страхование в расчете на одного человека растут. Сегодня размер среднедушевых расходов на страхование в Кузбассе составляет 25 дол. (41 дол в России); соответственно, на долю страхования в структуре расходов населения приходится 0,8 % среднедушевого дохода (0,7 % в 2004 г.). Однако за рубежом данный показатель достигает 25 %.

Учитывая активное развитие автокредитования в регионе, рост количества приобретаемых новых автомобилей средней и высшей ценовой категории, можно прогнозировать дальнейшее активное развитие таких массовых видов страхования как автокаско, добровольное страхование автогражданской ответственности. В ближайшие 2-3 года ожидается рост спроса на страхование жизни и страхование имущества физических лиц. О перспективах данных видов страхования позволяет говорить динамика жилищного строительства, развитие ипотечных программ, потребительского кредитования.

Потенциал развития рынка добровольного медицинского страхования и от несчастных случаев тоже высок. Ускорить рост рынка ДМС могут реформа обязательного медицинского страхования, а так же внесение в Налоговый кодекс поправок, касающихся сотрудников, оплачивающих полис ДМС за свой счет, и работодателей, приобретающих полисы ДМС для своего персонала.

 

Рейтинг страховых компаний Кузбасса по итогам 2012 года.

 

Страховая компания

Место

Сборы тыс.руб

Доля рынка, %

Уровень выплат, %

РОСГОССТРАХ ООО (бывш. РОСГОССТРАХ-СТОЛИЦА)

1

703796,0

33,73

46,21

СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК (бывш. ПРОМЫШЛЕННАЯ СК)

2

281323,0

13,48

44,39

СИБИРСКИЙ ДОМ СТРАХОВАНИЯ (бывш. ГУБЕРНСКАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ КУЗБАССА)

3

197547,0

9,47

89,72

ИНГОССТРАХ

4

175336,0

8,40

49,91

РЕСО-ГАРАНТИЯ

5

92282,0

4,42

64,91

ВСК

6

88485,0

4,24

41,09

БАСК

7

77247,0

3,70

72,06

УРАЛСИБ

8

69289,0

3,32

66,05

СИБИРСКИЙ СПАС

9

60610,0

2,91

62,89

СТРАЖ МСК

10

50850,0

2,44

18,98

Информация о работе Анализ страхового рынка