Анализ и оценка рынка страхования жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение страхования жизни, его анализ как в целом по стране, так и в частности на примере компании.
Объект анализа – деятельность страховой компании «MetLife Алико» на рынке страхования жизни.
Предметом анализа является изучение рынка страхования жизни, факторов, влияющих на развитие данного сектора страхования.

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития страхования жизни в России 5
Сущность, цели, функции страхования жизни 5
Виды страхования жизни 11
Место и роль страхования жизни на страховом рынке в РФ в современных условиях 19
Глава II. Анализ и оценка рынка страхования жизни 23
2.1. Анализ рынка страхования жизни в РФ 23
2.2. Анализ рынка страхования жизни на примере компании Metlife Алико за 2009 и 2010 года 32
2.3. Проблемы и перспективы развития страхования жизни 37
Заключение 43
Список литературы 46

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_anton_str_delo.doc

— 722.50 Кб (Скачать файл)

Основания и условия  государственного пенсионного обеспечения  различны. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения  является, как правило, трудовая и  общественно полезная деятельность лица в прошлом. В зависимости  от оснований и условий предоставления пенсии различают пять видов пенсий:

  • пенсии по старости;
  • пенсии по инвалидности;
  • пенсии по случаю потери кормильца;
  • пенсии за выслугу лет;
  • социальные пенсии.

Государственное пенсионное страхование — ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа и уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансирование которых осуществляется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и инвестиционного дохода от их размещения.

Добровольное (негосударственное) пенсионное страхование предназначено для расширения возможностей обязательного как по размерам пенсий, так и по условиям их получения. Так, например, пенсия по договору добровольного пенсионного страхования выплачивается дополнительно к государственной трудовой пенсии. Взносы могут быть регулярными в течение длительного срока или единовременными. Размер пенсии зависит от четырех основных обязательств:

  1. размера внесенных страховых взносов;
  2. количества лет, прошедших с момента заключения договора страхования до начала пенсионных выплат (чем больше период накопления, тем больше накопленная сумма и выше размер полученной пенсии);
  3. возраста застрахованного лица (чем старше, тем меньше период накопления и больше страховой взнос, который должен быть уплачен);
  4. пола застрахованного лица (обычно размер страхового взноса для женщин в 1,5 раза выше, чем для мужчин).

Под негосударственной пенсией понимаются денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора. Следовательно, в отличие от государственной пенсии, право на которую возникает на основании закона, одним из основных признаков негосударственной пенсии является обязательное наличие договорных отношений между субъектами пенсионных правоотношений.

 

    1. Место и роль страхования жизни на страховом рынке в РФ в современных условиях

В странах Западной Европы, США и Японии страхование жизни — самый популярный вид страхования, доля его на рынке — от 60% до 80%. "Нет ничего дороже жизни", — разумно рассуждают иностранцы.

Основной ролью страхования  жизни является повышения социальной защищённости населения, путём выплат денежных компенсаций в случае потери здоровья, жизни или трудоспособности, повышение объёма пенсий, за счёт выплат рент (аннуитетов), а так же обеспечения населения качественным медицинским обслуживанием и многое другое. В свою очередь высокая социальная защищённость населения способствует повышению доверия к правительству, стабилизации политической обстановки, что можно считать политической составляющей развития личного страхования.

С помощью страхования  жизни происходит с одной стороны  увеличение личных доходов, а с другой - предоставление необходимых гарантий при осуществлении целого ряда финансово-кредитных операций.

Страхование жизни  позволяет решать следующие задачи:

1) накопительные  задачи, связанные с получением  инвестиционного дохода и вложениями капитала;

2) защита частного  бизнеса, сохранение предприятия  в случае смерти партнера по  бизнесу, руководителя предприятия  или «ключевого» персонала;

3) защита наследства  путем: а) оплаты налога на  наследство за счет страховой  суммы, полученной по полису  страхования жизни; б) облегчения передачи наследуемого имущества одному из наследников за счет прямого личного права бенефициара на страховую сумму, свободную от прав кредиторов и других наследников; в) законодательно установленного освобождения страховой суммы от налога на наследство;

4) увеличение  личных доходов: а) за счет  предоставления льгот по налогообложению  премий и выплат по страхованию  жизни; б) освобождения страховых  выплат по долгосрочным видам  страхования жизни от уплаты  подоходного налога; в) льготного налогообложения прироста капитала до определенной суммы или за определенный срок действия договора.

Компании по страхованию жизни активно участвуют в соцполитике государства:

  1. обеспечивают финансовую и социальную защищенность граждан;
  2. участвуют в повышении уровня и качества жизни населения путем предложения гарантированного, рассроченного накопления без давления на семейные бюджеты;
  3. повышают соцответственность бизнеса, реализовывая различные отраслевые программы страхования жизни работников за счет средств работодателей;
  4. снижают финансовую нагрузку госбюджета на социальные нужды и программы;
  5. участвуют в системе негосударственного пенсионного обеспечения за счет средств граждан и работодателей;
  6. формируют долгосрочные инвестиционные ресурсы для рыночной экономики, жилищного строительства, госпроектов.

В свою очередь  страховщики, организующие страхование  жизни, преследуют другие социальные и  особенно финансовые задачи, которые  тесно взаимосвязаны с задачами страхователей. Причем страховщики задачи социального характера всегда связывают с финансовыми, такими как:

1) компенсация  несовершенств государственного  социального страхования частным  добровольным коммерческим страхованием  жизни, что дополнительно укрепляет  социальную и даже политическую  стабильность;

2) обеспечение  дополнительной стабильности личных  и семейных доходов, что сохраняет  удельный вес средних слоев  населения как базы общей социально-политической  стабильности и дальнейшего развития  страхования жизни;

3) стабилизация  собственного страхового бизнеса за счет защиты от негативного действия социальных и политических рисков;

4) придание собственному  страховому бизнесу, специализирующемуся  на страховании жизни, социальной  респектабельности, с одновременным  решением проблемы социальной  реабилитации частного бизнеса в страховой сфере.

Решение этих социальных задач позволяет страховщикам одновременно реализовывать и задачи финансового  характера, такие как:

1) стабилизация  страхового портфеля, придание этой  стабилизации долгосрочного характера  за счет увеличения доли договоров долгосрочного страхования жизни и укрупнения страхового резерва;

2) обеспечение  большей финансовой устойчивости  страховой компании в долгосрочной  перспективе;

3) стабилизация повышения  рентабельности страховых операций  при расширении возможностей удешевления продажи страховых полисов на эффекте объема и за счет инвестиционных доходов;

4) расширение возможности  компенсации временной убыточности  страхового портфеля доходностью  инвестиционного портфеля благодаря  эффективному инвестированию резервов по страхованию жизни;

5) расширение возможностей  долгосрочного инвестирования в  реальный сектор экономики; инвестирования  в нововведения из-за значительного  масштаба резервов по страхованию  жизни, что переводит страховщиков  из разряда спекулятивных инвесторов в разряд стабильных институциональных стратегических инвесторов, могущих конкурировать с инвестиционными фондами и банками;

6) защита своего частного  страхового бизнеса, сохранение  своего предприятия в случае  смерти своего руководителя или «ключевого» персонала путем распространения программы страхования жизни на свою собственную страховую компанию;

7) использование налоговой  экономии из-за налоговых льгот  по инвестированию страховых  резервов, уменьшения подоходного  налога, льготного налогообложения прироста капитала до определенной суммы или за определенный срок действия договора, отсутствие налогообложения ссуд, выдаваемых под полис страхования жизни;

8) гарантирование кредитов  и займов, особенно потребительских  и ипотечных, полисами срочного и пожизненного страхования, что расширяет возможности страховщиков, специализирующихся на страховании жизни, заимствовать и инвестировать заемные средства, которые обеспечиваются значительными страховыми резервами.

Страхование жизни играет важную роль не только на страховом рынке РФ  в целом, но и для государства и граждан.

Поддержка и пропаганда  страхования жизни, привлечение  к данной отрасли внимания государства, бизнеса, самих граждан позволят с помощью эффективных рыночных инструментов (в дополнение к государственным гарантиям) выстроить систему повышения социальной защищенности граждан, улучшения уровня и качества жизни. Одновременно это создает предпосылки к формированию долгосрочных инвестиционных ресурсов для экономики страны, определяет стратегию соцполитики, отвечающей всем реалиям сегодняшнего дня и в то же время базирующейся на традициях государства в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Анализ и оценка рынка страхования жизни

2.1. Анализ рынка страхования жизни в РФ

Согласно данным рейтингового агентства «Эксперт РА» доля страхования жизни в 2010 году выросла до 2,2% от общего объема страхового рынка по сравнению с 1,6% годом ранее3.

Концентрация в сегменте продолжила расти с прошлогодними темпами и составила в 2010 году 94% против 92% в 2009 г. Существенных изменений в топ-20 по страхованию жизни за прошедший год не произошло, за исключением рывка компании «Райффайзен Лайф», которой удалось за год шагнуть с 49-го места в 2009 г. на 17-е в 2010 г. (здесь, вероятно, имел место эффект низкой базы).

Рынок страхования жизни  на 26,9% представлен компаниями в  составе иностранных финансовых (банковских) групп, на 23,6% – рыночно ориентированными компаниями со стратегическим участием иностранных страховых или финансовых групп, на 14,6% – рыночно ориентированными компаниями без участия иностранного капитала, на 11,6% – кэптивными компаниями российских финансово-промышленных групп.

Рисунок 2.1. – Рынок  страхования жизни в РФ (структура).

 Таким образом,  свыше половины сегмента приходится  на компании с иностранным  участием. Также в сегменте страхования  жизни продолжают оставаться  компании, завершающие операции  по данному виду.

Динамика инвестиционной доходности, показанной российскими страховщиками жизни по итогам 2010 года, не имеет единого тренда. Как, впрочем, и в 2009 году4.

Так, доходность по накопительным  полисам «Ингосстрах-Жизни» осталась на прежнем уровне: 7% – по полисам, номинированным в рублях, 4,5% – по полисам, номинированным в долларах США, 3,5% – по полисам, номинированным в евро.

Компания «Алико» снизила  данный показатель с 8,04% до 7,28%. А по итогам 2008 года доходность составляла 7,39%.

Третий год подряд последовательно снижает начисляемые  проценты «Росгосстрах-Жизнь». Доходность компании по итогам 2008 года была самой высокой на рынке – 13,5%. За 2009 год – 10,25%, за 2010-й – 9,25%.

А вот аффилированной с банком компании «Русский Стандарт страхование» удалось в 2010 году заработать для своих клиентов на 2,75% больше, чем в 2009-м.

В I полугодии 2010 года премии, собираемые страховщиками по страхованию  жизни через банки, выросли в 2 раза, до 3 млрд., рублей. Доля банковского канала продаж на рынке страхования жизни увеличилась с 17% в I полугодии 2009 года до 34% в I полугодии 2010

Таким образом, получается, что страхуя своих заемщиков  банки вдохнули в страхование  жизни новую жизнь.

По оценкам ФССН, в  кризис интерес населения к страхованию  жизни резко не вырос, однако это  не помешало страховщикам увеличить объемы премий. Из всех линий бизнеса страхование жизни показало самую внушительную динамику – рост составил 37,3%. В общей сложности лайф-страховщики собрали около 22,5 млрд., рублей. Им удалось не только отыграть кризисное падение, но и перешагнуть через планку 2008 года (19,3 млрд., рублей).

По мнению экспертов, рост обеспечили компании из топ-10. Объемы премий по страхованию жизни у них стремительно взлетели. У «Росгосстрах-Жизни» темпы прироста составили 168%, у «АльфаСтрахование-Жизни» – свыше 200%, более чем в 2 раза увеличила сборы по «жизни» СК «Русский Стандарт Страхование».5

Впрочем, говорить о буме страхования жизни пока не приходится. Сработал так называемый «эффект  низкой базы» – на фоне небольших  объемов добиться быстрого подъема не составляло особого труда. Если же говорить о доле «лайфа» в общих сборах, то она по-прежнему минимальна – около 2%. По данным Ассоциации страхования жизни, объем взносов на каждого жителя страны все еще не превышает $5, а это менее 0,05% ВВП на душу населения. Для сравнения: в Великобритании, где этот показатель достигает 7%, на каждого жителя приходится 1831 евро премий по страхованию жизни. Во Франции еще выше – 9%, или 2651 евро.

Но если страхование  жизни заемщиков стремительно тянет  рынок вверх, то классическое накопительное страхование растет отнюдь не так быстро. Например, объем рынка пенсионного страхования, по данным ФССН, в 2010 году едва дотягивает до 1,4 млрд., рублей. Между тем, в Германии страховщики жизни собирают свыше 80 млрд., евро, а в целом европейские страны в 2009 году собрали по «жизни» 625 млрд., евро. Это несопоставимо с объемом российского рынка.

Информация о работе Анализ и оценка рынка страхования жизни