Экономические индексы, их виды и применение в экономическом анализе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 09:10, курсовая работа

Краткое описание

Роль статистики при переходе к рыночным отношениям, как известно, возрастает. Статистика выступает не только как действенный инструмент анализа рыночной экономики, но и как своеобразный атрибут по оценке условий и результатов ее развития.

Содержание

Ведение
Теоретическая часть
Расчетная часть
Аналитическая часть
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа № 23.doc

— 451.50 Кб (Скачать файл)

Определим:

1.  Индекс физического объема продаж по каждому товару:

Iq = , где q1( q0) - продано количество товара за сентябрь (октябрь) месяц;

ЗАО «Липецк Молоко»

Сыр и творог: Iq = = 1,36; или 136% (рост на 36%)

Молоко:  Iq = = 1,05; или 105% (рост на 5%)

Масло:  Iq = = 0,35; или 35% (снижение на 65%)

ОАО «Дружба»

Сыр и творог: Iq = = 1,11; или 111% (рост на 11%)

Молоко:  Iq = = 0,5; или 50% (снижение на 50%)

Масло:  Iq = = 1; или 100% (без изменений)

 

2. Индекс цен по каждому товару:

Ip = , где p1 (p0) - цена продажи товара за сентябрь (октябрь) месяц;

ЗАО «Липецк Молоко»

Сыр и творог: Ip = = 1,30; или 130% (рост на 30%)

Молоко: Ip = = 1,05; или 105% (рост на 5%)

Масло:  Iq = = 0,35; или 35% (снижение на 65%)

ОАО «Дружба»

Сыр и творог: Ip = = 1,12; или 112% (рост на 12%)

Молоко: Ip = = 0,5; или 50% (снижение на 50%)

Масло:  Iq = = 1; или 100% (без изменений)

 

3. Индекс физического объема товарооборота:

ЗАО «Липецк Молоко»

Iq= ;

Iq = = = = 0,9 или 90%.

Следовательно, физический объем всей продукции за октябрь 2005 года составляет 90%, от его уровня в сентябре он снизился за это время  на 10% (100%-90%) .

ОАО «Дружба»

Iq = = = = 1,05 или 105%.

Следовательно, физический объем всей продукции за октябрь 2005 года составляет 105%, от его уровня в сентябре он повысился за это  время на 5%.

4. Индекс цен:

    • Агрегатный индекс цен Пааше:

ЗАО «Липецк Молоко»

Ip= ,

Ip = = = = 1,03 или 103%.

Индекс показывает, что  в октябре по сравнению с сентябрем  цены на товары выросли в среднем  на 3%.

ОАО «Дружба»

Ip = = = = 1,09 или 109%.

Индекс показывает, что в октябре  по сравнению с сентябрем цены на товары выросли в среднем на 9%.

 

    • Агрегатный индекс цен Ласпейреса:

ЗАО «Липецк Молоко»

Ip= ;      

Ip = = = = 0,89 или 89%.

Индекс показывает, что  в октябре по сравнению с сентябрем  цены  на продукты уменьшились на 11%.

ОАО «Дружба»

Ip = = = = 1,06 или 106%.

Индекс показывает, что  в октябре по сравнению с сентябрем  цены  на продукты увеличились на 6%.

5.Индекс стоимости продукции или розничного товарооборота:

ЗАО «Липецк Молоко»

Ipq= ;

Ipq = = = = 0,93.

Индекс показывает, что  стоимость продукции (товарооборота) в октябре по сравнению с сентябрем  уменьшилась на 7% или 5406310 – 5816959 =- 410649 руб.

ОАО «Дружба»

Ipq = = = = 1,15. 

Индекс показывает, что  стоимость продукции (товарооборота) в октябре по сравнению с сентябрем  увеличилась на 15% или 76020 - 66132 = 9888 руб.

Взаимосвязь: Ipq = Ip Iq= = *

Ipq = 0,93 = 0,9*1,03 = 0,93

Ipq =1,15 = 1,09*1,05 = 1,15

 

 

 

6. Найдем абсолютный прирост товарооборота за счет изменения:

  • Цен

ЗАО «Липецк Молоко»

p= - = 5406310 – 5246500 =159810  руб.

Стоимость продукции  увеличилась на  159810 рублей за счет изменения цен.

ОАО «Дружба»

p= - = 76020 – 69660 = 6360 руб.

Стоимость продукции  увеличилась на 6360 рублей за счет изменения цен.

 

  • Объема продажи товаров

ЗАО «Липецк Молоко»

Iq=
-
=5246500 – 5816959 = -5238960  руб.

Стоимость продукции  уменьшилась на -5238960 руб. за счет изменения физического объема продукции.

ОАО «Дружба»

Iq= - =69660 -  66132 = 3528

Стоимость продукции  увеличилась = 3528 руб. за счет изменения  физического объема продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕИЕ

Индексы относятся к  важнейшим обобщающим показателям. С помощью экономических индексов можно измерить динамику социально-экономического явления за два и более периодов времени, динамику среднего экономического показателя и сопоставить уровни явления в пространстве: по странам, экономическим районам, областям и т.д. Индексы широко используются также для определения степени влияния измерений значений одних показателей из фактических цен в сопоставимые.

В практике статистики индексы  наряду со средними величинами являются наиболее распространенными статистическими показателями. С их помощью характеризуется развитие национальной экономики в целом и ее отдельных отраслей, анализируются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организации, исследуется роль отдельных факторов в формировании важнейших экономических показателей, выявляются резервы производства, индексы используются также в международных сопоставлениях экономических показателей, определения уровня жизни, мониторинге деловой активности в экономике и т.д.

Обычно сопоставляемые показатели характеризуют явления, состоящие из разнородных элементов, непосредственное суммирование которых невозможно в силу их несоизмеримости. Например, промышленные предприятия выпускают, как правило, разнообразные виды продукции. Получить общий объем продукции предприятия в таком случае нельзя суммированием количества различных видов продукции в натуральном выражении. Здесь возникает проблема соизмерения разнородных элементов. В качестве меры соизмерения разнородных продуктов можно использовать цену, себестоимость или трудоемкость единицы продукции.

Способы построения индексов зависят  от содержания изучаемых показателей, методологии расчета исходных статистических показателей, имеющихся в распоряжении исследователя статистических данных и целей исследования.

Индексные показатели в статистике вычисляются на высшей ступени статистического  обобщения и опираются на результаты сводки и обработки данных статистического  наблюдения.

Впервой задаче расчетной части  с помощью данных о продаже  товаров в розничной торговле города, был найден индекс физического объема продаж по каждому товару, сводные индексы. Также был определен абсолютный прирост товарооборота за счет изменения цен и объема продажи товаров.

Во второй задаче по данным о затратах на производство продукции на предприятии был найден общий индекс себестоимости продукции и абсолютный прирост (снижение) затрат. А также общий индекс физического объема продукции.

В аналитической части курсовой работы были проведены исследования по двум предприятиям города Липецка ЗАО «Липецк Молоко» и ОАО «Дружба». Мы можем сделать вывод о том, что  общий физический объем товарооборота ЗАО «Липецк Молоко» показывает снижение производства, а конкретно: продажи масла животного упали на 65%, зато продажи по сыру и молоку увеличились на 36% и 5% соответственно. ОАО «Дружба» наоборот в общем увеличивает объемы, хотя произошел резкий спад на продажи по молоку – на 50%, а по производству сыра заметен рост на 11%, показатели по маслу осталось без изменений.

 По обоим предприятиям наблюдается,  в общем, повышение цен на продукцию. ОАО «Дружба» на 9%, а ЗАО «Липецк Молоко» на 3%.

Индекс стоимости продукции  или розничного товарооборота показывает по предприятию ЗАО «Липецк Молоко», что стоимость продукции (товарооборота) в октябре 2005года по сравнению с сентябрем 2005 года уменьшилась на 7% или на 410649 руб. По предприятию ОАО «Дружба», стоимость продукции в октябре по сравнению с сентябрем увеличилась на 15% или  = 9888 руб.

Абсолютный прирост товарооборота  ЗАО «Липецк Молоко» за счет изменения цен увеличился на  159810 руб., а за счет изменения объем продаж уменьшился на 5238960 руб. Абсолютный прирост ОАО «Дружба» за счет изменения цен увеличился на  6360 руб., стоимость продукции увеличилась 3528 руб. за счет изменения физического объема продукции.

Подытожив все выше сказанное  можно сделать вывод о том, что индексы являются очень важными  показателями статистики. С помощью индексов решаются следующие основные задачи:

    1. Индексы позволяют измерять изменение сложных явлений. При помощи них можно характеризовать изменение во времени различных показателей.
    2. С помощью индексов можно определить влияние отдельных факторов на изменение динамики сложного явления.
    3. Индексы являются показателями сравнений не только с прошлым периодом (сравнение во времени), но и с другой территорией (сравнение в пространстве), а также с планами, нормативами и прогнозами и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Балинова В. С. «Статистика в вопросах и ответах» - Москва: ПРОСПЕКТ, 2004
  2. Башкатова Б. И. «Социально-экономическая статистика» – Москва: ЮНИТИ, 2002
  3. «Вопросы статистики». Научно-информационный журнал (ежемесячный) – Москва
  4. Громыко Г. Л. «Теория статистики»  - Москва: ИНФРА – М, 2005
  5. Гусаров В. М. «Теория статистики» - Москва: ЮНИТИ, 2001
  6. Елисеева И. И. «Социальная статистика» - Москва: Финансы и статистика, 2001
  7. Ефимова М.Р. «Теория статистики» – Москва: ИНФРА, 2000.
  8. Липецкий статистический ежегодник 2003г.
  9. Назарова «Курс социально экономической статистики» - Москва: Финстатинформ, 2002
  10. Теймурова Т. Ю. «Финансовая статистика» - Калуга: ЭЙДОС, 2003
  11. Симчеры В. М. «Практикум по статистике» - Москва: Финстатинформ, 1999

 




Информация о работе Экономические индексы, их виды и применение в экономическом анализе