Уровень жизни населения и проблема свободного времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Термин «уровень жизни населения» получил в наше время широкое распространение, постепенно сократив сферу употребления таких понятий, как «народное благосостояние», «степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся», использовавшиеся ранее, и выдержав соперничество с таким более модным, но трудно оцениваемым количественно термином, как «качество жизни». Это объясняется рядом причин, важнейшие из которых состоят в следующем: 1) уровень жизни в основных его показателях и характеристиках представляет собой относительно более четкое выделяемое, количественно определяемое и статистически отслеживаемое понятие; 2) отчасти, поэтому он бол

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика Российской экономики (региона, города)……………….....5
1.1 Показатели социально-экономического развития…………...………........5
1.2 Характеристика трудовых ресурсов……………………………...…..…….9
1.2.1 Структура занятости по отрасли экономики…….……..…………….…9
1.2.2 Динамика уровня безработицы………………………………………....12
2. Теоретические основы уровня жизни и доходов граждан………………..15
2.1 Принципы формирования доходов в рыночной экономике………..…...15
2.2 Виды и структура доходов………………………………..………………..19
2.3 Дифференциация доходов населения, методы их измерения...……..….23
2.4 Показатели уровня жизни населения…………………………………..…27
3. Анализ доходов и уровня жизни населения (региона, города)…………...30
3.1 Анализ средней заработной платы, реальных доходов, прожиточного минимума………………………………………………………………………...30
3.2 Анализ структуры доходов и расходов населения………………….….35
3.3 Регулирование доходов населения……………………………………......38
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы………………………………………………………………44
Приложения…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Анализ структуры  доходов и расходов населения

 

Начиная с 1995 г., по решению  Правительства Российской Федерации  проводится Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Мониторинг введен как государственная система непрерывного наблюдения хода основных социально-трудовых процессов для предупреждения и устранения негативных тенденций.

Отдельным направлением Всероссийского мониторинга являются доходы и уровень жизни населения, а головной организацией по их изучению – Всероссийский центр уровня жизни при Минтруде России.

Изучение доходов и  уровня жизни производилось по России в целом, в разрезе региональных группировок населения – по одиннадцати укрупненным экономическим районам и по субъектам Российской Федерации, а также по следующим группам социального достатка:

- бедное население  с доходами ниже прожиточного  минимума;

- низкообеспеченное население  с доходами выше прожиточного минимума, но ниже минимального потребительского бюджета (такой доход составляет примерно два прожиточных минимума);

- относительнообеспеченное (среднее по доходам) население  с доходами выше минимального потребительского бюджета.

Основные результаты мониторинга свидетельствуют о следующем.

В целом по Российской Федерации основные показатели уровня, динамики и структуры доходов населения представлены в табл. 3.

Если говорить об обществе в целом, то его доход следует рассматривать как валовой внутренний продукт или сумму доходов всех экономических субъектов, который также представляет собой стоимость и измеряемую ею часть продукта, произведенного за определенный период времени. Доход индивидуума, домашнего хозяйства, социальной группы – это часть и соответствующая ей стоимость произведенного продукта, которая получается в результате их экономической деятельности. Распределению потребительских благ и предметов потребления, как правило, предшествует распределение доходов. Таким образом, свою долю валового продукта, идущую на удовлетворение личных потребностей, население получает первоначально в виде доходов. Полученные доходы используются далее для приобретения необходимых товаров и услуг.

 

Таблица 3

Структура денежных доходов  и удельный вес расходов в денежных доходах населения (процентах)

 

1992

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Денежные доходы - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

 в том числе:

                 

доходы от предпринимательской  деятельности

8,4

16,4

15,4

12,6

11,9

12,0

11,7

11,6

11,2

оплата труда1)

73,6

62,8

62,8

64,6

65,8

63,9

65,0

63,4

66,4

социальные выплаты

14,3

13,1

13,8

15,2

15,2

14,1

12,8

12,8

13,2

доходы от собственности

1,0

6,5

6,8

5,7

5,2

7,8

8,3

10,3

7,2

другие доходы

2,7

1,2

1,2

1,9

1,9

2,2

2,2

1,9

2,0

Денежные расходы  и сбережения - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

 в том числе:

                 

покупка товаров и  оплата услуг

72,9

70,5

75,5

74,6

73,2

69,1

69,9

70,4

70,1

обязательные платежи  и разнообразные взносы

8,1

5,6

7,8

8,9

8,6

8,3

9,1

9,2

11,3

приобретение недвижимости

0,1

0,1

1,2

1,4

1,8

2,0

2,3

2,4

2,3

прирост финансовых активов 

18,9

23,8

15,5

15,1

16,4

20,6

18,7

18,0

16,3

 из него прирост, уменьшение (-) денег на 
руках у населения

13,6

3,6

2,8

2,0

1,8

2,7

1,8

1,5

1,8


 

1) Включая скрытую (официально не учтенную) заработную плату.

В рыночной экономике  основными источниками личных доходов  являются:

  • трудовая деятельность персонала, работающего по найму, и лиц свободных профессий;
  • предпринимательская деятельность;
  • собственность;
  • средства государства и предприятий, распределенные в соответствии с принадлежностью к определенной социальной группе и категории персонала;
  • личные подсобные хозяйства (ЛПХ).

Первому из указанных источников соответствует  доход в виде заработной платы и гонорара; третьему – дивиденды и проценты на капитал; четвертому – трансфертные платежи (пенсии, пособия, стипендии и т.д.), а также услуги предприятия своим работникам в виде медицинского обслуживания, повышения квалификации и т.д., пятому – продукты, возможности для отдыха, денежные средства от ЛПХ. Структура личного дохода во многом объективно обусловлена системой государственного устройства, экономической ситуацией, формами собственности, традициями. Одним из отличий России от развитых стран является относительно высокая доля продукции ЛПХ в совокупном доходе населения.

От структуры дохода существенно зависят:

- мотивы, а следовательно, и результаты  деятельности людей, что непосредственно  связано с экономикой предприятия,  региона, страны;

- взаимоотношения между людьми и их группами в производственных коллективах, регионах и стране в целом;

- качество жизни людей, характеризующее  степень удовлетворения их материальных, интеллектуальных и духовных  потребностей.

Таким образом, структура  личных доходов существенно и многообразно влияет на условия жизни людей, деятельность предприятий и других социально-экономических систем.

 

3.3. Регулирование доходов  населения

 

Региональный аспект регулирования доходов населения  становится одним из самых сложных  направлений совершенствования регулирования доходов населения на современном этапе. От его успешного решения во многом зависит дальнейший ход экономических преобразований в регионах.

Ситуация с доходами населения в региональном разрезе  характеризуется рядом сложных и противоречивых тенденций, свойственных большинству регионов и имеющих свои особенности в каждом отдельно взятом субъекте РФ.

В динамике важнейших  показателей в регионах, таких  как доходы населения и их дифференциация, масштабы бедности, уровень потребления  и некоторых других, в ходе реформирования экономики, возник ряд негативных тенденций, дальнейшее обострение которых может привести к росту социальной напряженности и поставить под угрозу сами реформы.

Государственное регулирование  доходов и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.

Методы государственного регулирования доходов и потребления  населения представлены в табл. 4.

 

Таблица 4

Прямые - административные меры

Косвенные – экономические  меры

Трансфертные платежи

Социальные гарантии (прожиточный минимум, МРОТ, минимальный размер помощи в сферах здравоохранения и образования)

Административное регулирование  цен

Индексация и компенсация  доходов

Социальные программы

Налоги с продаж, НДС, акцизы, таможенные пошлины,

Налоговые льготы малоимущим

Государственный контроль цен

Социальные налоги, отчисления во внебюджетные фонды

Благотворительные фонды


 

Одним из наиболее действенных  методов государственного регулирования доходов является законодательное установление размера минимальной заработной платы, ориентированного на стоимость минимального набора товаров и услуг, позволяющего работнику обеспечивать воспроизводство рабочей силы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике. Возможен и подход, который устанавливает размер минимальной заработной платы на общегосударственном (федеральном) уровне в процентах к сложившемуся уровню средней заработной платы.

Другим действенным  рычагом регулирования абсолютных размеров доходов является их индексация в связи с ростом цен на товары и тарифов на услуги. Индексация доходов населения – одна из основных форм социальной защиты населения в  условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудов и иных доходов. Особенно важна индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов, лиц с фиксированной заработной платой).

Экономически оправданной  представляется индексация доходов  и заработной платы на основе дифференцированного подхода. Полная индексация (процент повышения заработной платы других выплат на процент роста цен и тарифов) невозможна, и в ней нет необходимости, поскольку сверх предельного уровня доходов индексация будет «раскручивать» инфляционную спираль. Кроме того, частичное повышение доходов работающих граждан возможно за счет повышения их трудового вклада, вознаграждаемых поощрительными выплатами заработной платы.

К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят  единовременного характера. Это  оплата труда по ставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности, которые формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите. Это доходы от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от предпринимательской и другой разрешенной законом деятельности.

Весьма существенна  роль государственной системы налогообложения  как механизма регулирования  заработной платы и других видов трудовых доходов граждан. Отсюда важность осуществления налоговой политики в направлении воздействия на дифференциацию и размеры доходов и прямых выплат за труд и последовательное осуществление прогрессивного налогообложения высоких доходов.

Снизив обложение налогами фонда оплаты труда и переложив  часть налогов на получателей  доходов, можно обеспечить дополнительные поступления в бюджет за счет того, что работодатели прекратят выдачу своим работникам значительно большей заработной платы, чем указано в платежных документах, представляемых налоговыми органами, а также зачисление ее в депозиты, в страховые фонды и т.п.

Государственное регулирование  доходов должно быть направлено на преодоление чрезмерной дифференциации с помощью прогрессивного налогообложения.

Возросло значение коллективно-договорного  регулирования доходов и в  первую очередь заработной платы. Коллективно-договорное регулирование должно развивать и обеспечивать социальное партнерство, повысить гарантии в оплате труда каждого работника в зависимости от уровня его квалификации и выполняемых работ, а также результативности труда. Социальное партнерство государства, представительных органов работодателей и представителей органов наемных работников позволяет упорядочить соотношения заработной платы между отраслями, регионами и отдельными категориями персонала.

Коллективно-договорная система регулирования социально-трудовых отношений в существенной степени  дополняет меры по прямому и косвенному воздействию государства на уровень и дифференциацию заработной платы. Четкое распределение функций и определение круга проблем, решаемых на федеральном, региональном, отраслевом уровнях и непосредственно на предприятиях, должны обеспечивать согласованные действия звеньев единой системы договорного регулирования трудовых отношений без дублирования и противоречий на основе согласования интересов всех участников переговорных процессов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ситуации глубокого финансового  и экономического кризиса значительная часть населения страны оказалась за пределами черты бедности, была лишена работы и поставлена в условия выживания или вынужденного самообеспечения. Одним из главных направлений адаптации населения к условиям экономики выживания стала всемерная активизация деятельности домашних хозяйств, осуществляемая как с использованием рыночных возможностей, так и по традиционным направлениям их деятельности.

К трудовым и экономическим функциям домашних хозяйств, активизировавшимся в последнее время, можно отнести: ведение личных подсобных хозяйств; индивидуально – трудовую и частно – предпринимательскую деятельность с производством товарной и нетоварной продукции; мелкую самодеятельную торговлю; расширение сферы традиционных домашних работ и производство «самоуслуг», сдача в аренду земельных участков, недвижимости, рабочего скота, предметов длительного пользования; оперирование денежными вкладами, акциями и другими ценными бумагами. Реализация этих функций позволяет домашним хозяйствам поддержать необходимый уровень потребления и стабилизировать в определенных пределах свой жизненный уровень в целом.

Реализация всех намечаемых мер  будет успешной в случае взаимодействия общественных объединений, предпринимателей и государства. Это позволит восстановить доверие народа к властным органам, направить ресурсы на общенациональное возрождение.

Экономические ресурсы, необходимые  для повышения уровня и качества жизни могли бы быть получены результате перераспределения части национального богатства, осевшего в частных руках в результате нарушений законодательства.

Основным источником ресурсов являются средства всех субъектов хозяйствования, полученные за счет экономического роста  и предусмотренные в социально ориентированном государственном бюджете, обеспечивающем достаточные размеры консолидированных расходов на социальное развитие. Бюджетным и налоговым законодательством потребуется обеспечить финансовую достаточность социальных расходов в региональных и местных бюджетах. Будут эффективно задействованы федеральные внебюджетные фонды, а также дополнительные ресурсы частных внебюджетных социальных фондов, создаваемых под гарантии государства.

Информация о работе Уровень жизни населения и проблема свободного времени