Теоретические основы статистической отчетности предприятий торговли и общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 21:54, курсовая работа

Краткое описание

Продукция, созданная в отраслях материального производства, в кратчайшие сроки должна быть доведена до потребителя с сохранением своих потребительских свойств, в должном объеме и ассортименте. Это задача сферы обращения. Поступает в сферу свободного обращения и большая часть импортируемой продукции. Отличительной особенностью отраслей этой сферы является то, что здесь, как правило, лишь увеличивается стоимость продукта, уже созданного в промышленности, сельском и лесном хозяйстве, строительстве. К функциям предприятий сферы обращения, представляющим собой продолжение и завершение производственных процессов, относятся перемещение продукта, его хранение, доработка, расфасовка, упаковка, отпуск потребителю и т.д. Лишь в общественном питании помимо указанных операций происходит создание нового продукта.

Содержание

Введение…...……………………………………………………………………..2
1.Теоретические основы статистической отчетности предприятий торговли и общественного питания………………………………………….3
Торговля…………..…………………………………..……………………3
Общественное питание…………………………………………………..11
Определения………………………………………………………………13
2.Особенности составления статистической отчетности предприятиями торговли и общественного питания…………………………………………16
Форма № 1 – торг………………………………………………………....16
Форма № П – 1…………………………………………………………….17
Форма № 5 – з……………………………………………………………...20
Ответственность должностных лиц за несвоевременное или не надлежащие качества предоставленной статотчетности……………..21
3.Статистическая часть………………………………………………………..23
4.Расчетная часть………………………………………………………………24
Абсолютный прирост…………………………………………………….24
Темп роста…………………………………………………………………25
Темп прироста…………………………………………………………….26
Средние товарные запасы за конкретный период времени………...27
Запасоемкость……………………………………………………………..28
Обеспеченность товарооборота товарными запасами……………….29
Товарооборачиваемость………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………………...34
Список литературы…………………………………………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по статистике.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Продажной ценой, по которой происходит реализация товара, чаще всего являются либо свободные рыночные цены (без НДС), либо государственные регулируемые цены без включения или с включением НДС (р1, р2, р3).

Валовой выпуск продукции торговли (ВВ) определяется как сумма реализованного наложения (РН) за вычетом оплаты услуг грузового транспорта, не принадлежащего данному предприятию (УТ), и услуг связи (УС). Исключается также стоимость продукции подсобных хозяйств, мастерских и других производственных подразделений, входящих в систему данного торгового предприятия (ВВ`). Продукция этих подразделений учитывается в составе продукции соответствующих отраслей. Таким образом,

ВВ = РН – (УТ + УС) – ВВ`.

Валовой выпуск продукции исчисляется и как сумма издержек обращения (ИО) и прибыль торгующих организаций (П) за вычетом оплаты услуг грузового транспорта (УТ) и связи (УС), а также налогов (Н):

ВВ = (ИО – УТ – УС) + (П – Н).

Общественное питание

Подотраслью торговли является общественное питание, сочетающее три функции: производственную, связанную с процессом приготовления пищи, полуфабрикатов и других видов продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности; реализацию изготовленной продукции и части продуктов без дополнительной обработки; организацию потребления готовой пищи и кулинарной продукции.

Продукция предприятий общественного питания – это результат их производственной деятельности. Объем продукции является основным показателем выполнения производственной функции. Он измеряется в условно – натуральных (блюдах), натуральных (штуках) и условных единицах.

Продукция предприятия общественного питания собственного изготовления неравнозначна по ее роли в потреблении и в этой связи подразделяется на два вида:

  1. основную продукцию (обеденную);
  2. прочую продукцию.

Основная продукция – это продукция, выработанная на данном предприятии и учитываемая в блюдах. Блюдом называется стандартная порция, установленная для отпуска потребителям обеденной продукции. Она не имеет постоянной величины и варьирует в определенных пределах. К основной продукции, учитываемой в блюдах, относят:

первые, вторые и третьи блюда;

холодные и горячие закуски в порциях, причем половина порции считается одним блюдом;

кулинарные изделия, отпускаемые порциями, причем 100 грамм кулинарного изделия считается одним блюдом.

К прочей продукции собственного изготовления, не учитываемой в блюдах, относят:

кулинарные изделия, реализуемые через подразделения данного предприятия общественного питания другим предприятиям общественного питания, а также через розничную сеть;

полуфабрикаты для продажи;

мучные изделия собственной выработки;

кондитерские изделия собственной выработки;

бутерброды;

горячие напитки, реализуемые через внешние буфеты;

другие продукты, не учитываемые в блюдах.

Валовой выпуск продукции общественного питания равен сумме реализованных скидок (наценок) за вычетом стоимости услуг грузового транспорта и связи. В реализованном наложении (доходах от реализации товаров) отражены расходы на производство пищевой продукции за вычетом стоимости использованного для ее изготовления сырья (мясопродуктов, муки, картофеля и др.).

Валовой доход (ВД) от реализации продукции собственного производства и полученных товаров складывается из реализованной торговой скидки и наценки общественного питания. Реализованная торговая скидка – это разность между стоимостью израсходованных продуктов в розничных ценах (pq) и их стоимостью по ценам приобретения (p`q).

ВВД = ВД – УТ – УС = å [(pq – p`q)] + npq – УТ – УС,

Где n – норма наценки общественного питания, определяемая в процентах от стоимости сырья;

р` - полученная цена продуктов, предназначенных для изготовления обеденной продукции, или полученная цена продовольственных и непродовольственных товаров, реализуемыхчерез систему общественного питания без дополнительной обработки;

р – розничная цена израсходованных продуктов или реализуемых товаров;

УТ – услуги грузового транспорта;

УС – услуги связи.

Определения

 

При заполнении отчета следует учитывать тот факт, что под общетоварными складами для предприятий оптовой торговли следует понимать склады общего типа, предназначенные для хранения товаров, не требующих специальных условий хранения (в их состав не включаются нефтехранилища, склады для хранения лесных, строительных материалов, металлопродукции, машин, оборудования, хранилища для картофеля, овощей и фруктов, данные по которым отражаются по другим строкам отчета).

Для розничной торговли под складом следует считать отдельно стоящие складские комплексы, функционирующие в качестве юридических лиц в составе розничных торговых объединений или в качестве структурных подразделений организаций розничной торговли.

Под складской площадью понимается площадь складских помещений основного производственного процесса, в которую включается площадь помещений, предназначенных для приемки, хранения, подсортировки, фасовки, предпродажной подготовки, комплектации, отпуска и отгрузки товаров. Складской объем определяется умножением складской площади на высоту помещений.

К магазину относится специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми залами и помещениями для покупателей, а также помещениями для приема, хранения, подготовки товаров к продаже. В торговую площадь магазина не включается площадь для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений.

К павильону относится закрытое, оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Палатка (ларек) - это легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавцов, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

К киоску относится закрытое, оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого находится товарный запас.

В целях статистического исследования к закусочным относятся предприятия с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления из определенного вида сырья, предназначенные для быстрого обслуживания потребителей промежуточным питанием (в том числе шашлычные, котлетные, сосисочные, пельменные, вареничные, чебуречные, чайные, пирожковые, блинные, пончиковые, бутербродные, рюмочные и т.д.).

К ресторанам относятся предприятия общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха.

К кафе относятся предприятия по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции, где реализуются фирменные, порционные блюда, изделия, напитки.

Бар является предприятием общественного питания с барной стойкой, реализующим смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности составления статистической отчетности предприятими торговли и общественного питания

На предприятия торговли и общественного питания действующим законодательством возлагается обязанность по представлению статистических отчетов, касающихся как только их основной торговой деятельности, так и общих сведений о состоянии финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц.

«Сведения о продаже и запасах товаров в организациях оптовой и розничной торговли»

(форма № 1-торг).

 Форма отчета и краткие  указания по порядку ее составления за 2003 год утверждены постановлением Госкомстата РФ от 03 июля 2003 г. № 671.

Отчет представляется юридическими лицами, их обособленными подразделениями, основным видом которых является оптовая или розничная торговля, общественное питание. Отчет ежегодный и представляется к 15 марта следующего за отчетным года органу государственной статистики по месту, установленному территориальным органом Госкомстата РФ.

1. Форму № 1-ТОРГ представляют  все юридические лица, основным  видом деятельности которых является оптовая или розничная торговля (кроме малого предпринимательства) всех форм собственности, их обособленные подразделения.

Организации, осуществляющие сделки в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров по форме № 1-ТОРГ заполняют только раздел 2. «Оборот оптовой и розничной торговли по месяцам отчетного года».

 

2. Данные раздела 1. «Продажа и  запасы товаров (продукции) по видам»  приводятся юридическим лицом  суммарно по всем его подразделениям (включая филиалы), кроме территориально – обособленных подразделений, расположенных на территории других субъектов РФ (республик, краев,

областей). Территориально – обособленные подразделения, расположенные на территории других субъектов РФ, представляют данные в статистические органы по месту своего нахождения. Юридические лица представляют форму № 1-ТОРГ, как правило, по месту их государственной регистрации. Исключением из этого правила являются случаи, когда юридическое лицо, зарегистрированное на территории  какого-либо субъекта РФ, не осуществляет деятельность на территории этого субъекта РФ. В этом случае указанная форма представляется по месту фактического осуществления торговой деятельности.

Юридические лица, осуществляющие деятельность в оптовой торговле, имеющие обособленные подразделения (включая филиалы), расположенные на территории других субъектов РФ, дополнительно представляют сведения об объёмах продажи и запасах товаров (продукции) по видам по каждому такому обособленному подразделению (филиалу) на отдельном бланке.

3.Раздел «Продажа и запасы  товаров (продукции) по видам» в  части оптовой торговли (графы 6-8) заполняют также организации  розничной торговли, если они  осуществляли в отчетном периоде  оптовую продажу товаров. Организации  оптовой торговли, осуществлявшие продажу товаров населению, заполняют также графы 9-10.

«Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»

(форма № П-1).

Форма № П-1 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 27.07.2001 №54 с изменениями от 23.05.2002 № 124, от 03.09.2002 № 172) представляется ежемесячно не позднее 4 числа после отчетного периода (с численностью до 15 человек - ежеквартально не позднее 29 числа).

Отчет по форме № П-1 составляется в соответствии с требованиями «Инструкции по заполнению унифицированных форм государственного статистического наблюдения № П-1 ........», утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 01.12.2003 № 105.

Форма представляется всеми юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями, а также некоммерческими организациями (включая предприятия иностранной и смешанной собственности с российским и иностранным участием), за исключением субъектов малого предпринимательства, осуществляющими производство товаров, их филиалами и представительствами.

Отчетность представляется, как правило, по месту государственной регистрации хозяйствующих субъектов. Если юридическое лицо, зарегистрированное на территории какого-либо субъекта Российской Федерации, фактически предпринимательскую деятельность на территории данного субъекта не осуществляет, отчет по форме № П-1 представляется по месту фактического осуществления предпринимательской деятельности.

В отчете отражаются сведения об объеме выпущенных товаров, отгрузке и остатках товаров за отчетный месяц, предыдущий месяц, а также за соответствующий отчетному месяц прошлого года.

По оптовой и розничной торговле (внутренней и внешней), а также общественному питанию при заполнении строки 01 «Выпуск товаров и услуг» учитывается объем валового дохода, который представляет собой разницу между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров (без НДС и акциза, налога с продаж).

По строкам 04 и 05 «Отгружено (передано) товаров в фактических ценах» отражается объем отгруженных (переданных) товаров на сторону (для предприятий розничной торговли и общественного питания - стоимость проданных товаров).

Объем отгруженных (переданных) товаров представляет собой стоимость тех товаров, которые фактически отгружены (переданы) в отчетном периоде (включая товары, сданные по акту заказчику на месте) независимо от того, поступили деньги на счет продавца или нет.

Объем проданных (реализованных) товаров приводится в фактических отпускных ценах:

-по  строке 04 - включая налог на добавленную  стоимость, акциз, налог с продаж, налог на реализацию ГСМ, экспортную пошлину, таможенные сборы;

-по  строке 05 - без учета налогов и  сборов, включаемых в строку 04.

По строке 10 «Остатки товаров для перепродажи в ценах реализации (включая НДС и акцизы) на конец месяца» торговыми предприятиями и предприятиями общественного питания отражается стоимость остатка товаров по всем местам хранения (на складах, складах-холодильниках, в магазинах и т.п.).

Информация о работе Теоретические основы статистической отчетности предприятий торговли и общественного питания