Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:52, курсовая работа
Целью работы является анализ сложившейся  ситуации на рынке услуг по туризму  в Ульяновской области, составление  прогноза ее развития на будущее, а  также определение рекомендаций по развитию туризма в области.
Задачами данной работы являются:
· Изучить историю  развития туризма, выделить основные задачи и определения статистики туризма, определить признаки сегментации и  основные сегменты туристского рынка.
· Провести анализ рынка услуг по туризму в Ульяновской области.
· Выявить рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области.
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                      3   
1. Теоретические аспекты  рынка услуг по туризму                                     5
            1.1 История развития туризма                                                              -
            1.2 Основные задачи и определения статистики туризма                 9
            1.3 Признаки сегментации и основные сегменты туристского  рынка                         15
2. Исследование рынка  услуг по туризму в Ульяновской области           20
3. Рекомендации по  развитию туризма в Ульяновской  области               26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                              34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ                                          35
В зависимости от цели отличают следующие туризмы:
а) Познавательный или 
культурно-развлекательный. Вкл
б) Деловой. В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного туристического обмена. К деловому туризму относятся поездки делегаций или отдельных лиц для участия в международных переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства и правительств. Но в число туристов не включаются дипломатические работники посольств и консульств, сотрудники торговых представительств и других организаций, которые работают за границей.
в) Экологический. Экологический туризм получил наиболее широкое распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер (например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее и не нанося ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В международной практике существует такое понятие как«синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, т.к. ничто не угрожает их здоровью.
2) По способу передвижения
· пешеходный туризм;
· велосипедный туризм;
· конный туризм;
· альпинизм;
· лыжный туризм;
· мототуризм.
3) По степени использования транспортных средств
Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Путешествие с использованием стандартных видов транспорта:
· воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне расписания),
· водный транспорт (пассажирские линии и паромы, круизы),
· сухопутный транспорт (железнодорожный, междугородние и городские автобусы, частные автомашины, прокат транспортных средств и др.)
· использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, воздушный шар, дельтаплан и др.).
4) В зависимости от средств размещения туристов различают следующие виды туризма:
· Туризм в отеле.
· Туризм в мотеле.
· Туризм в пансионе.
· Кемпинговый туризм.
· Туризм в туристической деревне, на турбазе и т.д.
Отели, как правило, расположены либо в центре города, либо недалеко от аэропорта или железнодорожного вокзала.
Мотели располагаются либо вдоль автомобильной трассы, либо на окраине города. Проживание в мотеле должно обеспечивать туристам условия по уходу за автомобилем (автостоянки, бензозаправочные станции, автосервис и т.д.) [6, с. 351].
Турпансионы гостиничного типа с единым управлением, предоставляют клиентам жилье в одном или нескольких номерах, сопутствующие услуги и автономную кухню.
Кемпинги, туристические деревни, турбазы - это помещения, расположенные, как правило, в загородной местности, предназначенные для размещения как обычных, так и автотуристов.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Имеются данные о количестве санаториев, учреждений отдыха и туризма по Ульяновской области за 2008-2012 гг.:
Таблица 2.1 - Санатории, учреждения отдыха и туризма (на конец года, единиц)
Года  | 
  Число санаториев и учреждений отдыха  | |
2008  | 
  57  | |
2009  | 
  54  | |
2010  | 
  49  | |
2011  | 
  51  | |
2012  | 
  47  | |
Для анализа динамики рассчитывают следующие показатели:
1. Абсолютный прирост - характеризует изменение уровней изучаемого явления за определенный период.
Цепные показатели рассчитываются по формуле 2.1:
Дi = уi - yi-1, (2.1)
где yi - текущий уровень.
Дi 2009 = 54 - 57 = - 3
Дi 2010 = 49 - 54 = - 5
Дi 2011 = 51 - 49 = 2
Дi 2012 = 47 - 51 = - 4
Базисные показатели рассчитываются по формуле 2.2:
Дi = yi - y0, (2.2)
где y0 - базисный уровень.
Дi 2009 = 54 - 57 = - 3
Дi 2010 = 49 - 57 = - 8
Дi 2011 = 51 - 57 = - 6
Дi 2012 = 47 - 57 = - 10
2. Темп роста - показывает сколько процентов составляет уровень текущего периода по сравнению с базисным или предыдущим.
Цепные показатели рассчитываются по формуле 2.3:
Тр = yi / yi - 1 *100% (2.3)
Тр 2009 = 54/57 * 100% = 94,7%
Тр 2010 = 49/54 * 100% = 90,7%
Тр 2011 = 51/49 * 100% = 104,1%
Тр 2012 = 47/51 * 100% = 92,2%
Базисные показатели рассчитываются по формуле 2.4:
Тр = yi / y0 * 100% (2.4)
Тр 2009 = 54/57 * 100% = 94,7%
Тр 2010 = 49/57 * 100% = 86%
Тр 2011 = 51/57 * 100% = 89,5%
Тр 2012 = 47/57 * 100% = 82,5%
3. Темп прироста - показывает на сколько уровень текущего периода больше или меньше предыдущего или базисного периода.
Цепные показатели рассчитываются по формуле 2.5:
Тпр = Тр (цеп) - 100% (2.5)
Тпр 2009 = 94,7% - 100% = - 5,3%
Тпр 2010 = 90,7% - 100% = - 9,3%
Тпр 2011 = 104,1% ? 100% = 4,1%
Тпр 2012 = 92,2% ? 100% = - 7,8%
Базисные показатели рассчитываются по формуле 2.6:
Тпр = Тр (баз) - 100% (2.6)
Тпр 2009 = 94,7% - 100% = - 5,3%
Тпр 2010 = 86% ? 100% = - 14%
Тпр 2011 = 89,5% ? 100% = - 10,5%
Тпр 2012 = 82,5% ? 100% = - 17,5%
4. Абсолютное значение 1% прироста - представляет собой отношение цепного абсолютного прироста к цепному темпу прироста и рассчитывается по формуле 2.7:
А = Дi (цеп) / Тпр (цеп) = yi-1 / 100% (2.7)
А2009 = 57 / 100% = 0,57%
А2010 = 54 / 100% = 0,54%
А2011 = 49 / 100% = 0,49%
А2012 = 51 /100% = 0,51%
Сформулируем полученные данные в таблицу 2.2:
Таблица 2.2. Показатели рядов динамики количества санаториев и учреждений отдыха
Год  | 
  Кол-во санаториев и учреждений отдыха, шт.  | 
  Абсолютный прирост, шт.  | 
  Темп роста, %  | 
  Темп прироста, %  | 
  Абсолютное значение 1% прироста, %  | ||||||||||||
Цеп.  | 
  Баз.  | 
  Цеп.  | 
  Баз.  | 
  Цеп.  | 
  Баз.  | 
  ||||||||||||
2008  | 
  57  | 
  ?  | 
  ?  | 
  ?  | 
  ?  | 
  ?  | 
  ?  | 
  ?  | |||||||||
2009  | 
  54  | 
  - 3  | 
  -3  | 
  94,7  | 
  94,7  | 
  - 5,3  | 
  - 5,3  | 
  0,57  | |||||||||
2010  | 
  49  | 
  -5  | 
  -8  | 
  90,7  | 
  86  | 
  - 9,3  | 
  - 14  | 
  0,54  | |||||||||
2011  | 
  51  | 
  2  | 
  -6  | 
  104,1  | 
  89,5  | 
  4,1  | 
  -10,5  | 
  0,49  | |||||||||
2012  | 
  47  | 
  -4  | 
  -10  | 
  92,2  | 
  82,5  | 
  -7,8  | 
  -17,5  | 
  0,51  | |||||||||
Проанализировав полученные результаты можно сделать следующий вывод: в основном наблюдается спад показателей.
5. Среднегодовой абсолютный 
прирост рассчитывается по 
Д = yn - y1 / n - 1 (2.8)
Д = 47 - 57 / 4 = - 2,5
6. Средний темп роста рассчитывается по формуле 2.9:
= * 100% (2.9)
= * 100% = 95,3%
7. Средний темп прироста 
рассчитывается по формуле 2.
= ? 100% (2.10)
= 95,3% - 100% = ? 4,7%
Техника выравнивания по прямой
Таблица 2.3. Расчеты для выявления линии тренда
Год  | 
  Количество санаториев и учреждений отдыха, шт.  | 
  Условное обозначение времени, t  | 
  t2  | 
  yt  | 
  Выровненные уровни  | 
2008  | 
  57  | 
  - 2  | 
  4  | 
  -114  | 
  56,2  | 
2009  | 
  54  | 
  - 1  | 
  1  | 
  -54  | 
  53,9  | 
2010  | 
  49  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  51,6  | 
2011  | 
  51  | 
  1  | 
  1  | 
  51  | 
  49,3  | 
2012  | 
  47  | 
  2  | 
  4  | 
  94  | 
  47  | 
Итого:  | 
  258  | 
  10  | 
  -23  | 
  
а0 = y / n (2.11)
a0 = 258/5 = 51,6
a1 = yt / t2 (2.12)
a1 = -23 / 10 = - 2,3
t = a0 + a1 * t (2.13)
t = 51,6 + (-2,3) * t
t 2008 = 51,6 + (-2,3) * (-2) = 56,2
t 2009 = 51,6 + (-2,3) * (-1) = 53,9
t 2010 = 51,6 + (-2,3) * 0 = 51,6
t 2011 = 51,6 + (-2,3) * 1 = 49,3
t 2012 = 51,6 + (-2,3) * 2 = 47
Спрогнозируем число санаториев и учреждений отдыха на 2008 и 2012 года:
t 2008 = 51,6 + (-2,3) * (-4) = 60,8
t 2012 = 51,6 + (-2,3) * 4 = 42,4
Корреляционный анализ
Таблица 2.4 - Корреляционный анализ
Численность оздоровленных в санаториях и учреждениях отдыха, чел.  | 
  Число санаториев и учреждений отдыха, шт.  | 
  y-  | 
  x-  | 
  Rx  | 
  Ry  | 
  d = Rx - Ry  | 
  d2  | 
| 
   63015  | 
  50  | 
  ?  | 
  ?  | 
  3  | 
  1  | 
  2  | 
  4  | 
68058  | 
  57  | 
  ?  | 
  +  | 
  6  | 
  2  | 
  4  | 
  16  | 
71706  | 
  54  | 
  ?  | 
  +  | 
  5  | 
  3  | 
  2  | 
  4  | 
74469  | 
  49  | 
  +  | 
  ?  | 
  2  | 
  4  | 
  -2  | 
  4  | 
83893  | 
  51  | 
  +  | 
  ?  | 
  4  | 
  6  | 
  -2  | 
  4  | 
79625  | 
  47  | 
  +  | 
  ?  | 
  1  | 
  5  | 
  -4  | 
  16  | 
Данные о численности оздоровленных в санаториях и учреждениях отдыха взяты из Статистического ежегодника Ульяновской области.
= x / n (2.14)
= 308/6 = 51.3
= y / n (2.15)
= 440766/6 = 73461
1. Коэффициент знаков 
Фехнера рассчитывается по 
Ф = , (2.16)
где С - число совпадений знаков отклонений вариантов двух взаимосвязанных признаков от их средний величин;
Н - число несовпадений знаков отклонений вариантов двух взаимосвязанных признаков от их средний величин.
Ф = - 4 / 6 = - 0,7
2. Коэффициент рангов 
Спирмена рассчитывается по 
с = 1 - 6d2 / n(n2 - 1), (2.17)
где d - разность рангов признаков x и y;
n - число пар взаимосвязанных признаков.
Информация о работе Теоретические аспекты рынка услуг по туризму