Теоретические аспекты рынка услуг по туризму

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ сложившейся ситуации на рынке услуг по туризму в Ульяновской области, составление прогноза ее развития на будущее, а также определение рекомендаций по развитию туризма в области.
Задачами данной работы являются:
· Изучить историю развития туризма, выделить основные задачи и определения статистики туризма, определить признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка.
· Провести анализ рынка услуг по туризму в Ульяновской области.
· Выявить рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты рынка услуг по туризму 5
1.1 История развития туризма -
1.2 Основные задачи и определения статистики туризма 9
1.3 Признаки сегментации и основные сегменты туристского рынка 15
2. Исследование рынка услуг по туризму в Ульяновской области 20
3. Рекомендации по развитию туризма в Ульяновской области 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от цели отличают следующие туризмы:

а) Познавательный или культурно-развлекательный. Включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут совмещаться с целью отдыха.

б) Деловой. В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного туристического обмена. К деловому туризму относятся поездки делегаций или отдельных лиц для участия в международных переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства и правительств. Но в число туристов не включаются дипломатические работники посольств и консульств, сотрудники торговых представительств и других организаций, которые работают за границей.

в) Экологический. Экологический туризм получил наиболее широкое распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер (например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее и не нанося ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В международной практике существует такое понятие как«синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, т.к. ничто не угрожает их здоровью.

2) По способу передвижения

· пешеходный туризм;

· велосипедный туризм;

· конный туризм;

· альпинизм;

· лыжный туризм;

· мототуризм.

3) По степени использования транспортных средств

Туризм предполагает перемещение людей из одного места  в другое как внутри страны, так и за ее пределами. Путешествие с использованием стандартных видов транспорта:

· воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне расписания),

· водный транспорт (пассажирские линии и паромы, круизы),

· сухопутный транспорт (железнодорожный, междугородние и городские автобусы, частные автомашины, прокат транспортных средств и др.)

· использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, воздушный шар, дельтаплан и др.).

4) В зависимости от средств размещения туристов различают следующие виды туризма:

· Туризм в отеле.

· Туризм в мотеле.

· Туризм в пансионе.

· Кемпинговый туризм.

· Туризм в туристической  деревне, на турбазе и т.д.

Отели, как правило, расположены  либо в центре города, либо недалеко от аэропорта или железнодорожного вокзала.

Мотели располагаются  либо вдоль автомобильной трассы, либо на окраине города. Проживание в мотеле должно обеспечивать туристам условия по уходу за автомобилем (автостоянки, бензозаправочные станции, автосервис и т.д.) [6, с. 351].

Турпансионы гостиничного типа с единым управлением, предоставляют клиентам жилье в одном или нескольких номерах, сопутствующие услуги и автономную кухню.

Кемпинги, туристические  деревни, турбазы - это помещения, расположенные, как правило, в загородной местности, предназначенные для размещения как обычных, так и автотуристов.

 

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА  УСЛУГ ПО ТУРИЗМУ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Имеются данные о количестве санаториев, учреждений отдыха и туризма по Ульяновской области за 2008-2012 гг.:

Таблица 2.1 - Санатории, учреждения отдыха и туризма (на конец года, единиц)

Года

Число санаториев и учреждений отдыха

2008

57     

2009

54     

2010

49     

2011

51     

2012

47     


 

Для анализа динамики рассчитывают следующие показатели:

1. Абсолютный прирост  - характеризует изменение уровней изучаемого явления за определенный период.

Цепные показатели рассчитываются по формуле 2.1:

Д= у- yi-1, (2.1)

где y- текущий уровень.

Д2009 = 54 - 57 = - 3

Д2010 = 49 - 54 = - 5

Д2011 = 51 - 49 = 2

Д2012 = 47 - 51 = - 4

Базисные показатели рассчитываются по формуле 2.2:

Д= y- y0, (2.2)

где y- базисный уровень.

Д2009 = 54 - 57 = - 3

Д2010 = 49 - 57 = - 8

Д2011 = 51 - 57 = - 6

Д2012 = 47 - 57 = - 10

2. Темп роста - показывает  сколько процентов составляет  уровень текущего периода по сравнению с базисным или предыдущим.

Цепные показатели рассчитываются по формуле 2.3:

Тр = y/ yi - 1 *100% (2.3)

Тр 2009 = 54/57 * 100% = 94,7%

Тр 2010 = 49/54 * 100% = 90,7%

Тр 2011 = 51/49 * 100% = 104,1%

Тр 2012 = 47/51 * 100% = 92,2%

Базисные показатели рассчитываются по формуле 2.4:

Тр = y/ y* 100% (2.4)

Тр 2009 = 54/57 * 100% = 94,7%

Тр 2010 = 49/57 * 100% = 86%

Тр 2011 = 51/57 * 100% = 89,5%

Тр 2012 = 47/57 * 100% = 82,5%

3. Темп прироста - показывает  на сколько уровень текущего периода больше или меньше предыдущего или базисного периода.

Цепные показатели рассчитываются по формуле 2.5:

Тпр = Тр (цеп) - 100% (2.5)

Тпр 2009 = 94,7% - 100% = - 5,3%

Тпр 2010 = 90,7% - 100% = - 9,3%

Тпр 2011 = 104,1% ? 100% = 4,1%

Тпр 2012 = 92,2% ? 100% = - 7,8%

Базисные показатели рассчитываются по формуле 2.6:

Тпр = Тр (баз) - 100% (2.6)

Тпр 2009 = 94,7% - 100% = - 5,3%

Тпр 2010 = 86% ? 100% = - 14%

Тпр 2011 = 89,5% ? 100% = - 10,5%

Тпр 2012 = 82,5% ? 100% = - 17,5%

4. Абсолютное значение 1% прироста - представляет собой отношение цепного абсолютного прироста к цепному темпу прироста и рассчитывается по формуле 2.7:

А = Дi (цеп) / Тпр (цеп) = yi-1 / 100% (2.7)

А2009 = 57 / 100% = 0,57%

А2010 = 54 / 100% = 0,54%

А2011 = 49 / 100% = 0,49%

А2012 = 51 /100% = 0,51%

Сформулируем полученные данные в таблицу 2.2:

Таблица 2.2. Показатели рядов  динамики количества санаториев и учреждений отдыха

Год

Кол-во санаториев и учреждений отдыха, шт.

Абсолютный прирост, шт.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютное значение 1% прироста, %

   

Цеп.

Баз.

Цеп.

Баз.

Цеп.

Баз.

 

2008

57

?

?

?

?

?

?

?

2009

54

- 3

-3

94,7

94,7

- 5,3

- 5,3

0,57

2010

49

-5

-8

90,7

86

- 9,3

- 14

0,54

2011

51

2

-6

104,1

89,5

4,1

-10,5

0,49

2012

47

-4

-10

92,2

82,5

-7,8

-17,5

0,51


 

Проанализировав полученные результаты можно сделать следующий вывод: в основном наблюдается спад показателей.

5. Среднегодовой абсолютный  прирост рассчитывается по формуле  2.8:

Д = y- y/ n - 1 (2.8)

Д = 47 - 57 / 4 = - 2,5

6. Средний темп роста  рассчитывается по формуле 2.9:

= * 100% (2.9)

= * 100% = 95,3%

7. Средний темп прироста  рассчитывается по формуле 2.10:

= ? 100% (2.10)

= 95,3% - 100% = ? 4,7%

Техника выравнивания по прямой

Таблица 2.3. Расчеты для  выявления линии тренда

Год

Количество санаториев и учреждений отдыха, шт.

Условное обозначение  времени, t

t2

yt

Выровненные уровни

2008

57

- 2

4

-114

56,2

2009

54

- 1

1

-54

53,9

2010

49

0

0

0

51,6

2011

51

1

1

51

49,3

2012

47

2

4

94

47

Итого:

258

 

10

-23

 

а= y / n (2.11)

a= 258/5 = 51,6

a= yt / t(2.12)

a= -23 / 10 = - 2,3

= a+ a* t (2.13)

= 51,6 + (-2,3) * t

t 200= 51,6 + (-2,3) * (-2) = 56,2

t 200= 51,6 + (-2,3) * (-1) = 53,9

t 2010 = 51,6 + (-2,3) * 0 = 51,6

t 2011 = 51,6 + (-2,3) * 1 = 49,3

t 2012 = 51,6 + (-2,3) * 2 = 47

Спрогнозируем число санаториев и учреждений отдыха на 2008 и 2012 года:

t 200= 51,6 + (-2,3) * (-4) = 60,8

t 201= 51,6 + (-2,3) * 4 = 42,4

Корреляционный анализ

Таблица 2.4 - Корреляционный анализ

Численность оздоровленных  в санаториях и учреждениях отдыха, чел.

Число санаториев и учреждений отдыха, шт.

y-

x-

Rx

Ry

d = R- Ry

d2

63015

50

?

?

3

1

2

4

68058

57

?

+

6

2

4

16

71706

54

?

+

5

3

2

4

74469

49

+

?

2

4

-2

4

83893

51

+

?

4

6

-2

4

79625

47

+

?

1

5

-4

16


Данные о численности  оздоровленных в санаториях и учреждениях отдыха взяты из Статистического ежегодника Ульяновской области.

= x / n (2.14)

= 308/6 = 51.3

= y / n (2.15)

= 440766/6 = 73461

1. Коэффициент знаков  Фехнера рассчитывается по формуле  2.16:

Ф = , (2.16)

где С - число совпадений знаков отклонений вариантов двух взаимосвязанных признаков от их средний величин;

Н - число несовпадений знаков отклонений вариантов двух взаимосвязанных  признаков от их средний величин.

Ф = - 4 / 6 = - 0,7

2. Коэффициент рангов  Спирмена рассчитывается по формуле 2.17:

с = 1 - 6d/ n(n- 1), (2.17)

где d - разность рангов признаков x и y;

n - число пар взаимосвязанных  признаков.

Информация о работе Теоретические аспекты рынка услуг по туризму