Статистическое наблюдение, его задачи и этапы проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Статистика – наука многогранная и необъятная, в том смысле, что невозможно охватить то, что охватила она. Статистика подразделяется на 3 главных направления: общая теория статистики, экономическая статистика и социальная статистика, которые в свою очередь дробятся на отраслевые.
Одним из методов статистики является статистическое наблюдение, в которое входит выборочное. Оно, представляет собой один из наиболее широко применяемых видов несплошного наблюдения. Однако наблюдение организовано таким образом, что эта часть отобранных единиц в уменьшенном масштабе репрезентирует всю совокупность.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 – Ответы на вопросы…………………………………………………….5
1.1. Статистическое наблюдение, его задачи и этапы проведения……………..5
1.2. Понятие и виды себестоимости, структура себестоимости………………..9
1.3. Статистические методы прогнозирования…………………………………16
Глава 2 – Разбор и составление задач по рассмотренным вопросам…..….….25
Глава 3 – Разбор и составление тестов по рассмотренным вопросам…..…....27
Задачи……………...….………….………….…………….……………………..31
Заключение………………………………………………………………………34
Список используемой литературы….…….…….…….….….……….…….…...37

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Для анализа уровня и  динамики изменения стоимости продукции  используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.

Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.

В себестоимость товарной продукции включают все затраты  предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе  калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен:

СР = СТ - ЗН + (СП2 - СП1),

где СР - себестоимость реализованной продукции

СТ - себестоимость товарной продукции

ЗН - повышенные затраты первого года массового производства новых изделий, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники

СП1, СП2 - производственная себестоимость остатков нереализованной (на складах и отгруженной) продукции соответственно на начало и конец года.

Для анализа уровня себестоимости  на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании и сравнительном анализе.

Затраты на один рубль  товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость  единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

Остальные встречающиеся на практике показатели себестоимости можно подразделить по следующим признакам:

- по составу учитываемых  расходов - цеховая, производственная, полная себестоимость;

- по длительности расчетного  периода - месячная, квартальная,  годовая, за ряд лет;

- по характеру данных, отражающих расчетный период - фактическая  (отчетная), плановая, нормативная, проектная  (сметная), прогнозируемая;

- по масштабам охватываемого объекта - цех, предприятие, группа предприятий, и т.д.                                                                                                     

2б. Виды  себестоимости 

По объему учитываемых  затрат различаются три вида себестоимости:

цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;

производственная  себестоимость (себестоимость готовой  продукции) , кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;

полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты) .

Необходимо отметить, что до принятия Министерством финансов РФ Приказа от 19 октября 1995 г. № 115 “О годовой бухгалтерской отчетности организаций за 1995 год” понятия “полная себестоимость” и “себестоимость реализованной продукции” не всегда совпадали. Так, у предприятий, определяющих выручку по реализации продукции по оплаченным счетам, полная себестоимость представляла собой производственную себестоимость плюс некоторые коммерческие расходы, включаемые в себестоимость конкретных видов продукции (работ, услуг) прямым путем: транспортные расходы и расходы на упаковку. В то же время на себестоимость реализованной продукции относились все остальные коммерческие расходы, которые подлежали отнесению на себестоимость продукции только в момент ее реализации, т.е. оплаты. Однако после того, как было установлено, что для всех целей бухгалтерской отчетности возникает в момент ее отгрузки (выполнения работ, оказания услуг) , специальное выделение этих видов себестоимости потеряло смысл, поскольку понятия отгруженной и реализованной продукции стали совпадать.

Корме того, различают  плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимость.

Под структурой себестоимости понимаются ее состав по элементам или статьям и  их доля в полной себестоимости. Она  находится в движении, и на нее влияют следующие факторы:

1) специфика  (особенности) предприятия. Исходя из этого различают: трудоемкие предприятия (большая доля заработной платы в себестоимости продукции); материалоемкие (большая доля материальные затрат); фондоемкие (большая доля амортизации); энергоемкие (большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости);

2) ускорение  научно-технического прогресса.  Этот фактор влияет на структуру  себестоимости многопланово. Но  основное влияние заключается  в том, что под воздействием  этого фактора доля живого  труда уменьшается, а доля овеществленного труда в себестоимости продукции увеличивается;

3) уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства;

4) географическое местонахождение предприятия;

5) инфляция и  изменение процентной ставки  банковского кредита.

Структуру себестоимости  продукции характеризуют следующие  показатели: 
• соотношение между живым и овеществленным трудом; 
• доля отдельного элемента или статьи в полных затратах; 
• соотношение между постоянными и переменными затратами, между основными и накладными расходами, между производственными и коммерческими (непроизводственными) расходами, между прямыми и косвенными и др. Систематическое определение и анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь для управления издержками на предприятии с целью их минимизации. 
Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии.

За последние годы (1990 - 1999) структура затрат в целом  по промышленности и ее отраслям существенно изменилась. 
Структура затрат на производство продукции в целом по промышленности за анализируемый период существенно изменилась: доля амортизации снизилась с 12,1 до 6%; прочие расходы увеличились с 4,1 до 18,1%; доля материальных затрат снизилась с 68,6 до 56,3%; отчисления на социальные нужды увеличились с 2,2 до 5,1%; структуры затрат на производство продукции по отдельным отраслям промышленности различаются довольно существенно.

На структуру затрат за анализируемый период повлияли следующие факторы:

• инфляционный процесс. Стоимость материальных ресурсов, основных фондов, рабочей силы изменялась неадекватно  по отношению друг к другу, это  и отразилось на структуре затрат;

• опережение процесса выбытия  основных фондов над процессом их ввода, что привело к снижению доли амортизации. Повлиял и тот факт, что неоднократная переоценка основных средств не соответствовала уровню инфляции;

• увеличение процентных ставок по кредитам. Оно значительно  повысило оплату за кредиты коммерческим банкам;

• существенное повышение  роли рекламы. Предприятия стали  больше средств расходовать на эти цели.

Структура затрат на каждом предприятии также должна анализироваться  как в поэлементном, так и в  постатейном разрезе. Это необходимо, как уже отмечалось, для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.

 

 

 

 

 

 

1.3. Статистические  методы прогнозирования

Под прогнозом  понимается научно обоснованное описание возможных состояний объектов в  будущем, а также альтернативных путей и сроков достижения этого состояния. Сам процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Прогнозирование (от греч. prognosis – знание наперед) –  это вид познавательной деятельности человека, направленной на формирование прогнозов развития объекта на основе анализа тенденций его развития.

Прогнозирование должно отвечать на два вопроса: что  вероятнее всего можно ожидать  в будущем? Каким образом нужно  изменить условия, чтобы достичь  данного состояния? Прогнозирование  является важным связующим звеном между  теорией и практикой во всех областях жизни общества.

В зависимости  от степени конкретности и характера  воздействия на ход исследуемых  процессов и явлений различают три формы предвидения:     

(общенаучное  предвидение), прогноз и план. Эти  формы предвидения тесно связаны в своих проявлениях друг с другом и с исследуемым объектом в системе управления и планирования представляют собой последовательные ступени познания поведения объекта в будущем.

Исходное начало этого процесса – гипотеза. Это  научно обоснованное предположение о структуре объекта, характере элементов и связей, образующих этот объект, механизме его функционирования и развития. На уровне гипотезы дается качественная характеристика объекта, выражающая общие закономерности его поведения. Хотя гипотеза носит наиболее общий характер, без нее не возможно никакое научное управление и планирование. Гипотеза оказывает воздействие на этот процесс через прогноз; являясь важным источником информации для его составления.

Прогноз в сравнении  с гипотезой имеет большую определенность и достоверность, поскольку основывается не только на качественных, но и на количественных характеристиках и поэтому позволяет характеризовать будущее состояние объекта также количественное. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, так как связан с будущим, которое всегда стохастично. Будущее зависит от многих случайных факторов, сложное переплетение которых практически учесть невозможно. Отсюда все прогнозы носят вероятностный характер.

При исследовании сущности прогноза предстоит определить методологические аспекты соотношения прогноза и плана. Каждый из них должен знать определенное место в системе управления народным хозяйством.

План представляет собой  систему взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых заданий, определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления отдельных мероприятий. В нем фиксируются пути и средства развития в соответствии с поставленными задачами, обосновываются принятые управленческие решения.

План и прогноз представляют собой взаимно дополняющие друг друга стадии планирования. При этом прогноз выступает как фактор, ориентирующий существующую практику на возможности развития в будущем, а прогнозирование

– как инструмент разработки планов. Формы сочетания прогноза и плана могут быть различными: прогноз может предшествовать разработке плана, следовать за ним или производиться в процессе разработки плана. Существенное различие между ними состоит в том, что план – отражение и воплощение уже принятого хозяйственно-политического решения, а прогноз – это поиск реалистического, экономически верного пути. Прогнозирование представляет собой исследовательскую базу планирования, имеющую собственную методологическую основу, отличающуюся во многом от планирования.

Таким образом, задачи экономико-статистического  прогнозирования следующие: выявление  перспектив ближайшего или более  отдаленного будущего в исследуемой  области на основе реальных процессов  действительности: выработка оптимальных  тенденций и перспективных планов с учетом составленного прогноза и оценки принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.

Прогнозы можно  подразделять в зависимости от целей, задач, объектов, времени упреждения, методов организации прогнозирования, источников информации и т.д. Большое количество таких признаков и отсутствие их строго определенных характеристик затрудняют создание единой классификации.

Согласно принятым классификациям с точки зрения объекта  прогнозирования прогнозы можно  подразделять на научно-технические, экономические, социальные, военно-политические.

Информация о работе Статистическое наблюдение, его задачи и этапы проведения