Статистическое изучение трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 22:34, контрольная работа

Краткое описание

Статистическая грамотность является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки каждого экономиста, финансиста, социолога, политолога, а также любого специалиста, имеющего дело с анализом массовых явлений, будь то социально-общественные, экономические, технические, научные и другие. Работа этих групп специалистов неизбежно связана со сбором, разработкой и анализом данных статистического (массового) характера. Нередко им самим приходится проводить статистический анализ различных типов и направленности либо знакомиться с результатами статанализа, выполненного другими. В настоящее время от работника, занятого в любой области науки, техники, производства, бизнеса и прочее, связанной с изучением массовых явлений, требуется, чтобы он был, по крайней мере, статистически грамотным человеком. В конечном счете, невозможно успешно специализироваться по многим дисциплинам без усвоения какого-либо статистического курса.

Содержание

Введение

1. Статистическое изучение трудовых ресурсов

2. Задачи и функции ТР

3. Статистическое изучение состава работников.

4. Категории и система показателей численности работников.

5. Практическая часть

Вложенные файлы: 1 файл

Статистическое изучение трудовых ресурсов.docx

— 31.11 Кб (Скачать файл)

Статистическое изучение трудовых ресурсов

 

Введение

 

1. Статистическое изучение  трудовых ресурсов

 

2. Задачи и функции ТР

 

3. Статистическое изучение  состава работников.

 

4. Категории и система  показателей численности работников.

 

5. Практическая часть 

 

Введение

 

 

Возрастающий интерес к статистике вызван современным этапом развития экономики в стране, формирования рыночных отношений. Это требует глубоких экономических знаний в области сбора, обработки и анализа экономической информации.

 

Статистика в узком смысле представляет собой количественную совокупность связанную с обработкой данных индивидуальных наблюдений, свойственных предметам. явлениям, составляющим отдельные параметры единицы совокупности.

 

Статистическая грамотность является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки каждого экономиста, финансиста, социолога, политолога, а также любого специалиста, имеющего дело с анализом массовых явлений, будь то социально-общественные, экономические, технические, научные и другие. Работа этих групп специалистов неизбежно связана со сбором, разработкой и анализом данных статистического (массового) характера. Нередко им самим приходится проводить статистический анализ различных типов и направленности либо знакомиться с результатами статанализа, выполненного другими. В настоящее время от работника, занятого в любой области науки, техники, производства, бизнеса и прочее, связанной с изучением массовых явлений, требуется, чтобы он был, по крайней мере, статистически грамотным человеком. В конечном счете, невозможно успешно специализироваться по многим дисциплинам без усвоения какого-либо статистического курса. Поэтому большое значение имеет знакомство с общими категориями, принципами и методологией статистического анализа.

 

Необходимые сведения могут собираться с целью получения обобщенных характеристик для массы случаев данного рода информации.

 

Статистика как особый вид деятельности с указанным выше содержанием позволяет на основе научного исследования выявить статистические закономерности.

 

Основу статистической грамотности в значительной мере дает предмет «Общая теория статистики».

 

Статистика труда (СТ) изучает массовые явления и процессы в сфере трудовой деятельности неразрывной связи их с количественными и качественными характеристиками. Исследуемые массовые явления и процессы представляют собой множество отдельных фактов и, имеющих как индивидуальные, так и общие признаки.

 

Статические исследования трудовых ресурсов (ТР), статистические методы оценки производительности труда и изучение з\п, статистические показатели занятости и безработицы - составные части нашего курса лекций. К исследованию этих вопросов принимаются методы общей статистики, основанные на анализе абсолютных относительных величин, рядов динамики, вариаций, выборочных наблюдений, измерений, связей.

 

Статистическое наблюдение выступает как один из главных методов статистики и как одна из важнейших стадий статистического исследования. Важность этого этапа исследования определяется тем, что использование только объективной и достаточно полной информации, полученной в результате статистического наблюдения, на последующих этапах исследования в состоянии обеспечить научно обоснованные выводы о характере и закономерностях развития изучаемого объекта.

 

Статистическое наблюдение от начальной до завершающей стадии-получения итоговых материалов должно быть тщательно продуманным и четко организованным.

 

Статистическое изучение трудовых ресурсов

 

Статистические исследования ТР предполагает проведение статистического наблюдения, орг-цию сбора статистической инф-ции о ТР, ее систематизации и классификации. Это позволяет с помощью статистических методов получить обобщающие хар-ки и выявить закономерности сущ-щие в сфере трудовой деят-ти в конкретных условиях места и времени.

 

Для множества единиц образующих исследуемую статистическую совокупность хар-на массовость, однородность, целостность взаимозависимых состояний наличие вариаций. При статистическом изучении квалификационного уровня рабочих предприятия (П) единицей совокупности выступает каждый рабочий, а единицей наблюдения будет П. Определение единицы совокупности важно при разработке программы наблюдения, определение единицы наблюдения важно при организации вопроса сбора сведений. Качественная однородность совокупности предполагает сходство единиц по существенным признакам.

 

Статистика ТР отражает количественную сторону статистических показателей, которые выражают как конкретную меру явлений, так сходство и различие отдельных элементов.

 

Статистические группировки позволяют выявить определенные типы явлений.

 

Основные задачи СТ:

 

определение потенциальных и реальных запасов труда или объема трудовых запасов страны;

 

установление численности работников, занятых в народном хоз-ве;

 

изучение состава занятого персонала по ряду признаков;

 

изучение распределения ТР страны по отраслям труда и отраслям народного хоз-ва;

 

изучение динамики численности работающих;

 

изучение использование рабочей силы и рабочего времени;

 

изучение других вопросов связанных с использованием ТР.

 

Важным источником расширения ТР является расширенное воспроизводство населения.

 

При статистическом исследовании использования ТР необходимо:

 

определить, какая часть из потенциальных ресурсов осталась неиспользованными;

 

определить степень эф-ти исп-я ТР;

 

исследовать изменения в регионах распределения ТР;

 

изучить влияние миграции населения на изменение реальных запасов труда и изучить изменения структуры;

 

исследовать изменение состава и использования ТР в связи с переходом на рыночную экономику.

 

ТР - это наличное трудоспособное население страны. В состав входит:

 

мужчины в возрасте от 16 до 60 лет;

 

женщины в возрасте от 16 до 55 лет;

 

кроме того работающие лица пенсионного возраста и работающие подростки, но не учитывая некоторые категории населения в трудоспособном возрасте, например, неработающие инвалиды.

 

Объем ТР - определяется прежде всего численностью населения и его возрастной структурой. Важную роль в определении объема ТР играет статистические переписи населения.

 

Статистическими показателями, характеризующими распределение в народном хоз-ве занятого трудоспособного населения, служат:

 

Численность работников сферы материального производства и непроизводственной сферы.

 

При определении численности населения, занятого в сфере материального производства в общий итого включается население, занятое в промышленности, с\х, лесном хоз-ве, строительстве, грузовых, транспортных работах, и других отраслях материального производства.

 

Кроме работников гос-ных П, кооперативов и частных П, и производственных фирм к населению, занятому в сфере материального производства относятся также члены семей работающих, служащих, работников с\х объединений, фермеров занятых личным подсобным хоз-вом.

 

К населению занятому в отраслевой непроизводственной сфере относится население занятое в просвещении, здравоохранении, жилищно-коммунальном хоз-ве, пассажирском транспортном хоз-ве, связи, по обслуживанию населения непроизводственных отраслей.

 

Численность работников, занятых в народном хозяйстве по отраслям.

 

Показатели распределения населения на лиц занятых преимущественно физическим и лиц занятых преимущественно умственным трудом.

 

Численность работником, занятых в народном хоз-ве по эк-ким областям, регионам.

 

Численность лиц, занятых предпринимательской деят-тью.

 

 

Эф-ное исп-ние ТР состоит:

 

в правильной расстановке работников в соответствии с профессией и квалификацией;

 

в рациональном использовании рабочего времени.

 

Статистическим выражением ТР, занятых в производственной или непроизводственной сфере служит списочная численность работников, т.е. работников, которые значатся на данном П, государственном или частном в отраслях национальной экономики или занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью

 

Задачи СТ - использование ТР на П, следующие:

 

характеристика численности и состава работающих;

 

определение степени соответствия фактической численности работающих плановой;

 

выяснение степени соответствия профессий и квалификаций работников характеру и тяжести выполняемых работ;

 

исследование динамики численности работающих.

 

Рационализацию использования рабочего времени ставит перед собой статистика рабочего времени, задачи:

 

определение располагаемого и фактически затраченного времени;

 

изучение использования рабочего времени.

 

Статистическое изучение состава работников.

 

Состав работников изучают в двух направлениях:

 

В зависимости от участка, на котором заняты работники.

 

В соответствии с функциями, которые выполняют работники со стажем их работы и других признаков

 

В зависимости от участка работы, работники П подразделяются на 2 подгруппы:

 

персонал основной деятельности, промышленных производителей:

 

работники, занимающиеся производством продуктов (делятся на основных, подсобных и вспомогательных работников).

 

работники отделов, завхозов, управления, складов.

 

Для планирования и наблюдения за ходом выполнения планов необходимы сведения о распределении персонала основной деятельности по участкам работы.

 

персонал непромышленной деятельности:

 

подразделяются по участкам в соответствии с принадлежностью этих участков к определенным отраслям национальной экономики (транспортная, здравоохранение…)

 

В зависимости от выполняемых функций в планировании и учете различают такие категории работников основной деятельности:

 

ученики - лица обучающиеся на пр-ве той или иной рабочей профессии и получают з\п.

 

рабочие - наиболее многочисленная и основная с т. зр. участия в производстве. Это лица непосредственно занятые в изготовлении продукции, а также те, кто выполняют вспомогательные функции в процессе изготовления продукции: уход за оборудованием, подача материалов к рабочему месту, транспортировка изделий полуфабрикатов, уборка производственных помещений.

 

Инженерно-технические работники (ИТР) - лица, занятые подготовкой технологического процесса, руководством процесса, а также те, кто осуществляет функции контроля, связи, если их работа требует специальных знаний.

 

Служащие - работники, что выполняют административные функции, не требуют специальных технологических знаний, а также функции учета, делопроизводства, сбыта, снабжения, финансы…

 

Младший обслуживающий персонал (МОП) - работники, занятые уборкой, отоплением непроизводственных помещений, курьеры, рассыльные, гардеробщики, шоферы легковых автомобилей. Уборщица в цехе - рабочий. Уборщица в офисе - МОП.

 

Работники охраны - лица, выполняющие функции военизированной, вооруженной вахты, сторожевой охраны, а также профессиональной пожарной охраны.

 

На промышленном П подробно изучают состав рабочих.

 

В зависимости от роли в процессе изготовления продукции различают рабочих:

 

Основных - относят рабочих, непосредственно занятых изготовлением продукции и приводящих в действие производственное оборудование, управляющих им и контролирующих его работу;

 

Вспомогательных - все остальные.

 

Распределять рабочих на основных и вспомогательных целесообразно не только в основном, но и в подсобных цехах.

 

Важное значение имеет статистическая группировка рабочих по степени мех-ции и автоматизации труда.

 

С учетом профессионального состава работников разделяют на 6 групп:

 

Работники ручного труда - которые пользуются ручным инструментов и простейшими приспособлениями).

 

подгруппа работников, занятых на производственных операциях, непосредственно поддающихся мех-ции;

 

подгруппа работников, занятых на производственных операциях плохо поддающихся мех-ции.

 

Работники работающие с приводными инструментами.

 

Работники у машин без принудительной связи рабочего органа с предметов труда.

 

Работники у машин с принудительной связи рабочего органа с предметов труда, но без автоматической подачи материалов и без автоматического увода продукции, полуавтоматы:

 

2 подгруппы:

 

работающие непосредственно у машин;

 

наладчики и установщики.

 

Работники у машин с принудительной связи рабочего органа с предметов труда, с автоматической подачей материалов и автоматическим уводом продукции, автоматизм машин - неполный и ряд функций, текущий контроль и регулировка выполняет рабочий.

 

2 подгруппы:

 

работающие непосредственно у машин;

 

наладчики и установщики.

 

работающие у автоматизированных блоков машин.

 

3 подгруппы:

 

работающие у приборов дистанционного управления;

 

работающие непосредственно у блоков машин;

 

наладчики и установщики.

 

Рабочих, обслуживающих машины, подачи материалов, смазки,… - относят к рабочим ручного труда, если у них нет функции управления.

 

Статистика изучения состава рабочих сводится к распределению их по профессиям и квалификации.

 

Под профессией понимают вид трудовой деят-ти, требует определенного комплекта знаний и трудовых навыков, под квалификацией - степень овладения рабочими знаний и трудовыми навыками.

 

Особо выделяют работников ведущих профессий. Важно установить удельный вес рабочих тех профессий, которых требуется много из-за невысокого уровня механизации труда или недостаточного уровня организации труда.

Информация о работе Статистическое изучение трудовых ресурсов