Статистическая характеристика уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

В разработке политики доходов и заработной платы учитываются не только общие характеристики уровня жизни в стране, но и их дифференциация по социально-демографическим, профессиональным и доходным группам населения по регионам, сельской и городской местности – с использованием для измерения соответствующих показателей системы индикаторов (интегральных и частных, натуральных и стоимостных). В современной России наиболее актуальными проблемами повышения уровня жизни являются обеспечение занятости, усиление социальной защищенности населения, борьба с бедностью.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретическая часть. Статистическая характеристика уровня жизни населения.
1.1 Понятие «уровень жизни населения», его составляющие………………...4
1.2 Социальные нормативы и потребности…………………………………….7
1.3 Задачи изучения уровня жизни……………………………………………10
1.4 Основные индикаторы уровня жизни……………………………………..11
1.5 Современный уровень жизни населения в РФ
1.5.1 Снижение уровня жизни………………………………………………….16
1.5.2 Социальная защищенность и борьба с бедностью …………...………...18
1.5.3 Прогноз уровня жизни населения в 2001-2010 гг.……………………...20

2. Практическая часть (вариант 9)

Приложение…………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………..3

Вложенные файлы: 1 файл

kyrsovaya_po_statistike.doc

— 468.50 Кб (Скачать файл)

Для характеристики роста (снижения) реальных доходов их индексы исчисляются для всего населения, а также в разрезе социальных групп и субъектов РФ. Для обеспечения сопоставимости при исчислении индексов реальных доходов учитывается изменения цен за сравнимый период (индекс потребительских цен).

Реальная заработная плата работников (ЗПр) – составная часть реальных доходов (с учетом услуг). Она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработной платы (ЗПн) на индекс потребительских цен на товары и услуги (I):

В политике доходов и заработной платы важное место занимают также  индикаторы, характеризующие их дифференциацию. Последняя позволяет оценить  происходящие социальные изменения, уровень  социальной напряженности в обществе и определить характер политики, которой следует придерживаться правительству данной страны.

Индикаторами дифференциации доходов  и заработной платы являются:

    • распределение населения по уровню среднедушевых доходов – показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;
    • распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения – показатель в процентах доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20-процентных (10-процентных) групп населения;
    • децильный коэффициент дифференциации доходов – соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения;
    • коэффициент дифференциации доходов населения по субъектам РФ – соотношение наибольшего и наименьшего уровней среднедушевых доходов в субъектах РФ;
    • коэффициент дифференциации заработной платы РФ – соотношение наибольшего и наименьшего ее уровней (по отраслям, регионам, профессиям, внутри отраслей и предприятий, и т.д.).

К числу наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов  относятся также коэффициент  концентрации доходов (индекс Джини) и  кривая Лоренца (см. рис1), позволяющие  судить о степени удаления от состояния  равенства в распределении доходов. Расчет индекса Джини связан с кривой Лоренца.

Прямая ОА называется линией абсолютного  равенства распределения доходов: она отражает ситуацию, когда 20% людей  имеют 20% доходов, 40% людей – 40% доходов, и т.д.; кривая В показывает долевое  распределение доходов по группам семей в действительности. Усиление неравенства в распределении доходов выражается изменением конфигурации кривой Лоренца в сторону увеличения ее вогнутости по отношению к линии абсолютного равенства.

 

 

Рис.1

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади всего треугольника ОАС. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1 или от 0 до 100%, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Для определения общего направления  изменений в распределении доходов используется коэффициент направленности процесса стратификации населения – соотношение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и выше бюджета высокого достатка в расчете на 1 тыс. человек. Динамика коэффициента стратификации характеризует нарастание или снижение поляризации общества.

В России на долю 20% наименее обеспеченных граждан приходится 6,2% доходов, а  на долю 20% наиболее обеспеченных – 47,4%. Аналогично распределяются доходы, например, в Великобритании, Эстонии, Киргизии. Более низкое соотношение доли доходов 20% наименее и наиболее обеспеченных граждан характерно для Словакии – 12% к 31%, Чехии – 10% к 37%, Венгрии – 9% к 37%. В ряде развивающихся стран это соотношение намного меньше: в ЮАР – 3% к 63%, Чили – 3% к 61%, в Мексике – 4% к 58%.

Коэффициент Джини в России составляет 38%, что ниже, чем в ЮАР (58%), Чили (56%) и Мексике (54%), но выше, чем в  Словакии (19%), Дании (24%), Швеции (25%), Чехии (26%), Польше (27%).

К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам), обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяют натуральные и стоимостные индикаторы.

 Натуральные индикаторы непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами. Для представления об уровне удовлетворения конкретной потребности могут использоваться несколько показателей. Например, чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей в продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человеком продуктов и их калорийности в сопоставлении с научно обоснованными нормами. При этом потребление основных продуктов питания на душу населения определяется с учетом как произведенных в стране, так и импортированных продуктов, независимо от способа продажи их населению и от вида потребления.

Уровень удовлетворения потребностей в услугах школьного образования  характеризуется с помощью данных о доле детей школьного возраста, посещающих школы, численности учащихся в платных и бесплатных школах, а также обучающихся за границей. Кроме того, важно учитывать техническое состояние и благоустройство учебных заведений, уровень образования преподавательского состава.

Стоимостные индикаторы, отражая затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику, группируются по видам потребностей, - например, затраты на питание, на оплату жилья, коммунальных услуг, на одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей, и т.д.

Общее потребление материальных благ и услуг в стоимостном виде включает все расходы на приобретение товаров и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства (например, продукции личного подсобного хозяйства). Расчет этого показателя позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей. [1, стр.67]

 

1.5 Современный уровень жизни населения

 

1.5.1 Снижение  уровня жизни

 Оно происходило в течение  всего периода постсоветских  рыночных реформ. Индекс развития  человеческого потенциала снизился  с 0,848 в 1992г. до 0,78 в 1996г.; по  этому показателю Россия была отброшена в число развивающихся стран.

За годы реформ были разрушены многие отрасли социальной сферы, сократилась  доля расходов населения на платные  услуги. Снизилось качество медицинского обслуживания и образования, лечение  и отдых стали недоступными для значительной части населения.

Общее снижение уровня жизни  в  стране выразилось в существовании  значительного слоя граждан, чьи  реальные доходы не достигают прожиточного минимума. Усилились также межотраслевые  и межрегиональные различия в  доходах и заработной плате. В особенно тяжелом положении отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, наука), сельское и лесное хозяйство, легкая промышленность и машиностроение, в которых установилась самая низкая заработная плата. Зато значительно превышает средний уровень заработная плата в газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, в цветной металлургии.

Межрегиональная дифференциация в  доходах и заработной плате во многом связана с безработицей. Так, ниже среднего уровня по стране безработица в Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской области; в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах она находится примерно на среднем уровне. Напротив, в депрессивных регионах уровень безработицы значительно превышает средний: в республиках Ингушетия – почти в 5 раз, Дагестан – почти в 2 раза, в республике Тыва, Коми-Пермяцком автономном округе и Читинской области – в 1,5 раза.

Тесная связь дифференциации доходов  и безработицы свидетельствует  о том, что в современных условиях повышение занятости населения приобретает важнейшее значение в политике доходов и заработной платы. [1, стр.67]

 

 

1.5.2Социальная защищенность и борьба с бедностью

Система социальной защищенности населения  включает в себя обязательное медицинское  страхование, пенсионное обеспечение, социальное страхование, минимальные социальные гарантии, выплату пособий (по нетрудоспособности, безработице, малообеспеченным и многодетным семьям, в связи с рождением ребенка, инвалидам, беженцам, детям, оставшимся без попечения родителей), дотации и льготы малообеспеченным слоям населения.

Важную роль в программах повышения  уровня жизни населения играют улучшение  жилищных условий, формирование и развитие рынка жилья. При нынешнем уровне доходов подавляющему большинству  населения улучшение жилищных условий за счет собственных средств пока недоступно. Поэтому необходимо сохранить государственную систему обеспечения жильем самых бедных и имеющих плохие жилищные условия семей, одновременно практикуя наем государственного жилья, расширяя продажу жилья в кредит, развивая ипотеку.

По данным Госкомстата России, удельный вес населения, проживающего за чертой бедности (определяемой уровнем доходов, соответствующих бюджету прожиточного минимума), составляет около 24%. Среди  малообеспеченных наибольшую долю составляют многодетные семьи. В политике доходов и заработной платы первостепенное внимание должно быть уделено социальной защите именно этого слоя населения. Рост бедности в значительной мере связан с тем, что в современной России инфляционное бремя распределяется неравномерно. Удорожание потребительских товаров и услуг в первую очередь и в большей мере распространяется на те из них, которые удовлетворяют первичные жизненные потребности и составляют основу потребления малообеспеченных слоев населения.

Борьба с бедностью – одна из важнейших стратегических задач  демократического развития общества. Необходимо установить социальный статус бедной семьи с тем, чтобы многие виды социальных пособий, в первую очередь, пособия на детей и дотации  на жилищно-коммунальные услуги – стали исключительно адресными.

При разработке политики доходов и  расходов необходимо учитывать два  варианта. Первый предполагает развитие исторически сложившихся в России форм социальной защиты населения, основанных на социальной справедливости, коллективистских отношениях, равном доступе к образованию, здравоохранению, заботе государства о гражданах с момента их рождения и до глубокой старости. Второй вариант основан на сочетании накопительного и распределительного принципов, дифференциации социальной защиты богатых и бедных. [1, стр.67]

 

 

 

1.5.3 Прогноз  уровня жизни населения в 2001-2010 гг.

Для большей части населения  прогноз уровня жизни населения  на предстоящие десять лет пессимистический. Основные характеристики жизненного уровня населения будут складываться под воздействием следующих тенденций (табл.1).

Хотя в первом десятилетии  XXI века не будет такого падения жизненного, как в 90-е годы, и будут действовать факторы, способствующие его повышению – экономический рост, расширение свободы предпринимательской деятельности, однако качество жизни большей части населения будет невысоким. Прежде всего за счет ухудшения состояния здоровья, а также усиления факторов риска безопасности человека, с одной стороны, и отсутствия эффективных механизмов снижения этих рисков и смягчения их последствий – с другой.

В первую очередь это – общая  нестабильность, присущая периоду реформирования, в том числе таких важных для  обеспечения нормальной жизнедеятельности  человека областей, как жилищная сфера, пенсионное обеспечение, трудовые отношения, энергетическая система и железнодорожный транспорт.

Все эти факторы будут многократно  усилены вследствие низкого качества государственного управления федерального и регионального уровня, неразвитости местного самоуправления и почти полного отсутствия институтов гражданского общества, а также правовой незащищенности граждан. Возможность влиять на процесс принятия политических решений в экономической и социальной областях останется недостаточной, поэтому будет очень высока вероятность принятия решений, отражающих интересы ограниченного круга лиц, в ущерб интересам всего населения.

Хотя снижение жизненного уровня населения  – неизбежное следствие столь  масштабных преобразований, однако глубина  падения – процесс регулируемый. Более эффективное государственное управление и регулирование на всех уровнях – федеральном, региональном, местном – и воздействие общества на государственную политику могли бы предотвратить широкое распространение бедности и возникновение негативных тенденций, неблагоприятно влияющих как на возможности экономического роста, так и на развитие общества. [3, стр.62]

 

2.Практическая часть.

Задание 1

По исходным данным (прил. 1) выполнить  группировку по среднесписочной  численности работников, выделив 3 равных интервала, проверить правило сложения дисперсии, найти наличие или отсутствие определённых взаимосвязей, результаты представить в виде групповой таблицы, сделать выводы. Рассчитать:

  • Размах вариации;
  • Среднее линейное отклонение;
  • Среднее квадратическое отклонение;
  • Дисперсию;
  • Коэффициент вариации.

№ 

Наименование  предприятия

марка

Добыча  фактич. за 12 мес, тыс. т.

Себестои-мость  добычи 1 тонны, руб.

Отпускная цена 1 тонны, руб.

Среднесписоч-ное  число работников, чел.

Среднемесячная  заработная плата работников, руб.

1

Р. Караканский-Юж

Д

1299,1

147,97

260,7

243

6362

2

Р. Талдинский

Д

4873,2

208,69

208,42

1780

7322

3

Р. Майский

Д

509

170,57

183,36

215

4844

4

Р. Ерунаковский

Г

2600,5

157,99

163,54

1117

6962

5

Р. Задубровский

Д

1123,9

155,74

262,79

478

7499

6

Ш. Соколовская

Д

4492,4

198,81

196,24

2490

5559

7

Р. Таёжный

Д

463,3

192

187

262

5115

8

Р. Караканский

Д

1779,7

175,59

174,39

1183

5083

9

Р. Моховский

Д

2010,6

233,64

234,15

1344

6276

10

Ш. Заречная

Г

2062,1

285,87

320

1383

7856

11

Р. Талдинский-Сев.

Д

500,3

206

190

425

4261

12

Ш. им.Кирова

Г

3268,3

259,4

325

2535

4707

13

Ш.Кыргайская

Г

1251,6

211

188

1020

6049

14

Ш. Грамотеинская

Д

1920,6

168,38

229,84

1586

5227

15

Ш. Инская

Д

1826,4

248,37

314,19

1670

5117

16

Ш. Полысаевская

Г

1630

259,51

310

1832

5057

17

Ш. Октябрьская

Г

1464

253,63

308

1529

4662

18

Ш. им.7 ноября

Г

1701,6

257,01

327

1819

4357

19

Ш. Колмогоровская

Д

680

273,72

304

799

4805

20

Ш. Абашевская-Н.

Г

2396,8

303,76

293,93

2021

6276

21

Ш. Комсомолец

Г

1451,5

316,47

343

2010

4367

22

Ш. Красноярская

Д

624,2

293,1

303

826

4638

23

Р. Берёзовский

Д

373,2

296

227

317

6049

24

Р. Красный Брод

Д

4413,3

234,21

244,78

3310

5050

25

Р. Красногорский

Г

4199,7

228,08

274,16

1206

6210

Информация о работе Статистическая характеристика уровня жизни населения