Статистическая характеристика уровня жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Повышение уровня жизни – социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.
Повышение уровня жизни – это не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники, собственники своего интеллектуального капитала. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее структура материальных, духовных и социальных потребностей, они тратят больше средств на восстановление жизненной энергии, на образование и профессиональную подготовку, а уровень и качество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающие выживание.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Теоретическая часть. Статистическая характеристика уровня жизни населения.
1.1 Понятие «уровень жизни населения», его составляющие………………...4
1.2 Социальные нормативы и потребности…………………………………….6
1.3 Задачи изучения уровня жизни……………………………………………...8
1.4 Основные индикаторы уровня жизни………………………………………9
1.5 Современный уровень жизни населения в РФ……………………………14
1.5.1 Снижение уровня жизни………………………………………………….14
1.5.2 Социальная защищенность и борьба с бедностью …………...………...15
1.5.3 Прогноз уровня жизни населения в 2007-2010 гг.……………………...17
2. Практическая часть………………………………………………….……19
Заключение…...…………………………………………………….……..30
Приложение……………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по статистике.doc

— 517.50 Кб (Скачать файл)

Реальные доходы населения (Др) определяются путем деления общей суммы денежных доходов (Дд) на индекс потребительских цен (I).

Др=

 

При этом различаются реальные доходы населения без учета и с  учетом услуг. Первая разновидность  этих доходов – часть ВВП, используемая населением для удовлетворения материальным и культурных потребностей; вторая – часть ВВП, используемая населением на потребление и накопление материальных благ и услуг.

Для характеристики роста (снижения) реальных доходов их индексы исчисляются для всего населения, а также в разрезе социальных групп и субъектов РФ. Для обеспечения сопоставимости при исчислении индексов реальных доходов учитывается изменения цен за сравнимый период (индекс потребительских цен).

Реальная заработная плата работников (ЗПр) – составная часть реальных доходов (с учетом услуг). Она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработной платы (ЗПн) на индекс потребительских цен на товары и услуги (I):

В политике доходов и заработной платы важное место занимают также индикаторы, характеризующие их дифференциацию. Последняя позволяет оценить происходящие социальные изменения, уровень социальной напряженности в обществе и определить характер политики, которой следует придерживаться правительству данной страны.

Индикаторами дифференциации доходов  и заработной платы являются:

    • распределение населения по уровню среднедушевых доходов – показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;
    • распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения – показатель в процентах доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20-процентных (10-процентных) групп населения;
    • децильный коэффициент дифференциации доходов – соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения;
    • коэффициент дифференциации доходов населения по субъектам РФ – соотношение наибольшего и наименьшего уровней среднедушевых доходов в субъектах РФ;
    • коэффициент дифференциации заработной платы РФ – соотношение наибольшего и наименьшего ее уровней (по отраслям, регионам, профессиям, внутри отраслей и предприятий, и т.д.).

К числу наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов относятся также коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривая Лоренца (см. рис1), позволяющие судить о степени удаления от состояния равенства в распределении доходов. Расчет индекса Джини связан с кривой Лоренца.

Прямая ОА называется линией абсолютного  равенства распределения доходов: она отражает ситуацию, когда 20% людей  имеют 20% доходов, 40% людей – 40% доходов, и т.д.; кривая В показывает долевое  распределение доходов по группам  семей в действительности. Усиление неравенства в распределении доходов выражается изменением конфигурации кривой Лоренца в сторону увеличения ее вогнутости по отношению к линии абсолютного равенства.

 

 

Рис.1

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади всего треугольника ОАС. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1 или от 0 до 100%, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Для определения общего направления  изменений в распределении доходов  используется коэффициент направленности процесса стратификации населения – соотношение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и выше бюджета высокого достатка в расчете на 1 тыс. человек. Динамика коэффициента стратификации характеризует нарастание или снижение поляризации общества.

В России на долю 20% наименее обеспеченных граждан приходится 6,2% доходов, а  на долю 20% наиболее обеспеченных – 47,4%. Аналогично распределяются доходы, например, в Великобритании, Эстонии, Киргизии. Более низкое соотношение доли доходов 20% наименее и наиболее обеспеченных граждан характерно для Словакии – 12% к 31%, Чехии – 10% к 37%, Венгрии – 9% к 37%. В ряде развивающихся стран это соотношение намного меньше: в ЮАР – 3% к 63%, Чили – 3% к 61%, в Мексике – 4% к 58%.

Коэффициент Джини в России составляет 38%, что ниже, чем в ЮАР (58%), Чили (56%) и Мексике (54%), но выше, чем в Словакии (19%), Дании (24%), Швеции (25%), Чехии (26%), Польше (27%).

К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам), обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяют натуральные и стоимостные индикаторы.

 Натуральные индикаторы непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами. Для представления об уровне удовлетворения конкретной потребности могут использоваться несколько показателей. Например, чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей в продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человеком продуктов и их калорийности в сопоставлении с научно обоснованными нормами. При этом потребление основных продуктов питания на душу населения определяется с учетом как произведенных в стране, так и импортированных продуктов, независимо от способа продажи их населению и от вида потребления.

Уровень удовлетворения потребностей в услугах школьного образования  характеризуется с помощью данных о доле детей школьного возраста, посещающих школы, численности учащихся в платных и бесплатных школах, а также обучающихся за границей. Кроме того, важно учитывать техническое состояние и благоустройство учебных заведений, уровень образования преподавательского состава.

Стоимостные индикаторы, отражая затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику, группируются по видам потребностей, - например, затраты на питание, на оплату жилья, коммунальных услуг, на одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей, и т.д.

Общее потребление материальных благ и услуг в стоимостном виде включает все расходы на приобретение товаров и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства (например, продукции  личного подсобного хозяйства). Расчет этого показателя позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей. [1, стр.67]

 

1.5 Современный уровень жизни населения

 

1.5.1 Снижение уровня  жизни

 Оно происходило в  течение всего периода постсоветских  рыночных реформ. Индекс развития  человеческого потенциала снизился  с 0,848 в 1992г. до 0,78 в 1996г.; по  этому показателю Россия была  отброшена в число развивающихся  стран.

За годы реформ были разрушены  многие отрасли социальной сферы, сократилась  доля расходов населения на платные  услуги. Снизилось качество медицинского обслуживания и образования, лечение  и отдых стали недоступными для  значительной части населения.

Общее снижение уровня жизни в стране выразилось в существовании значительного слоя граждан, чьи реальные доходы не достигают прожиточного минимума. Усилились также межотраслевые и межрегиональные различия в доходах и заработной плате. В особенно тяжелом положении отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, наука), сельское и лесное хозяйство, легкая промышленность и машиностроение, в которых установилась самая низкая заработная плата. Зато значительно превышает средний уровень заработная плата в газовой, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, в цветной металлургии.

Межрегиональная дифференциация в доходах и заработной плате  во многом связана с безработицей. Так, ниже среднего уровня по стране безработица  в Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской области; в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах она находится примерно на среднем уровне. Напротив, в депрессивных регионах уровень безработицы значительно превышает средний: в республиках Ингушетия – почти в 5 раз, Дагестан – почти в 2 раза, в республике Тыва, Коми-Пермяцком автономном округе и Читинской области – в 1,5 раза.

Тесная связь дифференциации доходов и безработицы свидетельствует  о том, что в современных условиях повышение занятости населения  приобретает важнейшее значение в политике доходов и заработной платы. [1, стр.67]

 

 

1.5.2Социальная защищенность и борьба с бедностью

Система социальной защищенности населения включает в себя обязательное медицинское страхование, пенсионное обеспечение, социальное страхование, минимальные социальные гарантии, выплату пособий (по нетрудоспособности, безработице, малообеспеченным и многодетным семьям, в связи с рождением ребенка, инвалидам, беженцам, детям, оставшимся без попечения родителей), дотации и льготы малообеспеченным слоям населения.

Важную роль в программах повышения уровня жизни населения  играют улучшение жилищных условий, формирование и развитие рынка жилья. При нынешнем уровне доходов подавляющему большинству населения улучшение  жилищных условий за счет собственных средств пока недоступно. Поэтому необходимо сохранить государственную систему обеспечения жильем самых бедных и имеющих плохие жилищные условия семей, одновременно практикуя наем государственного жилья, расширяя продажу жилья в кредит, развивая ипотеку.

По данным Госкомстата  России, удельный вес населения, проживающего за чертой бедности (определяемой уровнем  доходов, соответствующих бюджету  прожиточного минимума), составляет около 24%. Среди малообеспеченных наибольшую долю составляют многодетные семьи. В политике доходов и заработной платы первостепенное внимание должно быть уделено социальной защите именно этого слоя населения. Рост бедности в значительной мере связан с тем, что в современной России инфляционное бремя распределяется неравномерно. Удорожание потребительских товаров и услуг в первую очередь и в большей мере распространяется на те из них, которые удовлетворяют первичные жизненные потребности и составляют основу потребления малообеспеченных слоев населения.

Борьба с бедностью – одна из важнейших стратегических задач демократического развития общества. Необходимо установить социальный статус бедной семьи с тем, чтобы многие виды социальных пособий, в первую очередь, пособия на детей и дотации на жилищно-коммунальные услуги – стали исключительно адресными.

При разработке политики доходов и  расходов необходимо учитывать два  варианта. Первый предполагает развитие исторически сложившихся в России форм социальной защиты населения, основанных на социальной справедливости, коллективистских отношениях, равном доступе к образованию, здравоохранению, заботе государства о гражданах с момента их рождения и до глубокой старости. Второй вариант основан на сочетании накопительного и распределительного принципов, дифференциации социальной защиты богатых и бедных. [1, стр.67]

 

 

 

1.5.3 Прогноз уровня жизни населения в 2007-2010 гг.

Для большей части населения  прогноз уровня жизни населения  на предстоящие десять лет пессимистический. Основные характеристики жизненного уровня населения будут складываться под воздействием следующих тенденций (табл.1).

Хотя в первом десятилетии  XXI века не будет такого падения жизненного, как в 90-е годы, и будут действовать факторы, способствующие его повышению – экономический рост, расширение свободы предпринимательской деятельности, однако качество жизни большей части населения будет невысоким. Прежде всего за счет ухудшения состояния здоровья, а также усиления факторов риска безопасности человека, с одной стороны, и отсутствия эффективных механизмов снижения этих рисков и смягчения их последствий – с другой.

В первую очередь это – общая  нестабильность, присущая периоду реформирования, в том числе таких важных для  обеспечения нормальной жизнедеятельности  человека областей, как жилищная сфера, пенсионное обеспечение, трудовые отношения, энергетическая система и железнодорожный транспорт.

Все эти факторы будут многократно  усилены вследствие низкого качества государственного управления федерального и регионального уровня, неразвитости местного самоуправления и почти полного отсутствия институтов гражданского общества, а также правовой незащищенности граждан. Возможность влиять на процесс принятия политических решений в экономической и социальной областях останется недостаточной, поэтому будет очень высока вероятность принятия решений, отражающих интересы ограниченного круга лиц, в ущерб интересам всего населения.

Хотя снижение жизненного уровня населения  – неизбежное следствие столь  масштабных преобразований, однако глубина  падения – процесс регулируемый. Более эффективное государственное управление и регулирование на всех уровнях – федеральном, региональном, местном – и воздействие общества на государственную политику могли бы предотвратить широкое распространение бедности и возникновение негативных тенденций, неблагоприятно влияющих как на возможности экономического роста, так и на развитие общества. [3, стр.62]

 

2.Практическая часть.

Задание 1

По исходным данным (прил. 1) выполнить  группировку по среднесписочной  численности работников, выделив 3 равных интервала, проверить правило сложения дисперсии, найти наличие или отсутствие определённых взаимосвязей, результаты представить в виде групповой таблицы, сделать выводы. Рассчитать:

  • Размах вариации;
  • Среднее линейное отклонение;
  • Среднее квадратическое отклонение;
  • Дисперсию;
  • Коэффициент вариации.

Информация о работе Статистическая характеристика уровня жизни населения