Статистико-экономический анализ эффективности производства зерна в сельскохозяйственных предприятий Ульяновской области”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Объем реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) - это один из основных показателей, характеризующий деятельность предприятия. Под результатом реализации понимают продукцию, которая уже нашла своего потребителя, т.е. отгружена или передана ему в соответствии с условиями договора, или оплачена. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат - расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов. По своему экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка. Анализ различных категорий продукции проводят в разрезе соответствия достигнутых результатов их запланированным уровням. Проведение анализа - достаточно трудоемкий процесс, он требует обобщение больших объемов информации.

Содержание

1. Методика анализа объема реализации продукции
2. Анализ факторов изменения объёма реализации продукции
3. Анализ динамики и выполнения плана реализации продукции
4. Влияние изменения выпуска товарной продукции на прирост объёма реализации
5. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции
6. Анализ прибыли и рентабельности

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 46.10 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

1. Методика анализа объема  реализации продукции

2. Анализ факторов изменения объёма реализации продукции

3. Анализ динамики и  выполнения плана реализации  продукции

4. Влияние изменения выпуска  товарной продукции на прирост  объёма реализации

5. Анализ выполнения договорных  обязательств и реализации продукции

6. Анализ прибыли и  рентабельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно  влияют на величину издержек, прибыль  и рентабельность предприятия. Объем  реализованной продукции (выполненных  работ, оказанных услуг) - это один из основных показателей, характеризующий  деятельность предприятия. Под результатом  реализации понимают продукцию, которая  уже нашла своего потребителя, т.е. отгружена или передана ему в  соответствии с условиями договора, или оплачена. Объем реализации крайне важен для установления нормированных  статей затрат - расходов на рекламу, представительских  расходов, а также для исчисления целого ряда налогов. По своему экономическому содержанию объем реализованной  продукции характеризует конечный финансовый результат работы предприятия, выполнения своих обязательств перед  потребителями, степень участия  в удовлетворении потребностей рынка. Анализ различных категорий продукции  проводят в разрезе соответствия достигнутых результатов их запланированным  уровням. Проведение анализа - достаточно трудоемкий процесс, он требует обобщение  больших объемов информации.

В данной курсовой работе проведен анализ реализации продукции производственной молочной компании «МПЗ» . Задача курсовой работы состоит в том, чтобы, проанализировав данные показатели, выявить резервы для их увеличения, а также факторы влияющие на эти показатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методика анализа объема реализации продукции

 

Объем реализации продукции  определяется или по отгрузке продукции  покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В  условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим  звеном между производством и  потребителем. От того, как продается  продукция, какой спрос на нее  на рынке, зависит и объем производства.

Информационной базой  для анализа объемов реализации продукции может быть:

· статистические показатели (приложение к балансу - форма № 4, «движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» - форма №16);

· оперативные отчеты;

· планы-графики производства;

· планы экономического и  социального развития предприятия;

· различные виды сопроводительной документации.

Важное значение для оценки имеют натуральные показатели объемов реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов  выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным  использовать натуральные или условные измерители.

При анализе объема продаж продукции используются следующие  измерители:

· абсолютные:

· натуральные

· стоимостные

· трудовые

· относительные:

· проценты

· коэффициенты

· сотые доли

· и другие показатели, которые  предприятие изберет.

Готовая продукция может  быть реализована по:

§ оптовым ценам;

§ розничным ценам;

§ договорным ценам.

Оптовые цены устанавливаются  на уровне розничных за минусом торговых, сбытовых скидок с учетом местонахождения  данного предприятия.

При установлении отпускных  цен на продукцию руководствуются  Указом Президента РФ «О мерах по либерализации  цен» от 3.12.91 (с изменениями от 26.06.95).

Цель проводимого анализа - анализ конкурентоспособных позиций  предприятия и его способности  гибкого маневрирования ресурсами  при изменении коньюктуры рынка.

Основными задачами анализа  реализации продукции являются: оценка степени выполнения плана и определение  динамики реализации продукции; выявление  внутрихозяйственных резервов реализации продукции.

Существует множество  методов (способов) анализа:

· метод цепных подстановок;

· способ сравнения;

· интегральный метод;

· индексный метод.

Сущность метода цепных подстановок  используется для расчёта влияния  факторов во всех типах детерминированных  факторных моделей: аддитивных, кратных, смешанных. Этот способ позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение  величины результативного показателя путём постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объёме результативного показателя на фактическую в отчётном периоде. То есть этот метод исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга: сначала изменяется один, а все другие остаются без изменения, потом изменяются два, затем три и так далее, при неизменности остальных. Это позволяет определить влияние каждого фактора на величину исследуемого показателя в отдельности.

Способ сравнения - это  научный метод, в процессе которого неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются уже с известными, изучаемыми ранее, с целью определения  общих черт либо различий между ними. С помощью метода сравнения определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития. Такой анализ направлен на поиск новых возможностей производства, изучение передового опыта и является важным средством определения резервов повышения эффективности работы предприятия.

При интегральном методе применяется  формула расчёта влияния различных  факторов.

При индексном методе используется количественная оценка влияния различных  факторов на изменение итоговых показателей. Он основан на относительных показателях  динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение  фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде.

Из всех вышеперечисленных  методов, наиболее удобным при анализе  реализации продукции является метод  цепных подстановок, так как он наиболее простой в применении анализа  реализации продукции, потому что происходит последняя замена плановой величины одной из слагаемых его фактической  величиной; способ сравнения, так как  этот способ позволяет наиболее точно  определить степень выполнения плана  за месяц, квартал или год. Также сравнение фактических данных с плановыми может быть использовано и для проверки обоснованности плановых показателей, для выявления резервов производства, для определения тенденций развития экономических процессов, при расчете влияния различных факторов на реализацию. Кроме того метод сравнения позволяет выявить причины отклонений и недостатков, а также изменения показателей, влияющих на прибыль.

 

  1. Анализ факторов изменения объёма реализации продукции

 

От объёма реализации зависит  финансовые результаты предприятия  его финансовое положение, платёжеспособность и т.д. Следовательно, объём реализации необходимо проводить за каждый месяц, квартал, год. В процессе анализа фактические данные по объёму реализации сравниваются с плановыми, с данными предшествующих периодов, рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плана, темпы роста и прироста. На изменение объёма продаж влияют многочисленные факторы: (рис.1)

Рис.1. Модель факторной системы  объёма реализации продукции

Таблица 1. Анализ факторов изменения объёма реализации продукции

 

Показатель в плановых оптовых ценах

План, тыс.руб.

Факт, тыс.руб.

Отклонение от плана

 

Остаток ГП на начало года

799,5

369

- 430,5

 

Выпуск ТП

29520

29520

   

Остаток ГП на конец года

984

1106

+ 122

 

Отгрузка продукции за год

29335,5

28782

- 553,5

 

Остаток товаров, отгруженных  покупателю на начало года

3567

3936

+ 369

 

Остаток товаров, отгруженных  покупателю на конец года

4305

2337

- 1968

 

Реализация продукции

28597,5

30381

+ 1783,5

 
         

Из таблицы видно, что  план реализации продукции перевыполнен на 1783,5 тыс. руб. за счет сверхплановых  остатков товаров, отгруженных покупателям  на начало года, а также уменьшением  остатков товаров отгруженных покупателям  на конец года. Отрицательное влияние  на объем продаж оказали: уменьшение остатка готовой продукции на складах предприятия на начало года(- 430,5), и увеличение их на конец года(+ 122), и оплата, за которые не поступила  на расчетный счет предприятия.

  1. Анализ динамики и выполнения плана реализации продукции

 

Объем реализации промышленной продукции может выражаться в  натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 2.).

Таблица 2. Динамика реализации продукции в сопоставимых ценах

 

Год

Объем реализации, тыс.руб.

Темпы роста, %

 

2003

25024,35

100

 

2004

30381

121,40

 
       

 

Из таблицы видно, что  по сравнению с предыдущим годом, темпы роста по объёму реализации возросли на 21,4% за счёт увеличения качества продукции, усовершенствования рекламы  на данный товар, повышения производства, увеличение спроса на данные товары; за счёт того, что данная продукция  занимает достойную нишу на рынке.

Оценка выполнения плана  по реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в табл.3.

Таблица 3. Анализ выполнения плана по реализации продукции предприятием за месяц

 

Вид продукции

Реализация продукции, тыс. руб.

 
 

План

Факт

Отклонение

% к плану

 

Сметана, жирность 10%

17220

17098

-122

-0,71

 

Сметана, жирность 15%

20541

18819

-1722

-8,38

 

Сметана, жирность 20%

24846

27060

2214

8,91

 

Итого

62607

62976

369

0,59

 
           

Из таблицы видно, что  за отчетный год план по реализации перевыполнен на 0,59. Увеличение произошло  за счёт снижения остатков нереализованной  продукции и увеличения производительности труда.

 

  1. Влияние изменения выпуска товарной продукции на прирост объёма реализации

 

Влияние изменения остатков ГП н.г. на прирост объёма реализации определяется следующим образом:

? РП гп.н.п = ? ГП н.г, где

?РП гп.н.п изменение реализованной продукции готовой продукции на начало периода;

ГП нп- изменение готовой продукции на начало периода.

Т.о. на изменение остатков готовой продукции на начало года влияет объём реализованной продукции на данный период, так как чем больше продукции было реализовано, тем меньше остатков готовой продукции на складе.

Влияние изменения остатков ГПк.г. на прирост объёма продаж определяется следующим образом:

? РП п к.г. = - ? ГП к.п., где

?РП гп к.г.- изменение реализуемой продукции на конец года;

- ? ГП к.п.- изменение готовой  продукции на конец периода.

На изменение остатков готовой продукции на складе влияет количество реализованной продукции  на конец года.

Если выручка определяется по оплате отгруженной продукции, то баланс товарной продукции будет  иметь следующий вид: ОГПн.п. + ТП + Он.п. = РП + ОГПк.п. + Ок.п., где ОГП - остатки готовой продукции, Он.п. - остатки отгруженной, но неоплаченной продукции на начало периода.

Факторы влияния РП = ТП + (ОГПн.п. - ОГПк.п.) + (Он.п. - Ок.п.),

РП = 62607+(14760-1230) + (1230-9840)= 67527, за счёт изменения товарной продукции, которая составляет 62607; изменения  остатков готовой продукции на конец и начало периода; изменения остатков отгруженной продукции, но неоплаченной на начало и конец периода, составляющая 1230 и 9840.

 

  1. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции

 

Анализ реализации тесно  связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д. Недовыполнение плана по договорам оборачивается для предприятия уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечёт за собой спад производства.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц  и с нарастающим итогом в целом  по предприятию в разрезе отдельных  потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана. Для анализа выполнения плана  по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух: по себестоимости и по отпускным  ценам. Балансовое уравнение имеет  вид:

Информация о работе Статистико-экономический анализ эффективности производства зерна в сельскохозяйственных предприятий Ульяновской области”