Статистика товарооборота и товародвижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

К задачам статистики товарооборота относятся: получение статистической информации о товарообороте, анализ динамики товарооборота, расчет и анализ товарной структуры товарооборота, анализ организационной и территориальной структуры товарооборота.
Решая поставленные задачи, статистика товарооборота должна полно и объективно, на научной основе охарактеризовать объем и структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции и причинно-следственные связи товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1.Теоретические основы товарооборота и товародвижения……………….. 4
1.1. Сущность и понятие товародвижения и товарооборота........................
4
1.2. Система показателей статистики товародвижения и товарооборота....................................................................................................
7
2. Анализ товарооборота и товародвижения на примере Республики Татарстан………………………………………………………………………
12
2.1.Статистические показатели динамики товарооборота...........................
12
2.2. Расчёт и анализ товарной структуры товарооборота.............................
50
Заключение…………………………………………………………………… 60
Список использованной литературы………………………………………… 61

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика товарооборота и товародвижения.docx

— 202.65 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..

3

1.Теоретические основы  товарооборота и товародвижения………………..

4

 1.1. Сущность и понятие товародвижения и товарооборота........................

4

 1.2. Система показателей статистики товародвижения и товарооборота....................................................................................................

 

7

2. Анализ товарооборота  и товародвижения на примере  Республики Татарстан………………………………………………………………………

 

12

 2.1.Статистические показатели динамики товарооборота...........................

12

2.2. Расчёт и анализ  товарной структуры товарооборота.............................

50

Заключение……………………………………………………………………

60

Список использованной литературы…………………………………………

61


 

 

 

 

 

 

Введение

В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления экономическими процессами.

Статистика должна всесторонне охарактеризовать выполнение плана товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций, систем и торговли в целом, вскрыть и объяснить причины, обусловившие тот или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего развития товарооборота. В данной работе я рассмотрю такой раздел статистики как статистика товарооборота и товародвижения.

В сферах материального производства и предоставления услуг создаются материальные блага (продукты) и услуги, которые приходят к потребителю в процессе товарного оборота, или товарооборота.

К задачам статистики товарооборота относятся: получение статистической информации о товарообороте, анализ динамики товарооборота, расчет и анализ товарной структуры товарооборота, анализ организационной и территориальной структуры товарооборота.

Решая поставленные задачи, статистика товарооборота должна полно и объективно, на научной основе охарактеризовать объем и структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции и причинно-следственные связи товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть.

Статистика товарооборота изучает процесс образования и кругооборота товарных запасов, выявляет их закономерности, оценивает их соответствие установленным нормативам. Для этой цели может быть использован весь арсенал статистических методов, включая индексный метод.

 

Глава 1. Теоретические основы товарооборота и товародвижения.

1.1.Сущность и понятие товародвижения и товарооборота.

Товар - продукт, т.е. результат человеческой или природной деятельности, и услуга, т.е. целенаправленное действие, обладающие полезными потребительскими свойствами (потребительской ценностью) и предназначенные для продажи (обмена на деньги).

Если нет хотя бы одного из двух названных признаков (полезность и возможность обмена на деньги), то ни продукт, ни услуга не относятся к классу товара. Если продукт не имеет полезных свойств, он никому не нужен. Если продукт или действие не обмениваются на деньги, то их тоже нельзя назвать товарами.

К физическим свойствам товара относятся: форма, вес, объем, цвет, вкус, запах, прочность, надежность, срок службы, технологические параметры, материал, из которого изготовлен продукт.

К этой же группе свойств относят тесно связанную с эстетикой эргономику, т.е. приспособленность товара к потребителю, удобство и безопасность в использовании.

Функциональные свойства обеспечивают удовлетворение единственной или нескольких потребностей и отражают предназначение товара, его полезность. Ради этих свойств товар приобретается потребителем. Как бы ни был удачно оформлен товар, если он плохо выполняет свою главную функцию, он не будет пользоваться спросом.

В отличие от функциональных, заложенных в товар производителем, символические свойства выражают те качества, которые им приписывает сам потребитель. Товар для данного покупателя имеет ценность не потому, что обладает действительно полезными потребительскими качествами, а потому что придает потребителю определенный социальный статус, позволяет занять в собственных глазах или в общественном мнении более высокую ступень в социальной иерархии.

Экономические свойства товара включают его цену, экономичность (например, затраты энергии на единицу эффекта при его эксплуатации, экономия времени при использовании данного изделия по сравнению с аналогичным, но менее производительным изделием и т.п.).

Рыночный процесс, торговля, проявляется в том, что товар, обмениваемый на деньги, меняет своего собственника: от продавца переходит к покупателю, причем покупатель может оказаться и конечным потребителем товара, и всего лишь торговым посредником, помогающим довести товар от сферы производства до сферы потребления.

Таким образом, товародвижение осуществляется в экономическом и географическом пространстве.

Товародвижение предусматривает потенциальную возможность многократного (многозвенного) перехода товара от одного владельца к другому. Звенностъ товародвижения (коммерческая или торгово-организационная) - число переходов товара от одного владельца к другому; складская звенность - число перевозок товара из одного склада в другой. При прочих равных условиях неоднократные перепродажи товара, т.е. большое число торгово-организационных звеньев, а также складов, которые минует товар на пути от производителя к потребителю, увеличивают издержки обращения, а, следовательно, стоимость товара и его цену. Это невыгодно конечным покупателям, но выгодно посредникам. Это явление широко распространено в торговле продуктами питания, в торговле нефтепродуктами и т.д.

Канал товародвижения, кроме начального продавца, т.е. производителя, и конечного покупателя, потребителя, включает совокупность посреднических предприятий, осуществляющих доведение товара от производителя до потребителя, а также последовательность, в которой они участвуют в этом процессе.

К торговым посредникам, дистрибьюторам, относятся следующие их типы:

  • достаточно крупные оптовые фирмы, располагающие складской сетью и принимающие на себя права собственности (иногда именно их именуют дистрибьюторами);
  • дилеры (как правило, розничные или оптово-розничные фирмы, занимающиеся послепродажным обслуживанием), имеют складскую и торговую сеть, принимают на себя права собственности;
  • джобберы - сравнительно небольшие фирмы, не имеющие складов, принимают на себя права собственности и осуществляют быструю перепродажу товаров.

В товародвижении (и соответственно в торговой деятельности) выделяются два этапа:

первый - оптовый, где перемещаются и меняют владельца крупные партии товара, а покупателями (как торговыми посредниками, так и потребителями, производственными и массовыми) являются юридические лица, достаточно крупные предприятия;

второй - розничный, где товары в размерах, достаточных идя личного потребления, переходят к индивидуальным потребителям, населению (потребительский рынок).

В статистике товарооборот представляет собой количественный измеритель объема продажи/покупки товаров в стоимостных единицах. Его натуральное содержание характеризует параллельный показатель - количество проданных товаров. Бесплатная передача продукта или услуги (предоставление, помощь, перемещение) товарооборотом не является. В узком смысле под товарооборотом понимают только куплю-продажу продукта, при этом продажа услуг выделяется самостоятельно.

Предметом статистики товародвижения и товарооборота являются массовые процессы и явления перемещения товаров от производителя к потребителю и обмена товаров на деньги, поддающиеся количественной характеристике.

1.2. Система показателей  статистики товародвижения и  товарооборота.

Исходный рыночный показатель - количество проданного товара/объем проданной услуги. Товары могут быть классифицированы по ряду признаков. Наиболее употребительным является признак товарной специализации, который выводится из потребительского назначения товаров:

  • продукты производственного назначения - сооружения, оборудование, сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция, включая отдельные виды материалов, комплектующие изделия, детали;
  • услуги производственного назначения - услуги по эксплуатации и ремонту, монтаж и установка оборудования, транспортные, деловые, консалтинговые услуги (в том числе маркетинговые);
  • продукты потребительского назначения - продукты питания, в том числе мясные, рыбные и молочные продукты и жиры (белковые продукты); сахар и хлебопродукты, включая крупяные изделия и картофель (углеводные продукты) и др.
  • услуги потребительского назначения - бытовые, жилищно-коммунальные, транспортные, медицинские и спортивно-оздоровительные, гостиничные, туристские, развлекательные, культурно-просветительские, образовательные, юридические и др.

Товародвижение и товарооборот характеризуются общей системой показателей, это отражает неразрывную связь этих процессов. Главный показатель товародвижения - звенность и характеристика посреднических уровней в каналах товародвижения. В настоящее время эти показатели определяются на основе документации.

Товарооборот измеряется в стоимостных единицах и в натуральном выражении. В стоимостных единицах величина товарооборота зависит от количества проданных товаров (q) и от цены единицы товара (р), т.е. в формализованном виде соответствует произведению


Стоимостный характер товарооборота позволяет обеспечить интеграционную оценку совокупности проданных товаров.

Товарооборот - совокупность актов купли-продажи.

Следовательно, по свой сущности товарооборот - показатель синтетический, поскольку он складывается из отдельных актов купли-продажи, из продаж отдельных товаров, из товарооборота всех регионов. Анализ товарооборота, естественно, предусматривает и обратную процедуру: его разложение на структурные составляющие.

Товарооборот предприятий торговой отрасли представляет собой торгово-посреднический товарооборот.

С процессом товародвижения непосредственно связан показатель, характеризующий участие в рыночном процессе торговых посредников, который называется валовым товарооборотом (Твал). Сумма всех продаж товара на пути движения от производителя к потребителю образует валовой товарооборот. Данный показатель, если на время абстрагироваться от цен, потерь и т.п. зависит от количества проданных товаров (Q) и числа перепродаж (N), т.e. звеньев товародвижения (Q/N). Размер валового товарооборота прямо пропорционален числу перепродаж, т.е. он включает повторный счет и не отражает реального объема проданных товаров. Реальный объем товаров, "путешествующих" по каналу товародвижения, характеризуется конечной продажей товара и называется чистым товарооборотом (Тчист). Чистый товарооборот освобожден от повторного счета, он равен конечной продаже товара. Конечная продажа означает, что данная партия товара больше продаваться не будет. Это означает в масштабах всей торговли, что товар вышел за границу сферы товарного обращения, а в масштабе отдельного региона, отдельного канала товародвижения, отдельной фирмы, что товар продан за их пределы и в данном регионе (канале, фирме) больше продаваться не будет. Розничный товарооборот, характеризующий продажу товаров конечным потребителям и их переход в сферу личного потребления, всегда относится к категории чистого товарооборота.

Розничным товарооборотом называется продажа товаров предприятиями, объединениями и физическими лицами населению для конечного потребления.

Самостоятельным показателем является мелкооптовый товарооборот, занимающий промежуточное положение между оптовым и розничным.

Для расчета товарооборота надушу населения, применяется следующая формула:


где D - товарооборот на душу населения;

Т - общий объем товарооборота;

S - средняя численность  населения, сопоставимая во времени  и пространстве с товарооборотом.

По отдельным социальным и возрастным группам населения показатель товарооборота на душу населения (на одного члена домохозяйства) исчисляется по данным специальных выборочных обследований (опросам и панелям) как отношение суммы покупок к среднему числу членов обследованных семей.

В систему показателей товарооборота входят три показателя товарной структуры: абсолютный размер продажи отдельного товара и товарной группы и два относительных показателя. Первый относительный показатель - удельный вес (доля) каждого товара или товарной группы в общем объеме товарооборота (продажи услуг):


где i - доля i-го товара;

piqi - продажа отдельного i-го  товара;

- весь товарооборот;

n - число i-х товаров (товарных  групп).

Второй относительный показатель представляет собой соотношение продажи двух товаров (товарных групп):


где pA qA - продажа товара А;

pB qB - продажа товара В.

Показатель удельного веса/доли отражает место i-го товара во всей совокупности товаров или в отдельно взятой группе товаров; он может быть интерпретирован таким образом: сколько денег из каждой тысячи рублей, израсходованных на покупку товаров, потрачено на приобретение данного i-го товара. Второй показатель позволяет соотносить размеры продажи различных товаров.

Систему показателей статистики товародвижения и товарооборота можно представить в виде схемы (см. рис. 1).

 

Рис. 1. Система показателей товарооборота.

Глава.2. Анализ товарооборота и товародвижения на примере Республики Татарстан.

2.1. Статистические показатели динамики товарооборота.

Развитие товарооборота - динамичный процесс. Купля-продажа товаров осуществляется не только в пространстве, но и во времени. Конечно, отдельные акты купли-продажи дискретны, но в целом процесс обмена товаров на деньги непрерывен, хотя в статистике в целях его измерения товарооборот ограничивают временными рамками, подсчитывая объем реализованных товаров за определенный промежуток времени. Товарооборот "сегодня" - это новая характеристика по отношению к товарообороту "вчера". На векторе изменения товарооборота и интенсивности этого процесса существенно отражаются любые колебания и диспропорции рынка.

Информация о работе Статистика товарооборота и товародвижения