Статистика страхования и страхового рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 02:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение статистики страхования и страхового рынка.
Задачами курсовой работы являются:
- изучить теоретические основы статистики страхования;
- охарактеризовать состояние и тенденции развития рынка страхования в России;
- определить перспективы развития страхового рынка в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Statistika_strakhovania_i_strakhovogo_rynka_nov.doc

— 972.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Одним из стратегических направлений социально-экономической политики государства выступает активизация страхового бизнеса, которая способствует развитию страховых компаний как института институциональных инвесторов, стимулирует передачу части ответственности государства за финансовую защиту интересов экономических агентов страховщикам. В статье рассматриваются основные показатели и индикаторы российского страхового рынка, глубина проникновения страхования в экономику. Акцентировано внимание на современных проблемах страхового рынка. Выявлены недостаточность уровня страхового надзора, пассивность проводимой страховщиками политики привлечения клиентов, отсутствие страховой культуры хозяйствующих субъектов и граждан, ограниченные возможности страхователей по получению страховой защиты. Обозначены направления развития страховых отношений, позволяющие обеспечить устойчивость и поступательное расширение рынка страховых услуг. Определена необходимость развития инфраструктуры страхового рынка через стимулирование деятельности профессиональных союзов и ассоциаций страховщиков. 

В соответствии с международной классификацией финансовых инструментов, используемых в процессе формирования потоков социально-статистической информации, страховые компании относятся к сектору финансовых корпораций, подсектору небанковских финансовых учреждений. Небанковские финансовые учреждения имеют право осуществлять некоторые банковские операции, и в последние 7—10 лет       они стали основными конкурентами банковского сектора.

Страхование как экономическая категория является составной частью категории финансов любой страны. Однако если финансовые потоки в целом связаны с распределением и. перераспределением доходов, расходов и накоплений, то страхование отражает только перераспределительные отношения между субъектами.

Страхование — это необходимый элемент производственных отношений, оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства и является важнейшим условием нормального, непрерывного и бесперебойного воспроизводственного процесса.

Рисковый характер, обусловленный в первую очередь противоречием между человеком и природными силами, порождает специфические отношения между людьми по предупреждению, преодолению, локализации разрушительных последствий форс-мажорных обстоятельств и стихийных бедствий, а также по безусловному возмещению нанесенного ущерба. Эти субъективные отношения выражают реальные и наиболее насущные потребности людей в поддержании достигнутого жизненного уровня. Данные отношения отличает определенная специфика, и они в совокупности составляют экономическую категорию страховой защиты общественного производства.

Услуги страхования распространяются на страховом рынке. Страховой рынок — это особая сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает специфическая услуга — страховая защита, формируются предложение и спрос на нее.

Целью данной курсовой работы является изучение статистики страхования и страхового рынка.

Задачами курсовой работы являются:

- изучить теоретические основы  статистики страхования;

- охарактеризовать состояние и  тенденции развития рынка страхования  в России;

- определить перспективы развития  страхового рынка в России.

 

 

1. Теоретические  основы статистики страхования 

1.1. Понятие и  задачи статистики страхования

 

Страхование представляет систему экономических отношений по защите имущественных и неимущественных интересов предприятий, учреждений, организаций, а также отдельных граждан путем формирования денежных фондов, предназначенных для возмещения ущерба и выплаты страховых сумм при наступлении страховых событий1.

Экономической основой страхования является денежный фонд, который создается за счет взносов предприятий, учреждений, организаций и населения, выступающих в качестве страхователей.

В страховании обязательно наличие двух сторон: страховщика - специальной организации, ведающей созданием и использованием страхового фонда, и страхователя - юридических и физических лиц, вносящих в фонд установленные платежи. Взаимные обязательства регламентируются договором страхования в соответствии с условиями страхования.

Страховые организации образуют из своих фондов два вида страховых резервов: по имущественному, личному и социальному страхованию. Страховые резервы предназначаются для обеспечения страховой защиты страхователей.

Отношение между страховщиком и страхователем имеет вероятностный характер, так как в его основе лежит страховой риск. Под страховым риском понимается вероятность наступления ущерба имуществу, здоровью, жизни страхователя в результате страхового события.

Страховщик и страхователь вступают во взаимодействие в условиях страхового рынка. Страховой рынок - это социально-экономическая сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи является страховая защита и определяется спрос и предложение на нее.

Развитие страхового рынка обеспечивает бесперебойность производственного процесса путем оказания денежной помощи пострадавшим. Обязательным условием существования страхового рынка является потребность на страховые услуги и наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности. Страховой рынок России характеризуется ростом числа страховых компаний и страховщиков, а также объемом совершаемых ими операций, появлением новых потребностей и новых направлений их деятельности.

Страховой рынок подразделяется на отрасли имущественного, личного страхования, страхования ответственности и социального страхования. Страхование может быть обязательным и добровольным2.

Имущественное страхование - вид страхования, объектом которого являются основные и оборотные фонды предприятий, организаций, домашнее имущество граждан.

Личное страхование - вид страхования, в котором объектом страховых отношений являются интересы граждан, связанные с жизнью и здоровьем, трудоспособностью и др.

Страхование ответственности - вид страхования, объектом которого является обязанность страхователей выполнить договорные условия или обязанность страхователей по возмещению материального или иного ущерба.

Социальное страхование - вид страхования, объектом которого является материальное обеспечение нетрудоспособных граждан в результате болезни, несчастного случая, рождения ребенка и других обстоятельств. Социальное страхование может быть государственным и негосударственным.

Задачей статистики страхования является сбор информации, ее обработка и анализ данных об имущественном, личном страховании, страховании ответственности и социальном страховании; выявление закономерностей появления страховых событий, оценка их частоты, тяжести и опустошительности установлением штрафных ставок.

 

1.2. Система показателей статистики страхования

 

К показателям имущественного страхования относятся: страховое поле (Nmax), число застрахованных объектов (заключенных договоров) (N), число страховых случаев (nс), число пострадавших объектов (пп), страховая сумма застрахованного имущества (S), страховая сумма пострадавших объектов (Sn), сумма поступивших платежей (V), сумма выплат возмещения (W).

На основе абсолютных показателей определяются относительные и средние показатели. Степень охвата объектов добровольным страхованием рассчитывается как отношение количества заключенных договоров страхования к страховому полю: 

d = N: Nmax                                                (1)

Доля пострадавших объектов определяется отношением количества пострадавших объектов к числу застрахованных: 

d = nn: N                                                    (2)

Частота страховых случаев показывает, сколько страховых случаев приходится на 100 застрахованных объектов и рассчитывается как отношение числа страховых случаев к количеству застрахованных объектов:

d=nc : N100                                                  (3)

К числу средних показателей относятся:

- средняя страховая сумма застрахованных  объектов

- средняя страховая сумма пострадавших объектов

- средний размер выплаченного  страхового возмещения

- средний размер страхового  платежа (взноса),

где V - сумма поступивших страховых платежей.

К показателям личного страхования относятся: страхование на дожитие и на случай смерти, размер и состав страховых платежей; выплаты страховых сумм и др.

К показателям страхования ответственного и социального страхования относятся: доходы и расходы фонда социальной защиты населения, их структура и динамика, источники формирования доходов и направление расходов и др.3

 

1.3.Источники  информации о страховом рынке

 

Исследование страхового рынка России является неотъемлемым и необходимым элементом деятельности страховых компаний, который в разнообразных  формах  присутствует на последовальных этапах развития страховщиков.

Исследование рынка страхования – это процесс сбора информации о страховом рынке (или его отдельных сегментах)  и ее количественный и/или качественный анализ, проводимый с целью изучения объема рынка, конкурентной среды (показателей страховщиков – конкурентов), спроса на страховые услуги, предложения страховых услуг, продуктовых инноваций, каналов продаж, прогноза развития страхового рынка.

Методологические подходы к организации исследований страхового рынка, связанных с изучением страховщиков-конкурентов, определяются характером информации, которую планируется получить в ходе проведения исследований.

К основным видам информации по страховщикам-конкурентам относятся открытая информация и информация под грифом «для внутреннего пользования» и «коммерческая тайна».

В открытой информации можно выделить следующие группы:

- Статистическая информация;

- Бухгалтерская информация;

- Информация о программах страхования  и тарифах;

- Обучающая информация;

- Информация по рекламе.

Открытая информация может быть получена заинтересованной стороной с помощью соответствующих маркетинговых методов в рамках действующего законодательства.  Считается, что информация под грифом «для внутреннего пользования» или «коммерческая тайна» не может быть собрана  без нарушения законодательства.

Также информацию о страховщиках-конкурентах с практической точки зрения целесообразно  классифицировать на  внешнюю и внутреннюю.

Внешняя информация  о страховой компании может быть получена из внешних источников, к которым относятся надзорные и другие государственные органы, объединения страховщиков, рейтинговые и аналитические агентства.

Основным источником внешней информации на страховом рынке выступает Центральный Банк России, которая ежеквартально выпускает сводную информацию на основании 1С формы. Из государственных органов также Росстат является официальным источником обобщенной статистической  информации.  Центральный Банк России проводит сбор информации о страховых резервах и их инвестициях в экономику страны.

Также источником статистической информации о страховщиках-конкурентах выступают объединения страховщиков, в частности Всероссийский союз страховщиков и Российский союз автостраховщиков4.

РА «Эксперт»  1 раз в полгода самостоятельно собирает статистическую информацию по страховщикам по отдельным видам страхования, и публикует ее на сайте.

«Интерфакс» выпускает 1 раз в полгода сборник «Интерфакс 100» и является источником статистической и бухгалтерской информации, так как анализирует бухгалтерскую отчетность (форма 1 и 2).

Источником внутренней информации является страховая компания. Внутренняя информация условно может быть разделена на три  зоны: внешняя, промежуточная и скрытая.

Внешняя зона внутренней информации содержит открытую информацию (без грифа «для внутреннего пользования» или «коммерческая тайна»), которую страховая компания специально подготавливает для распространения во внешнюю среду. К такой информации относятся:

- Пресс-релизы и производные  от них в СМИ (интервью, комментарии  и прочие);

- Промо-информационные материалы;

- Рекламные и рекламно-информационные  материалы;

- Сайт в интернете.

- Материалы, рассылаемые в качестве  предложения о покупке страховых  услуг.

Промежуточная зона внутренней информации  включает открытую информацию (без грифа «для внутреннего пользования» или «коммерческая тайна»), которая не  распространяется страховой компанией во внешнюю среду, а предоставляется по мере необходимости в зависимости от ситуации. К такой информации относятся:

- Информация, предоставляемая потенциальным потребителям по их запросу (коммерческие предложения, условия и правила страхования, проекты договоров страхования и прочие);

- Информация для страхователей (условия выплат, пролонгации, дополнительные  возможности);

-Обучающая информация для агентов и менеджеров (описание программ, техника продаж, бонусное стимулирование и прочее);

Информация о работе Статистика страхования и страхового рынка