Статистика рынка товаров и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Термин "статистика" употребляется в различных значениях. под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и анализу цифровых данных, характеризующих население, экономику, культуру, образование и другие явления в жизни общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая статистика.docx

— 51.19 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

 

 

Переход к рыночной экономике  наполняет новым содержанием  работу коммерсантов, менеджеров, экономистов. Это предъявляет повышенные требования к уровню их статистической подготовки. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций  и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

Термин "статистика" употребляется  в различных значениях. под статистикой  понимается практическая деятельность по сбору, накоплению, обработке и  анализу цифровых данных, характеризующих  население, экономику, культуру, образование  и другие явления в жизни общества.

Статистикой также называют особую науку, т.е. отрасль значений, изучающую явления в жизни  общества с их колличественной стороны. Как учебная дисциплина статистика составляет важный блок учебного плана  подготовки коммерсантов, менеджеров, экономистов высшей квалификации.

Между статистической наукой и практикой существует тесная связь  и взаимосвязь. Статистическая наука  использует данные практики, обобщает их и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь, в практической деятельности применяются теоретические положения  статистической науки для решения  конкретных управленческих задач.

Статистика имеет многовековую историю. Ее возникновение и развитие обусловленгы общественными потребностями.История  развития статистики покозывает, что  статистическая наука сложилась  в результате теоретического обобщения  накопленного человечеством передового опыта учетно-статистических работ, обусловленных прежде всего потребностями  управления жизни общества.

Во всем мире возрастает интерес к статистике. В нашей  стране это внимание тем более  обострено в связи с осуществлением экономических реформ, затрагивающих  интересы всех людей. В статистических данных, отображающих развитие отдельных  сторон жизни общества и служащих информационной базой принятия управленческих решений, каждый из нас ищет результаты реформ.

Одним из непременных условий  правильного восприятия и тем  более практического использования  статистической информации, квалифицированных  выводов и обоснованных прогнозов  является знание статисической методологии  изучения колличественной стороны  социально-экономических явлений, природы  массовых статистических совокупностей, значения и познавательных свойств  показателей статистики, условий  их применения в экономическом исследовании.

В настоящее время перед  статистической наукой встают актуальные проблемы дальнейшего совершенствования  системы показателей, приемов и  методов сбора, обработки, хранерия и анализа статистической информации. Это имеет важное значение для  развития и повышения эффективности  автомотизированных систем управления, создания автомотизированных банков данных, распределительных банков данных и  т.д., которые в свою очередь могли  бы способствовать созданию автомотизированной системы коммерческой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Понятие и сущность цен и инфляции

 

 

 

 Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цены, процессы их образования  и изменения представляют собой  предмет статистического исследования. Статистика цен - самостоятельный блок, входящий как составная часть  в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной  статистики сформирована самостоятельная  служба статистики цен. Сложились уже  и альтернативные службы статистики цен.

Сущность цены, ее экономическая  природа проявляются в двойной  роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

- индикатор, отражающий  политику и конъюнктуру рынка  (соотношение спроса и предложения,  торговый и экономический риск., кредитно-финансовую ситуацию, степень  конкурентности на рынке и  т. д.);

- маркетинговый регулятор  рынка, с помощью которого осуществляется  воздействие на спрос и предложение,  структуру и емкость рынка,  покупательную способность рубля,  оборачиваемость товарных запасов  и т. д. В качестве регулятора  цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются  мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет  различные функции. Цена - это посредник  и соизмеритель при обмене товаров  на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры  рынка, фактор уровня, структуры и  соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли  и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная  составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто  ведет к росту привлекательности  инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок  труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных  социальных групп. И наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Цены классифицируют по различным  направлениям.

По сферам товарного обслуживания:

- оптовые цены, по которым  предприятия реализуют в больших  объемах продукцию промышленно-технического  и потребительского назначения (между  отраслями внутри оптовой сферы  и из оптовой в розничную). При  наличии разветвленной сети потребления  товара оптимизировать продажу  позволяют посреднические оптовые  фирмы или организации (снабженческо-сбытовые  организации, товарные биржи). При  отсутствии потребности в посредниках  поставщики и потребители устанавливают  прямые хозяйственные связи;

- розничные цены, по которым  товары реализуются конечному  потребителю (в основном населению)  в ограниченном количестве;

- закупочные цены, по которым  государство покупает продукцию  у сельскохозяйственных предприятий  (фермеров);

- цены и тарифы на  услуги. Тарифы могут относиться  к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт)  и розничной (пассажирские тарифы).

По способу отражения  транспортных расходов:

- цены франко-отправления  (на товары ограниченного производства  и разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки  до пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), расходы на остальной путь  покрывает покупатель;

- цены франко-назначения, включающие транспортные расходы  до пункта назначения.

По формам продаж:

- контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности  между продавцом и покупателем;

- биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого  через биржу. Цена биржевого  товара складывается из биржевой  котировки и надбавки (скидки) за  качество, удаленность от места  поставки;

- цены ярмарок и выставок (часто льготные);

- аукционные цены, отражающие  ход продаж на аукционах (различают  стартовые цены и продажные).

Аукционы (публичные торги) бывают трех типов:

1.С повышением цены (товар  продают по цене, наиболее высокой  из предложенных покупателями);

2.Вейлинговые торги (цена  предложения наивысшая, на экране-циферблате  стрелки имеют обратный ход,  покупатель нажатием кнопки определяет  устраивающую его цену);

3.С подачей заявок в  запечатанных конвертах, при этом  отсутствует возможность сравнения  с запросами других покупателей.

По стадиям продажи:

- цены предложения (цены  продавца, или стартовые), по которым  продавец желает продать товар.  Как правило, это верхний предел  диапазона возможных цен этого  товара (за исключением аукционных  и цен подряда), который корректируется  в ходе переговоров с покупателем.  Для некоторых товаров (машин,  оборудования) цены предложения  - единственный источник информации  об уровне цен на рынке;

- цены спроса, по которым  покупатель заинтересован приобрести  товар;

- цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические,  или номинальные, цены. Их следует  отличать от реальных, соотнесенных  с уровнем дохода общества  или общим уровнем цен.

По степени регулирования:

- жестко фиксированные  (основной тип цен в условиях  административно-командной экономики);

- регулируемые (допускаются  изменения в определенных пределах, устанавливаются государством, как  правило, на продукты повышенного  социального назначения);

- свободные (не подвержены  прямому вмешательству, формируются  в соответствии с конъюнктурой  рынка).

По степени устойчивости во времени:

- твердые: устанавливаются  при заключении договора на  весь срок действия;

- подвижные: зафиксированная  в договоре цена меняется в  момент поставки, если изменилась  рыночная цена товара, установленная  по оговоренному в контракте  источнику;

- скользящие: в договоре  устанавливается исходная цена  и оговаривается порядок (формула)  внесения поправок в случае  изменения стоимости ценообразующих  факторов. Скользящие цены применяются  к товарам, требующим длительного  срока изготовления;

- с последующей фиксацией:  в договоре определяются условия  фиксации и принцип определения  уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования  и осуществления фиксации.

В качестве базовой цены, ориентира для внесения поправок или фиксации уровня цены при заключении сделки используются:

1.Расчетные цены, которые  обосновываются поставщиком для  каждого конкретного заказа с  учетом его технических и коммерческих  условий;

2.Справочные цены, публикуемые  в справочниках, каталогах, периодических  изданиях. Как правило, это средние  цены фактических сделок за  определенный период, экспертные  оценки, биржевые котировки, цены  предложений крупных фирм и  т. д.;

3.Цены прейскурантов и  ценников. Прейскуранты выпускаются,  как правило, производителем для  готовых изделий, рассылаются  клиентам, включают цены для конечных  пользователей, стабильные скидки  в разрезе всей или части  товарной номенклатуры фирмы.  При необходимости частого изменения  цен прейскуранты дополняются  вкладышами с коэффициентами  изменений.

Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:

- трансфертные (внутрифирменные  - для обмена между цехами одного  предприятия, дочерними фирмами,  заграничными филиалами, конфиденциальны);

- мировые (выступают в  качестве условной средней стоимости  товаров, реализуемых в нескольких  странах, на практике, как правило,  модальные, т. е. цены отдельных  стран - основных производителей  товара).

Базовый, или установленный, уровень цены может быть скорректирован различными видами скидок (наценок). Наибольшее распространение получили следующие:

- скидки за оплату наличными;

- сезонные скидки за  покупку вне сезона;

- скидка за количество  или серийность при покупке  количества товара, увеличивающегося  по сравнению с заранее определенным;

- скидка за оборот (бонусная) по определенной шкале в зависимости  от оборота, достигнутого в  течение согласованного сторонами  срока;

- дистрибьюторские и дилерские  скидки постоянным посредникам  по сбыту;

- постоянным клиентам  за "верность";

- сконто - за предварительную  оплату;

- специальные скидки на  пробные партии и заказы;

- скидки за возврат  ранее купленной у этой фирмы  устаревшей модели (или скидки  при обмене на модернизированную  модель);

- скидки при продаже  подержанных товаров;

- экспортные скидки иностранным  покупателям сверх скидок, предоставляемых  на внутреннем рынке;

- скидки за потери при  усушке, утруске, сортировке, за повышенное  количество грязи (сухофрукты), потери  жидких товаров при транспортировке,  испарении (молоко в цистернах), трудноудаляемые остатки (мед), избыточное  содержание влаги (хлопок, шерсть) ;

- надбавка за индивидуальность  заказа;

- надбавка за повышенное  качество;

- надбавка за рассрочку  платежа;

- надбавка за дополнительные  услуги;

- наценки за упаковку, тару.

В условиях развитого рынка  основным видом цен являются свободные  от жесткого регулирования цены, а  ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии  в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как  правило, максимизация прибыли или  доли на рынке, достижение стабильного  положения. В процессе ценообразования  учитываются такие факторы, как  спрос (закон спроса, ценовая эластичность спроса, психологическое восприятие цены), полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные характеристики товара.

Свободная калькуляция цены не означает ее полной стихийности  и необузданности. В большинстве  развитых стран мира на разных этапах экономического развития проводилась  политика сочетания регулируемых и  свободных цен. Например, в Германии и США только в 70-х годах были отменены вертикально фиксированные (основанные на твердых договорах  между промышленностью и торговлей) цены, постоянно снижается роль рекомендуемых  цен (торговые фирмы могут несколько  изменять уровень цен, предлагаемый производителем при поставках).

Информация о работе Статистика рынка товаров и услуг