Статистика искусства и культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 20:59, реферат

Краткое описание

Статистика культуры и искусства как отрасль социальной статистики отражает деятельность в области культуры и искусства, поддающуюся количественному анализу.

Деятельность в области культуры и искусства охватывает сферу производства, сохранения национального культурного достояния, распределения и потребления населением духовных ценностей. Существует разветвленная сеть специализированных организаций и учреждений, предназначенных для осуществления деятельности в области культуры и искусства: музеи, театры, библиотеки, клубы и т.д., а также персонал, профессионально занимающийся этой деятельностью.

Вложенные файлы: 1 файл

статистика рассказ.docx

— 48.44 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования 
«Пермский государственный национальный

исследовательский университет»

 

 

 

 

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

Тема: 
 
«статистика культуры и искусства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2014

 

Введение

Статистика культуры и искусства как отрасль социальной статистики отражает деятельность в области культуры и искусства, поддающуюся количественному анализу. 
 
Деятельность в области культуры и искусства охватывает сферу производства, сохранения национального культурного достояния, распределения и потребления населением духовных ценностей. Существует разветвленная сеть специализированных организаций и учреждений, предназначенных для осуществления деятельности в области культуры и искусства: музеи, театры, библиотеки, клубы и т.д., а также персонал, профессионально занимающийся этой деятельностью.

Задачи статистики культуры и искусства заключаются в наблюдении за деятельностью организаций и учреждений культуры, с одной стороны, и приобщением (участием) населения к тем или иным видам культурной деятельности, с другой стороны.. 
 
Для измерения показателей культурной деятельности в настоящее время широко используются статистические характеристики видов культурной деятельности, ее количественных параметров, материально-технической базы учреждений культуры, их финансирования, а также участия населения в культурных мероприятиях.

Данная проблема актуальна в наши дни, так как деятельность организаций и учреждений культуры ухудшается год от года, а также население никак не задействовано в участии тех или иных видах культурной деятельности.

Конкретный набор статистических показателей зависит от изучаемого вида культурной деятельности. Например, сохранение и развитие культурного наследия, зданий и сооружений культуры охватывает сохранение и функционирование библиотек, музеев, художественных галерей, исторических памятников и исторических мест, архивов, а также языков, ритуалов и других специальных форм культурного наследия. 
 
Отраслевая отчетность о деятельности музеев всех видов (естествоведческих, технических, исторических, этнографических, мемориальных и др.), которых в России в настоящее время насчитывается более 500, содержит статистические характеристики их фондов (число и виды экспонатов, в том числе основного фонда, из них экспонировавшихся в отчетном периоде), площади (общей и отведенной под экспозиции, временные выставки, хранение фондов и проч.), а также показатели научно-просветительской деятельности (число индивидуальных посещений, число экскурсий и лекций) и выставочной работы (число наименований выставок, действовавших в музеях и вне них, число предметов основного фонда, экспонировавшихся на выставках и т.д.). В отчетности имеются сведения о численности и профессиональном уровне персонала музеев, источниках и основных направлениях использования финансовых средств.

Одним из подходов к анализу данных, отражающих деятельность музеев, является построение социально-экономической нормали, которая позволяет перейти к следующей индексной системе, характеризующей разложение валового (чистого) дохода музея на следующие факторы: 
 
D=П*T*dн*М*Э*У 
 
где D – валовой чистый доход; 
П – число посещения музея; 
Т — численность работников на 1000 посещений; 
dH — доля научных работников и экскурсоводов в численности работников; 
М — площадь музея, занятая под экспозициями в среднем на одного научного сотрудника и экскурсовода; 
Э — число экспонировавшихся экспонатов в среднем на единицу площади музея, занятой под экспозициями; 
У — удельный валовой (чистый) доход в среднем на 1000 экспонировавшихся экспонатов.

 
По недвижимым памятникам истории и культуры собираются сведения об их количестве и видах (памятники археологии, истории, градостроительства и т.д.), источниках и освоении средств, выделенных на ремонтно-реставрационные работы, общем количестве реставрируемых и сданных после реставрации объектов. 
 
Деятельность массовых и универсальных библиотек, число которых составляет свыше 50 тыс., оценивается показателями их общего числа, объема библиотечного фонда, числа читателей и книговыдач, численности библиотечных работников, поступления и использования финансовых средств. Что касается статистических характеристик материальной базы библиотек, снабжения их современными техническими средствами, а также более детальных сведений о библиотечной деятельности, то они получаются, как об этом свидетельствует отечественная практика, на основе специальных выборочных обследований. 
 
Сценическое и драматическое искусство представлено в статистике сведениями о деятельности театров, концертных организаций, цирков, о числе соответствующих культурно-просветительных учреждений и организаций, количестве представлений и их видов (вечерние, утренние спектакли, филармонические и эстрадные концерты, представления для детей и др.), числе зрителей и сумме сборов. 
 
Отечественная статистика культуры и искусства включает в себя также характеристики деятельности детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств, которые собираются, как правило, один раз в пять лет на начало учебного года (количество школ, ученических мест и учащихся, в том числе по выпускным классам и отделениям, численности преподавателей и уровне их квалификации). 
 
К учреждениям, оказывающим культурно-просветительские услуги, относятся и зоопарки(зоосады). Их деятельность в статистике культуры характеризуется показателями общей площади, в том числе для животных, количества мероприятий просветительского характера, численности и видами животных, а также численности посетителей. 
 
Деятельность в области производства и распространения кинопродукции представлена в статистике культуры и искусства данными о производстве фильмов и другой кинопродукции (количество наименований, запуска и выпуска из производства, отпускная стоимость и т.д.); об организации их киновидеопроката (число киноустановок, в том числе широко- и узкопленочной, с обычным или широкоэкранным показом, фактическая прокатная плата); о наличии, движении и эксплуатации киноустановок, видеозалов и видеосалонов, а также о количестве зрителей, просмотревших художественные фильмы новых названий, и валовом сборе. 
 
Анализ культурной деятельности в стране будет неполным без характеристик работы учреждений клубного типа и парков культуры и отдыха, которые проводят большое число мероприятий культурно-досугового и культурно-оздоровительного характера. В статистической отчетности этих учреждений содержатся сведения об их количестве, числе посадочных мест, зрительных и лекционных залах, числе и количестве досуговых объектов в парках культуры и отдыха; числе любительских объединений и кружков и других формирований клубного типа; количестве культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий и численности лиц, принимавших в них участие. 
 
Для измерения печатного потенциала страны используются сведения об издательской деятельности, такие как выпуск (число печатных единиц, книг, брошюр, журналов и других периодических изданий); их тиражи, в том числе по тематическим разделам (техническая, естественнонаучная, политическая и социально-экономическая литература; литература для детей, художественная и т.д.); число изданий газет, их годовой и разовый тираж; количество изданий на отдельных языках народов страны и т.д. 

В связи с тем, что содержание духовных ценностей, культурных мероприятии имеет оценочный характер, отсутствуют надежные статистические индикаторы, отражающие эффективность культурной деятельности в части потребления населением услуг культуры и искусства. 
 
В связи с этим при анализе наиболее часто используются данные о регулярности участия населения в различных видах культурной деятельности, совокупных затратах свободного времени на посещение культурно-просветительских мероприятий. Такие сведения собираются при социологических обследованиях свободного времени населения. Для изучения используются также данные о расходах на эти цели средств потребительского бюджета домашнего хозяйства (семьи). При анализе доступности тех или культурных услуг используются также данные статистики потребительских цен. В перечень услуг-представителей, цены и тарифы на которые подлежат систематическому наблюдению и регистрации, включены стоимость билета на художественный фильм в кинотеатре или клубе, цена билета на спектакль драматического театра и представления в цирке, а также цена на посещение музея.

Деятельность сферы искусства и культуры  регулируется Федеральным законом «Об основах законодательства Российской Федерации о культуре ». В первой статье которого ставятся основные задачи законодательства в сфере искусства и культуры:

обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;

создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;

определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;

определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

 

Так же в этом законе, приведены основные понятия, права и свободы человека в данной сфере и мн. др. так же вопросы данной сферы задеваются в таких правовых актах как:

Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)

Об утверждении Порядка регистрации федеральных органов исполнительной власти на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их публичного обсуждения, а также Порядка пользования официальным сайтом в информационно телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их публичного обсуждения и требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом.


Указ Президента Российской Федерации

О мероприятиях по реализации государственной социальной политики


Указ Президента Российской Федерации

 

Об утверждении перечня информации о деятельности Министерства юстиции Российской Федерации, размещаемой в сети Интернет


Указ Президента Российской Федерации

Вопросы Министерства культуры Российской Федерации


Указ Президента Российской Федерации

Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы


Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)

О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти


Федеральный закон Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

 

 

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 4

Федеральный закон О персональных данных

 

Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации

Федеральный закон

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации


Градостроительный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон

Об архивном деле в Российской Федерации


Федеральный закон

Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации


Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Земельный кодекс Российской Федерации

Федеральный закон

О народных художественных промыслах


Федеральный закон О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации

 

 

Федеральный закон

О драгоценных металлах и драгоценных камнях


Федеральный закон

Об оружии


Федеральный закон

О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации


Федеральный закон

О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации


Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2

Федеральный закон

Об информации, информатизации и защите информации


Федеральный закон

О библиотечном деле


Федеральный закон

Об обязательном экземпляре документов (с изменениями от 27 декабря 2000 г. и 11 февраля 2002 г.)


Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1

Указ Президента Российской Федерации

О государственных наградах Российской Федерации


Закон РФ Об авторском праве и смежных правах (с изменениями от 19 июля 1995 г., 20 июля 2004 г.) 

 

 

Закон РФ Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями от 23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.) 

 

 

Закон РФ

О средствах массовой информации (с изменениями от 13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г.; 2 марта 1998 г.; 20 июня, 5 августа 2000 г.; 4 августа 2001 г.; 21 марта, 25 июля 2002 г.; 4 июля, 8 декабря 2003 г.; 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г.)

Вывод

Российская федерация – страна с огромным культурным наследием. Многообразие культурных памятников, находящихся на её территории, трудно переоценить.

Российская федерация занимает 9-е место в мире по числу объектов, включённых в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (всего 25 объектов). Помимо объектов, к которым обращено широкое международное внимание, аналогичная инициатива по составлению списка особо ценных объектов культурного наследия проводится и в самой России. По состоянию на июль 2010 года в этом списке 68 объектов, разделённых на следующие 9 категорий:

  1. Музеи-заповедники
  2. Музеи
  3. Высшие учебные заведения
  4. Научные организации
  5. Библиотеки
  6. Архивные учреждения
  7. Театры и театрально-концертные организации
  8. Художественные организации
  9. Мемориалы

Информацию о данном списке публикует Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва, созданный Постановлением Правительства Российской Федерации в 1992 году. Создание института было определено необходимостью реализации положения Конвенции ЮНЕСКО "Об охране Всемирного культурного и природного наследия" и принятия эффективных мер по сохранению, оздоровлению и развитию историко-культурной и природной среды. Цель создания Института определена в правительственном постановлении как научное обеспечение государственной культурной политики и региональных программ по сохранению и использованию национального наследия.

Доступ к объектам культурного наследия является одним из прав граждан Российской Федерации, регулируемых законодательно. Как сказано в Статье 7. Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (принят Государственной Думой 24 мая 2002 года): 

 «1. Гражданам Российской  Федерации гарантируется сохранность  объектов культурного наследия  в интересах настоящего и будущего  поколений многонационального народа  Российской Федерации в соответствии  с настоящим Федеральным законом.

2. Каждый имеет право  на доступ к объектам культурного  наследия в порядке, установленном  пунктом 3 статьи 52 настоящего Федерального  закона.

3. Каждый имеет право  на беспрепятственное получение  информации об объекте культурного  наследия в порядке, установленном  настоящим Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся  в едином государственном реестре  объектов культурного наследия (памятников  истории и культуры) народов Российской  Федерации.»

Таким образом, в приоритет ставится не только сохранение памятников истории и культуры, но и распространение информации о них.

Однако сфера культуры – это не только памятники прошлого. В современном мире область культуры быстро развивается, а в эпоху широкого распространения информационных технологий и роста значения нематериального сектора экономики стали широко распространены понятия «культурное благо» и «сфера услуг в области культуры». Некоторые виды деятельности, осуществляемые в сфере культуры, могут приносить значительную экономическую прибыль, и область культуры в последнее время всё чаще рассматривается как важный сектор экономики, тесно связанный с общим уровнем социально-экономического развития страны.

По состоянию на начало 2012 года отрасль культуры в России включает 92160 бюджетных учреждений культуры. На государственной охране находятся более 144 тыс. памятников истории и культуры: памятники архитектуры (59 тыс.), памятники археологии (57 тыс.), истории (24 тыс.) и монументального искусства (около 4 тыс.). В их числе более 22 тыс. объектов имеют федеральное значение. В список объектов культурного наследия входят также более 3 тыс. ансамблей и более 2 тыс. достопримечательных мест. Значимой составляющей отрасли являются также организации культуры (в том числе более 370 театров и более 80 музеев). Общая численность работающих в отрасли, включая архивы, составляет 855 тысяч человек .

Однако в данный момент в сфере культуры в России имеются серьёзные проблемы. Перечислим некоторые из них.

Область культуры в Российской Федерации развита крайне неравномерно. Только в 20 процентах российских городов есть свой театр. В половине регионов России нет театров юного зрителя. Количество российских симфонических оркестров по состоянию на 2012 год составляет 74 единицы, однако это количество значительно меньше числа субъектов Российской Федерации. Для сравнения - в Германии на сегодняшний день функционируют 166 симфонических коллективов. Около половины субъектов Российской Федерации не имеет ни одного музея-заповедника . Таким образом можно сделать вывод о том, что во многих регионах важные аспекты сферы культуры абсолютно не развиты. При этом и внутри самих регионов сфера культуры развита неравномерно - доступность культурных форм досуга остаётся низкой в основном для жителей сельской местности и небольших городских поселений.

Доля бюджетных расходов на сферу культуры в процентах от ВВП в России примерно в два раза ниже, чем в среднем по Европейским странам. По имеющимся данным, в 2010 году эта цифра составляла примерно 0,6% ВВП при среднем по Европейским странам 1,1% .  Однако отличий на порядок не наблюдается – величины относительно сопоставимы. Поэтому главной проблемой является не недостаток государственного финансирования сферы культуры, а отсутствие частной инициативы, а также нерациональное использование средств. В результате по состоянию на 1 января 2012 г. в хорошем и удовлетворительном состоянии находятся всего 35,7 процентов памятников истории и культуры, более 9 процентов от общего числа памятников архитектуры, истории и монументального искусства) имеют аварийное и руинированное состояние.

Говоря о занятости в сфере культуры в Российской Федерации, необходимо сказать о тенденции «старения» кадров и роста несоответствия между квалицификацией сотрудников и требованиями, предъявляемыми современным информационным обществом. Отрасль культуры испытывает острый дефицит в кадрах, которые владеют иностранными языками, обладают профессиональными знаниями и навыками привлечения в организации культуры денежных средств и иных ресурсов.

В неудовлетворительном состоянии находится и материально-техническое оснащение культурной сферы. Аппаратура, которую используют культурно-досуговые учреждения, во многих случаях хуже той. Что имеется у граждан в личном пользовании.

В данный момент в Российской Федерации ещё не произошёл процесс перехода области культуры на рыночные механизмы функционирования. Перед областью культуры не стоит задачи принесения экономической прибыли. Те отрасти сферы услуг в области культуры, которые в других Европейских странах являются экономически значимыми и функционируют по рыночным законам (например, киноиндустрия), в России по большей части до сих пор ориентированы на бюджетное финансирование. Не действуют в области культуры и рыночные механизмы установления адекватного размера заработной платы. По состоянию на 1 января 2012 года не выявлено ни одного субъекта Российской Федерации, в котором размер средней заработной платы работников учреждений культуры доведен или превышает размер средней заработной платы в соответствующем регионе1.

Для того, чтобы дать количественную оценку показателей сферы культуры в России, а также для анализа основных тенденций и закономерностей развития данной отрасли, обратимся к статистическому анализу данных

Это подтверждает предположение о том, что в отличие от Европейских стран, в России сфера культуры пока ещё не стала значимой областью сферы услуг. Данная отрасль пока не функционирует по рыночным законам и ориентирована в основном на бюджетное финансирование.

В России статистика культурного сектора на данный момент практически не развита, а сама сфера культуры сталкивается с серьёзными проблемами и в настоящее время нельзя говорить о высоком уровне распространения культурных благ и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статистика музеев

 

Наименование показателя

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

2009

2010

2011

2012

2013

Число музеев, площадей, характеристика помещений

         

Число музеев

86

87

86

90

90

из них филиалов

28

28

27

29

29

Общая площадь территории музеев, га

116651,9

117129,1

111212,4

136098,5

136817,4

Общая площадь помещений музеев, кв. м.

1317885

1317589

1400653

1419480

1424765

из неё:

         

экспозиционно-выставочная

300664

306436

313869

332704

354440

под хранение фондов

132430

135705

138167

155349

182400

Число строений - всего

1894

1849

1871

1939

1930

Фонды музеев, тыс.ед.

         

Общий объем музейных фондов

19870,7

20034,7

20108,7

20563,6

20712,5

из него экспонаты основного фонда

16672,0

16855,2

16984,6

17235,1

17516,7

Отреставрировано в отчётном году

23,4

30,2

22,7

27,0

31,3

Экспонировалось из предметов основного фонда

412,7

432,9

407,4

440,5

468,4

Объём электронного каталога на конец года

7508,6

8099,7

8955,8

10219,2

12850,0

Научно-просветительная и выставочная работа

         

Общее число посещений - всего, тыс. чел.

23631,2

24514,9

26093,6

27223,0

29796,1

в том числе:

         

индивидуальные

15165,8

15859,6

16501,8

17359,8

20029,1

экскурсионные

8465,4

8655,3

9591,8

9811,3

9767,0

Число экскурсий, тыс. ед.

454,5

480,1

508,4

501,7

654,8

% экскурсионного  обслуживания от общего числа  посещений

35,8

35,3

36,8

36,0

32,8

Число лекций, тыс.ед.

13,7

12,8

13,3

13,9

12,7

Число наименований выставок, ед.

1805

1896

2037

2827

3278

Персонал музеев

         

Численность работников - всего, тыс. чел.

22485

22439

22291

21965

20861

из них научные сотрудники и экскурсоводы *)

4737

4710

5961

6927

6969

из них имеют высшее образование

4356

4195

5220

5602

5827

*) за 2011 год - основной персонал

         

Информация о работе Статистика искусства и культуры