Статистика доходов и расходов населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 12:53, курсовая работа

Краткое описание

В теоретической части курсовой работы рассмотрены следующие аспекты:
1. Источники данных и задачи социальной статистики;
2. характеристика доходов населения, их виды;
3. основные показатели и методы их расчета;
4. дифференциация доходов и проблема социального неравенства;
Практическая часть работы включает в себя анализ данных, представленных в таблице «Распределение общего объема денежных доходов населения» (расчет коэффициента Джини, построение кривой Лоренца).

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
1. Характеристика Российской экономики…………………………...…..3
1. Показатели социально-экономического развития ……………….3
2. Характеристика трудовых ресурсов……………………………….7
1. Структура занятости по отрасли экономики……………..….7
2. Динамика уровня безработицы………………………….….11
2. Статистика доходов и расходов населения……………………….…..14
1. Источники данных и задачи статистики при изучении доходов и расходов населения………………………………………………..14
2. Виды доходов и методы их расчета…………………………..…16
3. Формирование выборочной сети бюджетов домашних хозяйств…………………………………………………….………18
4. Программа наблюдения и основные показатели доходов и расходов населения по выборке домашних хозяйств………...…19
5. Модели распределения населения по среднедушевому денежному доходу (расходу)…………………………………..... 20
6. Дифференциация доходов……………………………...………...21
7. Методы измерения и система показателей уровня и распространения бедности ………………………….……………24
3. Практическая часть…………………………………………………….….27
Заключение…………………………………………………………..30
Список литературы…………………………..………….……...……32

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика доходов и расходов населения.doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Содержание: 

    Введение……………………………………………………………………..2

  1. Характеристика Российской экономики…………………………...…..3
    1. Показатели социально-экономического развития ……………….3
    2. Характеристика трудовых ресурсов……………………………….7
      1. Структура занятости по отрасли экономики……………..….7
      2. Динамика уровня безработицы………………………….….11
  2. Статистика доходов и расходов населения……………………….…..14
    1. Источники данных и задачи статистики при изучении доходов и расходов населения………………………………………………..14
    2. Виды доходов и методы их расчета…………………………..…16
    3. Формирование выборочной сети бюджетов домашних хозяйств…………………………………………………….………18
    4.   Программа наблюдения и основные показатели доходов и расходов населения по выборке домашних хозяйств………...…19
    5. Модели распределения населения по среднедушевому                                                     денежному доходу (расходу)…………………………………..... 20
    6. Дифференциация доходов……………………………...………...21
    7. Методы измерения и система показателей уровня и              распространения бедности ………………………….……………24
  3. Практическая часть…………………………………………………….….27

             Заключение…………………………………………………………..30

            Список литературы…………………………..………….……...……32  
     
     
     

Введение

             Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистических методов, исследующих количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, позволяет выявить и измерить основные закономерности в  распределении благ между социальными группами.

   К числу наиболее значимых направлений исследования в социальной статистике относятся: социальная и демографическая структура населения, её динамика, уровень жизни населения, уровень благосостояния, уровень здоровья населения, культура и образования, моральная статистика, общественное мнение, политическая жизнь. Применительно к каждой области исследования разрабатывается и система показателей, определяются источники информации и существуют специфические подходы к использованию статистических материалов в целях регулирования социальной обстановки в стране и регионах. Вместе с тем все эти направления дают, в конечном счёте, единую, последовательную и интегрированную информацию о картине социальной жизни, о тенденциях и закономерностях развития общества.

     В теоретической части курсовой  работы рассмотрены следующие аспекты:

  1. Источники данных и задачи социальной статистики;
  2. характеристика доходов населения, их виды;
  3. основные показатели и методы их  расчета;
  4. дифференциация доходов и проблема социального неравенства;

      Практическая часть работы включает в себя анализ данных, представленных в таблице «Распределение общего объема денежных доходов населения» (расчет коэффициента Джини, построение кривой Лоренца). 

    1. ХАРАКТЕРИСТИКА  РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ.

    1.1 Показатели социально-экономического развития.

       Понятие "уровень жизни" в значительной степени относится к количественной характеристике и определяет меры благосостояния населения. Измерить и выразить его можно совокупностью мер, дополняющих друг друга. В экономической практике наиболее широко используется набор основных социально-экономических показателей.

       Важнейшими  показателями уровня жизни населения  страны, региона или социальных групп (городское и сельское население, работающие и неработающие, мужчины  и женщины, молодые и престарелые) являются структура и уровень  потребления основных видов благ и услуг в натуральном выражении в расчете на одного человека или на одну семью из четырех человек за год, либо мера обеспеченности человека и семьи потребительскими благами. Следовательно, при оценке уровня жизни применяются показатели годового потребления пищи, одежды, обуви в расчете на 1-го человека или семью; показатели обеспеченности жилой площадью, мебелью, предметами длительного пользования, культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода.

       Используются  также показатели уровня здравоохранения, образования, жилищно-коммунальных услуг и др. Например, обеспеченность населения школами, детсадами, врачебным обслуживанием (в расчете на 100 человек), пунктами обслуживания, прачечными, банями, парикмахерскими, столовыми. Для определения уровня удовлетворения потребностей населения его сравнивают с нормативами потребления, имеющими научное обоснование. Например, наукой о питании человеку рекомендуется в год потреблять 150 кг овощей, 70 - 80 кг фруктов, 60 - 70 кг мяса.

       Ухудшение социально-экономических показателей в последнее время непосредственно связано с результатами реформы, основанной на использовании классических монетарианских принципов.

       Учитывая  огромные размеры России, большая  часть которой к тому же относится  к экстремальной зоне Севера, в  российской экономике роль и значение системы государственного регулирования объективно должны быть более значимы, чем в большинстве других стран. Огромные размеры территории определяют необходимость осуществления очень крупных капиталовложений в производственную инфраструктуру, в оборону, в экологию и т. п. То обстоятельство, что большую часть российской территории занимают северные регионы с экстремальными условиями осуществления воспроизводственного процесса, также предопределяет объективную необходимость более значимых масштабов государственного регулирования социально- экономических процессов (т. о., при выборе варианта реформирования следует учитывать территориальный фактор реформирования).

       Устойчивость  и социально-экономический прогресс капиталистического общества, гигантский цивилизованный скачок, которое оно совершило в ХХ в. определяется сочетанием двух начал, двух принципов: эффективности и справедливости. Эффективность, ее повышение обеспечивается рыночной конкуренцией. Но она порождает экономическое неравенство, дифференциацию доходов и, как следствие, социальную неустойчивость. Справедливость предполагает солидарность членов общества, зарабатывающих неодинаковые доходы, солидарность поколений. При этом решающую роль играет государство, перераспределяющее доходы через механизм налогов и трансфертов.

       В ХХI в. социальное благополучие, социально-устойчивое положение граждан становится активным и самостоятельным фактором экономического развития, таким же, как труд, капитал, технология и предпринимательство.

       Под социальной политикой понимается государственное воздействие на социальные процессы в обществе с помощью законодательных, бюджетных и административных рычагов.

       Порождаемые рынком неравенство доходов, неравномерность  распределения благ, различия в экономическом и социальном положении людей являются постоянными факторами социально-экономического развития страны. С точки зрения социального фактора перед экономикой стоят следующие исходные проблемы:

  • каким образом удовлетворить социальные потребности людей;
  • как обеспечить социально-справедливое распределение благ;
  • как добиться того, чтобы рост благосостояния осуществлялся в меру роста эффективности экономики.

       От  успешности решения этих проблем  зависит характер развития общества, его социальная устойчивость. Социальная устойчивость является основным признаком социально-ориентированной экономики. Социальная устойчивость предполагает:

  • создание равных стартовых возможностей для новых поколений в сфере образования, здравоохранения и других условий формирования человеческого потенциала;
  • предотвращение чрезмерной дифференциации доходов населения;
  • формирование надежной системы социальной защиты и помощи для членов общества;
  • обеспечение доступности основной массе населения основных предметов потребления и услуг, определяющих достойный уровень жизни.

       Таким образом, задача социальной политики - дать максимальному количеству людей шанс для повышения благосостояния и социального статуса.

       Социально-ориентированная  экономика предполагает социальную ответственность граждан за результаты экономического развития, которая достигается при выполнении следующих требований:

       1. Улучшение экономического и социального  положения населения страны в меру роста деловой активности.

       2. Оправданная дифференциация доходов  и потребления в зависимости от результатов деятельности и предпринимательской активности. Такая дифференциация доходов является важным стимулом развития общества.

       3. Оптимальный уровень (доля в  ВВП) затрат на социальные цели. Преувеличение роли государства в решении социальных проблем может привести к чрезмерной опеке граждан, с другой стороны – преувеличение роли отдельных групп населения может привести к усилению неравенства в доступе к социальным благам различных групп населения, подорвать принцип «равных стартовых возможностей».

       Социальная  политика бывает двух типов: мягкая и  жесткая.

       Мягкий  тип социальной политики преобладал до последнего времени в Западной Европе. Он состоит в увеличении социальных расходов государства и в расширении социальных программ при одновременном увеличении налоговой ставки. Как показывает практика западноевропейских стран, такая политика сталкивается с определенными трудностями. Во-первых, увеличение налогов как основного источника социальных расходов государства сдерживает предпринимательскую активность. Во-вторых, перераспределение доходов населения с помощью налогов и правительственных программ часто оказывается неэффективным, так как незначительно меняется степень неравенства.

       Жесткий тип социальной политики проводится с помощью свертывания непомерных социальных расходов государства. Основными задачами жесткого типа социальной политики являются: стимулирование экономической активности различных социальных групп населения; выход из обострившихся экономических противоречий путем рыночной рационализации социальной политики (распространение частных медицинских услуг, частных школ, частного жилищного строительства, частных систем социального страхования); перераспределение сократившихся материальных и финансовых ресурсов из социальной сферы в производственную с одновременным сохранением основных элементов системы социальной защиты населения.

       Основные  направления социальной политики: государственная  политика в области образования детей и взрослых; система пенсионного страхования; система здравоохранения; государственная политика на рынке труда; социальная помощь (система помощи бедным группам населения) и др. 

       1.2. Характеристика трудовых  ресурсов.

       1.2.1. Структура занятости  по отрасли экономики.

       В трудоспособном населении выделяют экономически активное и пассивное население. Под экономически активным население понимается та часть трудоспособного населения, которая занято во всех видах деятельности или намерена участвовать в производстве. Численность этой группы включает как занятых, так и безработных, при этом она имеет тенденцию к сокращению.

       По  данным Росстат в ноябре 2006 года из 69,2 миллиона занятых россиян 5,0 миллиона человек классифицировались как  безработные с применением критериев  Международной организации труда (МОТ). По сравнению с ноябрем 2005 года численность занятого населения увеличилась на 0,7 процента, численность безработных сократилась на 8,8 процента.

       Между тем показатели аналогичного августовского  обследования Росстата были заметно  лучше. За год, прошедший с августа 2005 года, в России численность безработных сократилась на 10,3 процента вместо ноябрьских 8,8 процента. Опять же в августе 2006 года по сравнению с августом 2005 года численность занятого населения увеличилось на 1,1 процента, что выше ноябрьских 0,7 процента, а безработных с применением критериев МОТ было меньше- 4,5 миллиона человек. Соответственно и уровень безработицы с августа по ноябрь возрос с 6,1 до 6,7 процента.

       Занятость необходимо увязывать с балансами  трудовых ресурсов и рабочих мест. Необходимо определить параметры обеспечения полной занятости, охарактеризовать требования к повышению ее эффективности; масштабы и формы неполной занятости, которая является важным условием эффективности занятости. Потребуется проанализировать тенденции поведения населения на рынке труда и изменения в структуре занятости в зависимости от динамики различных форм собственности, источников и уровня доходов населения, особенно от политики в области оплаты труда, доходов от капитала и предпринимательской деятельности. Закон о занятости населения нужно ориентировать не на социальную поддержку безработных, а на расширение современных сфер приложения труда, повышение его производительности, опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников.

Информация о работе Статистика доходов и расходов населения