Источники информации в экономической статистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 20:39, реферат

Краткое описание

Развитие системы государственной статистики направлено на обеспечение своевременности, полноты и достоверности разработки статистических данных. В современных условиях решение этих задач невозможно без использования современных информационных технологий, базирующихся на высокопроизводительных вычислительных и телекоммуникационных средствах, современных промышленных и специальных программных средствах, интегрированных в корпоративную информационно-вычислительную систему Федеральной службы государственной статистики (ИВС государственной статистики).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

Технологии УТП используются в процессе межуровневого обмена статистическими данными программным комплексом «СТАТЭК» и ОСР. Для достижения необходимого уровня автоматизации используются согласованные форматы файлов и их свойств.

 

 

3. Распространение статистической информации

Системное реформирование российской статистики, ее интеграция в систему международной статистики обусловили изменение целей, задач, форм и методов распространения статистических данных.

Вступление с 17 декабря 2007 г. в силу Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» позволило Росстату внести коррективы в работу по предоставлению официальной статистической информации пользователям на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и реализовать один из основных международных принципов официальной статистики, принятых Статистической комиссией ООН (1994 г.), обеспечив доступ граждан к открытому получению информации.

В Законе содержатся нормы, регулирующие обязательное бесплатное предоставление официальной статистической информации пользователям.

Кроме того, в нем установлены:

  • правовые нормы по обязательному и добровольному представлению респондентами субъектам официального учета первичных статистических данных, необходимых для формирования официальной статистической информации;
  • гарантии защиты первичных статистических данных, которые за исключением случаев, особо оговоренных федеральными законами, являются информацией ограниченного доступа, в отношении них обеспечивается конфиденциальность информации, они не 
    подлежат разглашению и используются только в целях формирования официальной статистической информации;
  • ответственность должностных лиц, а также лиц, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имели доступ к содержащимся в формах федерального статистического наблюдения первичным статистическим данным и допустили их утрату, незаконное разглашение или распространение либо фальсифицировал и эти данные ил и содействовал и их фальсификации.

Законом также предусматривается широкая доступность заинтересованных пользователей к официальной статистической информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

В соответствии со ст. 4 Закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» принципами официального статистического учета являются обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных при осуществлении официального статистического учета и их использование в целях формирования официальной статистической информации.

С учетом требований ч. 1 ст. 9 указанного Закона первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа, за исключением информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Субъекты официального статистического учета обязаны обеспечить конфиденциальность информации ограниченного доступа.

Перечень информации, доступ к которой не может быть ограничен, установлен ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Статьей 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» определены сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну При наличии правого основания с отдельных форм федерального статистического наблюдения снимается гриф «Конфиденциальность гарантируется получателем информации.

Предоставление официальной статистической информации, распространение которой в Российской Федерации ограничивается Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», осуществляется с санкции органов государственной власти, в распоряжении которых в соответствии со ст. 9 указанного Закона находятся сведения, содержащиеся в официальной статистической информации, по мотивированному письменному запросу органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций. Не подлежат распространению сведения по тем позициям, которые в разрезе муниципальных образований, городов или районов представлены одной-двумя организациями.

Предоставление официальной статистической информации, содержащей сведения, ограничения на доступ к которым установлены федеральными законами, может осуществляться только по мотивированному письменному запросу органа государственной власти, имеющего по закону право на доступ к такой информации, в порядке, установленном

законодательством РФ.

С января 2008 г. Росстат осуществляет внедрение Административного регламента исполнения государственной функции, обеспечив размещение в свободном доступе на интернет-сайте Росстата официальной статистической информации, разрабатываемой в соответствии с федеральным планом статистических работ Росстата на 2008—2010 гг., что также делает доступной официальную статистическую информацию для широких слоев заинтересованных в ней граждан, научных организаций и бизнес-структур.

К общедоступной официальной статистической информации относятся:

  • официальные издания Росстата и территориальных органов Росстата и электронные версии этих изданий;
  • информация, разметаемая на официальных интернет-сайтах Росстата и его территориальных органов в открытом бесплатном доступе;
  • оперативная информация, публикуемая в срочных информациях Росстата (пресс-релизы: официальная публикация краткой статистической информации по актуальным вопросам, подготавливаемая в оперативном режиме);
  • официальные издания (как оперативные публикации: доклады о социально-экономическом положении России, бюллетени, сборники) Росстата, включая публикации с основными итогами переписей и единовременных обследований, проводимых централизованно Федеральной службой государственной статистики.

Ориентиром перечней показателей, предоставляемых территориальными органами статистики, являются показатели, публикуемые в официальных изданиях Росстата и размещаемые на интернет-сайте Росстата.

В 1996 г. МВФ утвердил Специальный стандарт распространения данных и предложил государствам — членам Фонда присоединиться к Стандарту.

Он предполагает внедрение единых международных правил обеспечения открытости и доступности информации дли всех членов общества, иностранных инвесторов и международных организаций, а также необходимого уровня качества важнейших макроэкономических и финансовых данных, взаимоувязанных внутри страны и сопоставимых между странами.

Введение данного Стандарта предполагает:

  • внедрение международных правил обеспечения открь1тости и доступности информации для всех членов общества, иностранных инвесторов и международных организаций;
  • обеспечение необходимого уровня качества важнейших макроэкономических и финансовых данных, взаимоувязанных внутри страны и сопоставимых между странами.

При выполнении мероприятий по применению в российской статистической практике положений Специального стандарта распространения данных положительным фактором явилось открытие веб-сайта Росстата в сети интернет. С июня 1998 года на веб-сайте Росстата организован специальный раздел на русском и английском языках, который содержит информацию, публикуемую в соответствии с ССРД, предварительный план выпуска данных Росстатом, Минфином России и Банком России на четыре последующих месяца, а также имеет гиперсвязи со страницами сайтов Банка России и Министерства финансов Российской Федерации, содержащими фактические данные по налогово-бюджетному, финансовому и внешнему секторам. Также имеется гиперссылка на сайт МВФ

Для размещения метаданных используется формат базовой страницы, рекомендованный МВФ. Каждая статистическая категория характеризуется следующими параметрами: охват, периодичность, своевременность, доступность для общественности, достоверность и качество. С базовой страницы имеется гиперссылка па предварительный план выпуска данных, а также на страницу форматов распространения данных.

Официальная статистическая информации в зависимости от степени ее доступности предоставляется путем электронной рассылки, почтовой рассылки, размещения на официальных интернет-сайтах Росстата и территориальных органов Росстата в открытом бесплатном доступе, опубликования в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, предоставления по письменному запросу; предоставления в соответствии с соглашениями сторон об информационном взаимодействии Федеральной службы государственной статистики, с одной стороны, и иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, судов, органов прокуратуры, Банка России, государственных внебюджетных фондов, профсоюзных объединений и объединений работодателей, с Другой стороны.

Исполнение Росстатом государственной функции по предоставлению официальной статистической информации означает, ч го вен официальная статистическая информация, разрабатываемая и соответствии с федеральным планом статистических работ, независимо от формы предоставления и степени ее доступности (электронная рассылка, почтовая рассылка, размещение на официальных интернет-сайтах, опубликование в официальных изданиях, предоставление по письменному запросу и в соответствии с соглашениями сторон об информационном взаимодействии), предоставляется бесплатно.

Таким образом, создана в основном вся необходимая законодательная и нормативная база, регулирующая не только общие вопросы деятельности в сфере официального учета и обеспечивающая условия для успешной работы по реализации единой эффективной государственной политики в области статистической деятельности, но и вопросы по распространению официальной статистической информации с ориентацией на современные телекоммуникационные средства, что сделает ее более доступной для широких слоев общественности.

Сточки зрения особенностей распространения статистической информации ее совокупность может быть представлена в форме пирамиды. В основании пирамиды находится обширный массив статистических данных, доступных для пользователей. Обычно спрос на такие данные исходит преимущественно от узкого круга потребителей, заинтересованных в специализированной информации.

Второй уровень — основные публикации, посвященные конкретным темам либо представляющие собой комплексные статистические сборники, например, ежегодники и т.п., выпускаемые в печатном виде (это, как правило, объемные издания) и в электронной форме (на дискетах, компакт-дисках или в режиме оп-1те).

Третий уровень — публикации, отражающие результаты работы органов статистики в более «концентрированном» виде: бюллетени, оперативные доклады, буклеты и информационные карты. Такие публикации в основном посвящены одной теме и предназначены для распространения результатов завершенных статистических обследований, аналитических материалов по определенной проблематике и т.п.

Четвертый уровень — вершиной пирамиды являются пресс-релизы, ориентированные на массовую аудиторию. Содержание пресс-релизов определяется важнейшими статистическими показателями. Как правило, они посвящены конкретной теме и предназначены для средств массовой информации. Их назначение — побудить журналистов использовать сведения, изложенные в пресс-релизах, в своих публикациях. Благодаря пресс-релизам статистическая информация входит в повседневную жизнь массовой аудитории. Они помогают также привлечь внимание к другим «слоям» информационной пирамиды и способствуют распространению публикации, посвященных статистике, об информационных технологиях, используемых при распространении официальной статистической информации.

Распространение статистической информации в современных условиях все активнее опирается на новые информационные технологии, что предполагает следующие основные направления работ статистической службы:

  • развитие систем баз данных (включая ведение банка готовых документов), организованных на единых методологических и технологических принципах с использованием общего фонда нормативно-справочной информации;
  • использование технологий хранилищ данных, предназначенных для решения аналитических задач и позволяющих объединять статистическую информацию из различных баз данных;
  • применение интернета и геоинформационных технологий (ГИС-технологий).

Использование таких технологий даст возможность по-новому организовать процессы подготовки и распространения статистической информации, при этом, как рекомендовано международными организациями (ЕЭКООН,ОЭСР, МВФ и др.), применяются разнообразные электронные формы предоставления данных.

Среди электронных способов распространения информации особое место занимает размещение статистической информации на специальных веб-сайтах в сети интернет. Учитывая необычайную популярность интернета и интенсивный рост числа его пользователей, интерактивное распространение статистической информации среди широкой общественности становится весьма эффективным, способствуя более высокой популярности национальной статистической службы и делая ее более «видимой». В то же время это требует особенно тщательных методологических пояснений и описании данных во избежание неправильного их толкования, а также обеспечения высококачественного пользовательского сервиса.

Визуализация статистики — это сложная работа, поскольку преобразование данных в визуальные элементы приводит к определенного рода интерпретации и очень важно не исказить смысловое значение отображаемой информации. Графическое представление данных является средством их визуализации. Графические возможности интернета расширяют возможности графического представления данных и позволяют реализовать сложные виды диаграмм, в том числе демографические пирамиды и карты.

Представление информации в графическом виде, включая картографическое представление позволяет в наглядном виде отобразить тенденции и явления, повышает информативность данных, предоставляет возможности анализа информации.

В условиях стремительной информатизации общества в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей статистики необходимо эффективно использовать современные информационные технологии для представления статистических данных. При рассмотрении электронного распространения информации с позиций используемых информационных технологий следует как можно больше информации размещать, используя интернет-каналы.

Информация о работе Источники информации в экономической статистике