Исследование основных тенденций развития внешней торговли РФ на основе данных таможенной статистики внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 06:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - на основе изучения теоретических основ статистики таможенного дела, а также анализа их показателей рассмотреть внешнеторговый оборот РФ в 2015 году.
В связи с целью, поставлены и решены следующие задачи:
- изучить систему показателей, характеризующих таможенную систему РФ ;
- установить структуру и зависимость между экспортом и импортом в различных регионах РФ;
- исследовать динамику экспорта и импорта;

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧЧ.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Тема данной курсовой работы «Исследование основных тенденций развития внешней торговли РФ на основе данных таможенной статистики внешней торговли». Выбору этой темы способствовала чрезвычайная важность внешнеэкономической деятельности в современной экономической жизни. Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Таможенная политика – это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.

Существование противодействующих друг другу государств, ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары наиболее конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

Цель курсовой работы - на основе изучения теоретических основ статистики таможенного дела, а также анализа их показателей рассмотреть внешнеторговый оборот РФ в 2015 году.

В связи с целью, поставлены и решены следующие задачи:

- изучить систему показателей, характеризующих таможенную систему  РФ ;

- установить структуру и зависимость  между экспортом и импортом  в различных регионах РФ;

- исследовать динамику экспорта  и импорта;

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения. Содержит библиографический список из 14 источников.

 

1. Внешнеэкономическая деятельность  как объект статистического изучения

Внешнеэкономическая деятельность — это совокупность направлений, форм, методов и средств торгово-экономического, производственного, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых, кредитных и иных отношений государства и его субъектов с зарубежными странами.

Статистика внешнеэкономической деятельности (ВЭД) является одной из отраслей экономической статистики. Предметом ее выступает количественная сторона внешнеэкономической деятельности регионов, а также страны в целом в конкретном качественном проявлении. Структура статистики внешнеэкономической деятельности России выглядит следующим образом:

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Структура статистики внешнеэкономической деятельности

Прикладные статистические исследования, организуемые в рамках каждой из подотраслей статистики внешнеэкономической деятельности, обладают своей спецификой и могут рассматриваться самостоятельно.

Среди различных форм внешнеэкономических связей наиболее важное значение имеет внешняя торговля товарами и услугами. Переход на принятую в международной практике систему учета и статистики внешней торговли обусловил становление и развитие таможенной статистики.

 

    1. Основная методология таможенной статистики. Исходные понятия таможенной статистики

 

Свое название данная отрасль статистики получила от таможенных органов, за которыми законодательно закреплено ее ведение. Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику.

Таможенная статистика внешней торговли организуется в соответствии с Методологией таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, разработанной с учетом рекомендаций международных статистических организаций и утвержденной Федеральной таможенной службой Российской Федерации.

Объектом наблюдения в таможенной статистике внешней торговли является внешнеторговый оборот страны, проявляющийся в двух противоположно направленных товаропотоках; экспорте и импорте. Под экспортом понимается вывоз из страны произведенных, выращенных или добытых товаров отечественного производства, а также «национализированных» товаров иностранного происхождения, под импортом — ввоз товаров на территорию страны из-за границы без обязательств об обратном вывозе.

Учет внешнеторгового оборота страны основывается на ряде понятий, закрепленных в Таможенном кодексе Таможенного союза и других законодательных актах России. Рассмотрим основные из них:

Товар – любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу;.

Иностранные товары —товары, не являющиеся товарами таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с ТКТС

Перемещение товаров через таможенную границу – ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза;.

Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств – членов Таможенного союза;,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Методология таможенной статистики внешней торговли

 

8 декабря 2011 года состоялось заседание  объединенной коллегии таможенных  служб государств-членов Таможенного  союза, а 9 декабря в столице Казахстана  прошло заседание Совета руководителей  таможенных служб государств- участников СНГ, а также заседание совета руководителей таможенных служб при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС.

В ходе этих мероприятий рассмотрено более 10 вопросов, касающихся проведения согласованной политики по таможенному делу, гармонизации национальных таможенных законодательств и углубления взаимного сотрудничества. В числе обсуждаемых были и вопросы о внесении изменений в действующую редакцию Методологии таможенной статистики внешней торговли государств-членов Таможенного союза, а также Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств-членов СНГ. Это свидетельствует о том, что таможенная статистика внешней торговли Таможенного союза активно совершенствуется.

На текущий момент с главой 5 ТКТС в рамках Таможенного союза ведется статистика взаимной торговли государств – членов ТС. В целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами. В целях обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы, ведется специальная таможенная статистика в порядке, установленном законодательствами государств – членов ТС.

Цели таможенной статистики:

- анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых потоков;

- анализ результатов применения  мер тарифного и нетарифного  регулирования ВЭД;

- разработка и принятие решений  в области внешнеторговой политики;

- контроль поступления таможенных  платежей в бюджеты государств – членов ТС;

- разработка платежного баланса  и системы национальных счетов;

- прогнозирование макроэкономических  показателей;

- расчет индексов физического  объема, средних цен и стоимостного  объема;

- содействие развитию ВЭД, расширению внешнеторговых связей;

- решение иных задач, обусловленных  таможенной политикой ТС.

В соответствии со ст. 3 Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами ТС (Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза») государства – члены ТС определяют уполномоченные органы в области ведения статистики взаимной торговли и уполномоченные органы в области ведения статистики внешней торговли.

На основании ст. 47 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли товарами в соответствии с методологией, утверждаемой решением КТС (Решение КТС от 26.11.2009 №31).

Методология определяет следующие вопросы:

- общие положения;

- основные термины;

- источники формирования исходных  данных;

- сфера охвата данных;

- границы сферы статистического  наблюдения;

- система учета импорта и  экспорта;

- товары, подлежащие учету;

- классификация товаров;

- основные показатели для формирования  статистики;

- стоимостная оценка товаров;

- количественный учет товаров;

- страны-партнеры;

- распространение данных;

- конфиденциальность информации;

- обеспечение сопоставимости данных.

Уполномоченные органы государств – членов ТС обеспечивают КТС данными статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли, порядок передачи которых определяется отдельным Протоколом о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли (Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 11 декабря 2009 г. №31 «О международном договоре по реализации основных положений Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза от 25 января 2008 г.»).

В Российской Федерации определено, что уполномоченным органом в области ведения статистики внешней торговли является ФТС России, а уполномоченным органом в области ведения статистики взаимной торговли – Росстат.

В целях ведения статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли в составе КТС образуется Центр таможенной статистики, статус которого определяется отдельным Протоколом (Решение КТС от 26.11.2009 N 31).

Центр таможенной статистики обеспечивает:

- получение данных статистики  внешней торговли и статистики  взаимной торговли от органов, ответственных за предоставление  данных;

- формирование данных статистики  внешней торговли и статистики  взаимной торговли;

- предоставление органам ТС  данных статистики внешней торговли  и статистики взаимной торговли;

- опубликование данных статистики  внешней торговли и статистики  взаимной торговли.

ФТС России предложен альтернативный вариант учета данных о взаимной торговле между государствами – членами ТС, который заключается в подаче статистической декларации таможенным органам.

Передаваемые уполномоченными органами в Центр статистические данные должны содержать следующие сведения:

по внешней торговле:

- код товара согласно единой ТН ВЭД ТС (10 знаков);

- направление перемещения;

- период (месяц);

- статистическая стоимость (в долларах  США);

- вес нетто (кг);

- код дополнительной единицы  измерения согласно единой ТН  ВЭД ТС;

- количество товара в дополнительной  единице измерения;

- страна назначения;

- страна происхождения;

- страна отправления;

- торгующая страна;

- вид транспорта на границе;

по взаимной торговле:

- код товара согласно единой  ТН ВЭД ТС;

- направление перемещения;

- период (месяц);

- стоимость (в долларах США и в национальных валютах);

- вес нетто (кг);

- код дополнительной единицы  измерения согласно единой ТН  ВЭД ТС;

- количество товара в дополнительной  единице измерения;

- страна назначения;

- страна происхождения;

- страна отправления;

- торгующая страна.

На основании п. 2 ст. 49 ТКТС на сведения, используемые для статистических целей, распространяются положения ст. 8 Кодекса: таможенные органы, их должностные лица, а также иные лица, получившие в соответствии с законодательством государств – членов ТС доступ к информации, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (секреты), и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных Таможенным Кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов ТС.

Информация о работе Исследование основных тенденций развития внешней торговли РФ на основе данных таможенной статистики внешней торговли