Задачи статистики и ее организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 03:30, реферат

Краткое описание

Наконец, в естественных науках статистикой называются методы и способы оценки соответствия данных массового наблюдения математическим формулам.
Понятие статистики так же многообразно, как задачи статистики и ее организации, рассмотреть которые мы попытаемся следующим образом:
проследим историю развития статистики в России;
рассмотрим понятие «статистическая совокупность» и выделим ее свойства;
познакомимся с принципами организации государственной статистики в РФ;
рассмотрим статистическое наблюдение, формы его организации и виды;
изучим ошибки статистического наблюдения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
История статистики……………………………………………………………4
Статистическая совокупность и ее свойства……………………………….10
Организация государственной статистики в РФ……………………...……12
Статистическое наблюдение……………………………………………...…15
Формы организации и виды статистического наблюдения…………….....17
Ошибки статистического наблюдения…………………………………...…22
Заключение……………………………………………………………...……24
Список литературы…………………………………………………………..25

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по статистике.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

С точки зрения статистической методологии статистическая совокупность – это множество единиц, обладающих такими характеристиками, как массовость, однородность, определенная целостность, взаимозависимость состояния отдельных единиц, наличие вариации. Единицей совокупности может выступать предмет, факт, человек, процесс и т. п. Единица совокупности является первичным элементом и носителем ее основных признаков. Элемент совокупности, по которому собираются необходимые данные для статистического исследования, называется единицей наблюдения. Количество единиц совокупности называется объемом совокупности.

Статистическая совокупность характеризуется следующими свойствами:

  1. Неразложимость. Когда появляются или исчезают какие-то элементы статистической совокупности, ее качественная основа при этом не разрушается. Например, характеристика общности студентов не меняется от того, что каждый год в ее ряды вступают первокурсники, а выпускники их покидают.
  2. Однородность. Статистическая совокупность всегда имеет как минимум один общий признак для всех ее элементов. И в то же время это свойство не является одинаковым для них. Этот признак может иметь разные значения для разных единиц. То, насколько статистическая совокупность однородна, устанавливается во время исследования. И зависит это свойство, прежде всего, от тех целей и задач, с которыми оно проводится.
  3. Вариация. Это свойство важнее, чем два предыдущих. Оно проявляется следующим образом: во время перехода от одного элемента статистической совокупности к другому происходит изменение количественного значения признака. Оно может быть одинаковым для всех компонентов. В таком случае, чтобы получить представление о том, что такое статистическая совокупность, можно не изучать ее полностью, а рассмотреть только один составляющий элемент. На возникновение вариации влияет целый комплекс причин и условий. Их нахождением, выяснением занимаются дисциплины экономические. А статистика лишь оценивает с количественной точки зрения то, как каждая причина воздействует на вариацию определенного признака. Информация об этом помогает принимать правильные управленческие решения.

 

 

Организация государственной  статистики в РФ

Изучением экономического и социального развития страны, отдельных  регионов, отраслей, фирм, предприятий  занимаются специально созданные для  этого органы, образующие статистическую службу. В Российской Федерации функции статистической службы выполняют органы государственной статистики и органы ведомственной статистики.

Высшим органом управления статистикой в нашей стране является Федеральная служба государственной  статистики (ФСГС), созданная в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «Структура федеральных органов исполнительной власти». ФСГС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории РФ.

Федеральная служба государственной  статистики находится в ведении  Министерства экономического развития и торговли РФ.

Согласно постановлению  Правительства РФ от 07.04.2004 № 188 основными функциями Федеральной службы государственной статистики являются:

• представление в установленном порядке статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, органам государственной власти, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а также международным организациям;

• разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной методологии международным стандартам;

• разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы;

• сбор статистической отчетности и формирование на ее основе официальной статистической информации;

• контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства РФ в области государственной статистики;

• развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами;

• обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической информации;

• реализация обязательств РФ, вытекающих из членства в международных организациях и участия в международных договорах, осуществление международного сотрудничества в области статистики.

Методология статистических показателей, формы и методы сбора и обработки  статистических данных, установленные  ФСГС, являются официальными статистическими  стандартами РФ.

В своей основной деятельности ФСГС руководствуется федеральными статистическими программами, которые формируются с учетом предложений федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научных и других организаций и утверждаются ФСГС по согласованию с Правительством РФ.

Основной задачей статистических органов страны является обеспечение гласности и доступности общей (не индивидуальной) информации, а также гарантия достоверности, точности и правдивости учтенных данных. Кроме того, задачами ФСГС являются:

• представление официальной статистической информации Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, федеральным органам исполнительной власти, общественности, а также международным организациям;

• координация статистической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, обеспечение условий для использования указанными органами официальных статистических стандартов при проведении ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;

• разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, необходимых балансовых расчетов;

• гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации;

• предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении Российской Федерации, субъектов РФ, отраслей и секторов экономики, публикации статистических сборников и других статистических материалов.

Наряду с государственными статистическими службами существует ведомственная статистика, которая ведется в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в объединениях и фирмах различных отраслей экономики. Ведомственная статистика занимается сбором, обработкой и анализом статистической информации, необходимой для руководства, принятия управленческих решений, планирования деятельности предприятия или органа власти.

Статистическое наблюдение

Глубокое всестороннее исследование любого экономического или  социального процесса предполагает измерение его количественной стороны и характеристику его качественной сущности, места, роли и взаимосвязей в общей системе общественных отношений. Прежде чем приступить к использованию статистических методов изучения явлений и процессов общественной жизни, необходимо иметь в своем распоряжении исчерпывающую информационную базу, в полной мере и достоверно описывающую объект исследования. Процесс статистического исследования предполагает проведение следующих этапов:

• сбор статистической информации (статистическое наблюдение) и ее первичная обработка;

• систематизация и дальнейшая обработка данных, полученных в результате статистического наблюдения, на основе их сводки и группировки;

• обобщение и анализ результатов обработки статистических материалов, формулировка выводов и рекомендаций по итогам всего статистического исследования.

Статистическое наблюдение – первый и исходный этап статистического исследования, который представляет собой систематический, планомерно организуемый на научной основе процесс сбора первичных данных о различных явлениях социальной и экономической жизни. Планомерность статистического наблюдения заключается в том, что оно проводится по специально разработанному плану, который включает в себя вопросы, связанные с организацией и техникой сбора статистической информации, контроля ее качества и достоверности, представления итоговых материалов. Массовый характер статистического наблюдения обеспечивается наиболее полным охватом всех случаев проявления изучаемого явления или процесса, т. е. в процессе статистического наблюдения подвергаются измерению и регистрации количественные и качественные характеристики не отдельных единиц изучаемой совокупности, а всей массы единиц совокупности. Систематичность статистического наблюдения означает, что оно должно проводиться не случайным образом, т. е. стихийно, а выполняться либо непрерывно, либо регулярно через равные промежутки времени.

Цель наблюдения - получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.

Объект наблюдения - статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально - экономические явления и процессы.

Единица наблюдения - составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы.

Отчетная единица – субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения.

Процесс подготовки статистического  наблюдения предполагает определение  цели и объекта наблюдения, состава  признаков, подлежащих регистрации, выбора единицы наблюдения. Также необходимо разработать бланки документов для сбора данных и выбрать средства и методы их получения.

Таким образом, статистическое наблюдение представляет собой трудоемкую и кропотливую работу, требующую  привлечения квалифицированных  кадров, всесторонне продуманной ее организации, планирования, подготовки и проведения.

 

Формы организации и  виды статистического наблюдения

На этапе подготовки обследования нужно выяснить, как  часто оно будет проводиться, будут ли обследоваться все единицы  совокупности или только часть их, как получать информацию об объекте (путем интервью по телефону, по почте, простым наблюдением и т. п.). Другими словами, - необходимо определить формы, способы и виды статистического наблюдения.

В отечественной статистике используются три организационные формы (типы) статистического наблюдения:

  • отчетность (предприятий, организаций, учреждений и т. п.);
  • специально организованное статистическое наблюдение (переписи, единовременные учеты, обследования сплошного и несплошного характера);
  • регистры.

Отчетность – это основная форма статистического наблюдения, с помощью которой статистические органы в определенные сроки получают от предприятий, учреждений и организаций необходимые данные в виде установленных в законном порядке отчетных документов, скрепляемых подписями лиц, ответственных за их представление и достоверность собираемых сведений. Таким образом, отчетность – это официальный документ, содержащий статистические сведения о работе предприятия, учреждения, организации и т. п.

Для отчетности характерно то, что, во-первых, она утверждается органами государственной статистики. Представление информации по неутвержденным формам является нарушением отчетной дисциплины. Во-вторых, она имеет обязательный характер, т. е. все предприятия, учреждения, организации должны представлять ее в указанные сроки; юридическую силу, потому что подписывается руководителем предприятия (учреждения, организации); документальную обоснованность, так как все данные базируются на документах первичного учета.

Специально организованное наблюдение проводится с целью получения сведений, отсутствующих в отчетности, или для проверки ее данных. Наиболее простым примером такого наблюдения является перепись. Российская практическая статистика проводит переписи населения, материальных ресурсов, многолетних насаждений, неустановленного оборудования, строек незавершенного строительства, оборудования и др.

Перепись – это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, с целью получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков.

Кроме переписей статистика проводит и другие специально организованные наблюдения, в частности бюджетные  обследования, которые характеризуют  структуру потребительских расходов и доходов семей. 

Регистровое наблюдение – это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра. Регистр представляет собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия различных факторов на изучаемые показатели. В регистре каждая единица наблюдения характеризуется совокупностью показателей. Одни из них остаются неизменными в течение всего времени наблюдения и регистрируются один раз; другие показатели, периодичность изменения которых неизвестна, обновляются по мере изменения; третьи – представляют собой динамические ряды показателей с заранее известным периодом обновления. Все показатели хранятся до полного завершения наблюдения за единицей обследуемой совокупности.

В практике статистики различают  регистры населения и регистры предприятий.

Статистические наблюдения можно разбить на группы:

• по охвату единиц совокупности;

• времени регистрации фактов.

По степени охвата исследуемой совокупности статистическое наблюдение подразделяется на два вида: сплошное и несплошное. При сплошном (полном) наблюдении охватываются все единицы изучаемой совокупности. Сплошное наблюдение обеспечивает полноту информации об изучаемых явлениях и процессах. Такой вид наблюдения связан с большими затратами трудовых и материальных ресурсов, так как для сбора и обработки всего объема необходимой информации требуется значительное время. Часто сплошное наблюдение вообще невозможно, например, когда обследуемая совокупность слишком велика или отсутствует возможность получения информации обо всех единицах совокупности. По этой причине проводят несплошные наблюдения.

При несплошном наблюдении охватывается только определенная часть изучаемой совокупности, при этом важно заранее определить, какая именно часть изучаемой совокупности будет подвергнута наблюдению и какой критерий будет положен в основу выборки. Преимущество проведения несплошного наблюдения заключается в том, что оно проводится в короткие сроки, связано с меньшими трудовыми и материальными затратами, полученная информация носит оперативный характер. Существует несколько видов несплошного наблюдения: выборочное, наблюдение основного массива, монографическое.

Информация о работе Задачи статистики и ее организации