Задачи и принципы реформирования российской статистики в настоящее время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 18:33, реферат

Краткое описание

Перед органами государственной и ведомственной статистики стоит весьма значимая задача теоретического обоснования объема и состава статистической информации, соответствующая современным условиям развития экономики, способствующая рационализации в системе учета и статистики и минимизации затрат на выполнение этой функции.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная 1.docx

— 24.24 Кб (Скачать файл)

1. Задачи и принципы реформирования российской статистики в настоящее время.

Статистика играет важную роль в  управлении экономическим и социальным развитием страны, так как верность любого управленческого заключения во многом зависит от той информации, на базе которой оно принято. Только точные, достоверные и правильно  проанализированные данные должны приниматься  во внимание на высоких уровнях управления.

Исследованием экономического и социального  развития страны, отдельных регионов, отраслей, фирм, предприятий занимаются специально образованные для этого  органы, составляющие статистическую службу. В Российской Федерации функции  статистической службы исполняют органы ведомственной статистики и органы государственной статистики.

Наивысшим органом управления статистикой  является Государственный комитет  по статистике Российской Федерации. Он решает основные задачи, стоящие в  настоящее время перед российской статистикой, обеспечивает целостную  методологическую основу учета, сводит, анализирует полученную информацию, обобщает данные, публикует результаты своей деятельности.

Государственный комитет по статистике Российской Федерации (Госкомстат России) создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 1999 г. № 1600 «О преобразовании Российского статистического агентства в Государственный комитет Российской Федерации по статистике». Государственный комитет Российской Федерации по статистике является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики.

Государственный комитет по статистике Российской Федерации выполняет  следующие функции:

1) осуществляет сбор, обработку,  защиту и хранение статистической  информации, соблюдение государственной  и коммерческой тайны, необходимую  конфиденциальность данных;

2) обеспечивает функционирование  единого государственного регистра  предприятий и организаций (ЕГРПО)  на основе учета всех хозяйствующих  субъектов на территории Российской Федерации с присвоением им идентификационных кодов, исходя из общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации;

3) разрабатывает научно обоснованную  статистическую методологию, отвечающую  потребностям общества на современном  этапе, а также международным  стандартам;

4) осуществляет проверку за выполнением  всеми юридическими и другими  хозяйствующими субъектами законов  Российской Федерации, решений  Президента Российской Федерации,  Правительства Российской Федерации  по вопросам статистики;

5) издает постановления и инструкции  по вопросам статистики, обязательные  для исполнения всеми юридическими  и другими хозяйствующими субъектами, находящимися на территории Российской  Федерации.

Совокупность методов статистических показателей, методы и формы сбора  и обработки статистических данных, принятые Госкомстатом России, являются официальными статистическими стандартами  Российской Федерации.

Госкомстат России в своей основной деятельности руководствуется федеральными статистическими программами, которые  формируются с учетом предложений  федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, научных и  других организаций и утверждаются Госкомстатом России по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Главными задачами статистических органов страны является обеспечение  гласности и доступности общей (не индивидуальной) информации, а также  гарантия достоверности, правдивости  и точности учтенных данных. Кроме  того, задачами Госкомстата России являются:

1) представление официальной статистической  информации Президенту Российской  Федерации, Федеральному Собранию  Российской Федерации, Правительству  Российской Федерации, федеральным  органам исполнительной власти, общественности, а также международным  организациям;

2) разработка научно доказанной  статистической методологии, соответствующей  надобностям общества на современном  этапе, а также международным  стандартам;

3) координация статистической деятельности  федеральных органов исполнительной  власти и органов исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, предоставление условий  для применения указанными органами  официальных статистических стандартов  при проведении ими отраслевых (ведомственных) статистических  наблюдений;

4) разработка и анализ экономико-статистической  информации, составление необходимых  балансовых расчетов и национальных  счетов;

5) гарантирование полной и научно-обоснованной  статистической информации;

6) обеспечение всем пользователям  одинакового доступа к открытой  статистической информации путем  распространения официальных сообщений  о социально-экономическом положении  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, отраслей  и секторов экономики, издания  статистических сборников и других  статистических материалов. Вследствие  реформирования экономики Российской  Федерации видоизменилась и структура органов статистики. Местные районные статистические регистратуры упразднены и образованы межрайонные отделы статистики, которые являются представительствами территориальных органов статистики. Организация статистических органов России сейчас находится на стадии реформирования.

Как уже отмечалось выше, в настоящее  время статистическая наука в  России претерпевает некоторые изменения. Можно отметить основные направления, по которым должны быть произведены  реформы:

1) необходимо соблюдать основной  закон статистического учета  – гласность и доступность  информации при сохранении конфиденциальности  индивидуальных показателей (коммерческой  тайны);

2) необходимо реформирование методологических  и организационных основ статистики: изменение общих задач и принципов  ведения хозяйства приводит к  изменению и теоретических положений  науки;

3) переход к рыночной статистике  порождает необходимость совершенствования  системы сбора и обработки  информации путем введения таких  форм наблюдения, как цензы, регистры (реестры), переписи и др.;

4) необходимо изменить (усовершенствовать)  методологию исчисления некоторых  статистических показателей, которые  характеризуют состояние экономики  Российской Федерации, при этом  должны быть учтены международные  стандарты, иностранный опыт ведения  статистического учета, необходимо  систематизировать все показатели  и привести их в порядок,  соответствующий вопросам и требованиям  времени, с учетом системы национальных  счетов (СНС);

5) необходимо обеспечить взаимосвязь  статистических показателей, характеризующих  уровень развития общественной  жизни страны;

6) должны быть учтены тенденции  компьютеризации. В ходе реформирования  статистической науки должна  быть создана единая информационная  база (система), которая будет включать  в себя информационные базы всех статистических органов, находящихся на более низкой ступени иерархической лестницы организации государственной статистики.

Таким образом, в России до сих пор  происходят структурные сдвиги, которые  затрагивают все сферы общественной жизни страны. Так как статистика непосредственно связана практически  со всеми этими сферами, то и ее не обошел стороной процесс реформирования. В настоящее время проведена  большая работа по организации работы статистических органов, но она еще  не завершена, и предстоит еще  много внимания уделить улучшению  этого очень значительного для  государства информационного института.

Наряду с государственными статистическими  службами существует ведомственная  статистика, которая ведется в  министерствах, ведомствах, на предприятиях, в объединениях и фирмах всевозможных отраслей экономики. Ведомственная  статистика занимается сбором, обработкой и анализом статистической информации. Эта информация необходима для принятия руководством управленческих решений, для планирования деятельности организации  или органа власти. На малых предприятиях такой работой обычно занимается либо главный бухгалтер, либо непосредственно  сам руководитель. На крупных предприятиях, в которых разветвлена собственная  региональная структура или имеется  большая численность работающих, обработкой и анализом статистической информации занимаются целые отделы или управления. К такой работе привлекаются специалисты в сфере  статистики, математики, бухгалтерского учета и экономического анализа, менеджеры и технологи. Подобная команда, вооруженная современными средствами вычислительной техники, опираясь на методологию, предлагаемую теорией  статистики, и применяя современные  методики анализа, помогает строить  эффективные стратегии развития бизнеса, а также эффективно формировать  деятельность органов государственной  власти. Управлять сложными социальными  и экономическими системами, не обладая полной, достоверной и оперативной статистической информацией, невозможно.

Таким образом, перед органами государственной  и ведомственной статистики стоит  весьма значимая задача теоретического обоснования объема и состава  статистической информации, соответствующая  современным условиям развития экономики, способствующая рационализации в системе  учета и статистики и минимизации  затрат на выполнение этой функции.

Задание №2. Сформулируйте  объект, единицу и цель наблюдения и разработайте программу обследования промышленной фирмы.

Статистическое исследование начинается со сбора статистической информации, характеризующей изучаемые  социально-экономические явления  и процессы. Данный этап называется статистическим наблюдением.

Статистическое наблюдение –  это массовое,  планомерное,  научно организованное наблюдение за социально-экономическими явлениями и процессами, заключающееся в регистрации необходимых признаков у каждой единицы изучаемой совокупности.  Например, при переписи населения по каждому жителю страны регистрируются сведения о поле, возрасте, семейном положении, образовании и др.

Статистическое наблюдение,  как правило,  носит массовый характер.  Это проявляется в том,  что  при проведении наблюдения необходимо получить данные от максимально возможного числа изучаемых единиц совокупности. Массовый охват совокупности позволяет  получать наиболее точные данные, характеризующие  изучаемое социальноэкономическое явление, выявить имеющиеся закономерности и взаимосвязи.

Планомерность проведения статистического  наблюдения заключается в том,  что любое исследование проводится по заранее разработанному плану,  который включает в себя ряд вопросов, касающихся подготовительных работ, непосредственного сбора необходимой информации и обработки полученных данных.

Принцип научной организации  лежит в основе любого этапа статистического  исследования и заключается в  комплексном применении статистической методологии сбора и обработки данных.

Основная цель статистического  наблюдения –  это сбор статистической информации о социально-экономических  явлениях и процессах для получения  обобщающих характеристик.

На современном этапе  в статистике существует две основные формы статистического наблюдения:

− отчетность;

− специально организованное статистическое наблюдение;

− регистры.

Отчетность – это способ получения статистической информации от юридических лиц.  Отчетность представляет собой специально разработанные формы,  включающие в себя те признаки, которые подлежат регистрации. Формы статистической отчетности разрабатываются и утвержденные органами государственной статистики РФ. Одна из форм статистической отчетности представлена в приложении 1. Любое юридическое лицо, являющееся субъектом экономики РФ, обязано предоставлять отчетность органам государственной статистики по месту своей регистрации по установленным отчетным формам и в установленные сроки.

В период формирования рыночной экономики особое место в системе  сбора статистической информации стали  занимать специально организованные статистические наблюдения, которые проводятся для получения каких-либо данных, не содержащихся в предоставляемой отчетности или которые необходимы для проверки или уточнения данных, содержащихся в отчетах. 

Особо следует выделить такой  вид специально организованного  наблюдения,  как перепись.

Объектом статистического  наблюдения называется та совокупность,  о которой должны быть собраны нужные сведения. Объектами наблюдения могут быть,  например, коммерческие банки,  сельхозпроизводители,  промышленные предприятия,  студенты,  население и т.п.

Единицей наблюдения называют составной элемент объекта наблюдения, являющийся носителем признаков,  подлежащих регистрации.  Единицей наблюдения может быть человек, фермерское хозяйство, коммерческий банк.

Цель наблюдения. Статистические наблюдения чаще всего преследуют практическую цель - получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Например, целью микропереписи населения России в 1994 г. было получение данных о численности, составе населения, условиях его проживания.

Задача наблюдения предопределяет его программу и формы организации. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.

Объект и единица  наблюдения. Отчетная единица. При подготовке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т. е. установить объект наблюдения.

Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население отдельного региона, страны; лица, занятые на предприятиях отрасли), физические единицы (станки, машины, жилые дома), юридические лица (предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).

Чтобы определить объект статистического  наблюдения, необходимо установить границы  изучаемой совокупности. Для этого  следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других сходных  объектов. Например, прежде чем проводить  обследование рентабельности промышленных предприятий, следует определить формы  собственности, организационно-правовые формы предприятий, отрасли промышленности и регионы, подлежащие наблюдению.

Всякий объект статистического  наблюдения состоит из отдельных  элементов - единиц наблюдения.

Информация о работе Задачи и принципы реформирования российской статистики в настоящее время