Cемья в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:48, реферат

Краткое описание

Особенность данной работы заключается в изучении специфики выбора брачного партнера в студенческих группах.

Содержание

Введение
1. Семья в современном Российском обществе
2. Семья и брак в представлениях студенческой молодежи
3. Теории выбора брачного партнера
4. Особенности мотивации выбора брачного партнера среди студенческой молодежи
5. Социально – психологическая готовность к браку
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

  1. Семья в современном Российском обществе
  2. Семья и брак в представлениях студенческой молодежи
  3. Теории выбора брачного партнера
  4. Особенности мотивации выбора брачного партнера среди студенческой молодежи
  5. Социально – психологическая готовность к браку

Заключение

Список используемой литературы

 

Введение

Семья – это важнейшая форма  организации личной жизни, основанная на супружеском союзе и родственных  связях, т.е. отношениях между мужем  и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе общего семейного бюджета1.

Изучением проблемы выбора брачного партнера занимались многие отечественные  и зарубежные ученые. Среди них  такие, как Эйдемиллер Э.Г., Юстикс В., Перлман Д., Пепло Л.Э., Швец А.М., С.И.Голод, М.Джеймс, Антонов А.И., Шапиро Б.Ю., К.Витек, Карабанова О.А., Анурин В.Ф., Вишневский Ю.Р., Плотниекс И., Михеева А.Р., Дымнова Т.И. и другие.

Семья создается на всю жизнь, поэтому  при ее образовании в семейный фундамент должен закладываться большой запас прочности. Значительное влияние на устойчивость ее оказывает выбор брачного партнера. Поэтому особенность данной работы заключается в изучении специфики выбора брачного партнера в студенческих группах.

 

1. Семья в современном Российском обществе: проблемы, тенденции

Семья — древнейший социальный институт; она изменяется по мере развития общества — возникают новые нормы, ценности и образцы поведения в области  семейно-брачных отношений.

По мере развития общества меняются требования, предъявляемые к семье как социальному институту. В последние годы произошла трансформация как содержания, так и социальных функций семьи. Современная семья выполняет следующие функции: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, рекреативную (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха), коммуникативную и регулятивную (включающую первичный социальный контроль и реализацию власти и авторитета в семье)2.

Во многих современных исследованиях  брака и семьи приводятся данные, подтверждающие наличие кризиса данного социального института3.

Несмотря на неоднозначность поднимаемой  проблемы, практически все авторы выделяют следующие причины деструкции семейно-брачных отношений:

• падение уровня рождаемости;

• рост количества незарегистрированных браков;

• увеличение количества внебрачных рождений;

• деформация нравственных основ  семьи;

• усиление противоречий между личностью  и семьей;

• трансформация экономической  функции (снижение экономической роли мужчины в семье);

• усиление стереотипных проблем (отсутствие жилья, достойного заработка, отсутствие социально-психологической готовности к семейной жизни, психологические перегрузки);

• снижение эффективности взаимодействия между поколениями в семье.

Кроме того, в условиях расширения свободы сексуального и демографического поведения, помимо традиционных и нетрадиционных форм организации интимных отношений, получают развитие и альтернативные: гомосексуальные союзы и браки, групповые отношения и т. д.

Модернизация семейной культуры сопряжена с ослаблением традиционных нормативов брачно-семейных отношений, которые характеризовались слитностью брачного, сексуального и прокреативного компонентов поведения, жесткой определенностью и иерархичностью статусно - ролевой структуры.

Семья является одной из социальных форм существования человека. Представляя собой специфический вид жизнедеятельности людей, она своеобразно отражает характер общественных отношений, как бы концентрируя в себе проявления основных сфер жизни общества. Не случайно, поэтому семью часто называют своеобразной микромоделью общества. Семья связана с ним множеством связей, поддерживающих их взаимодействие. Она выступает посредствующим звеном между объективными социально-экономическими развития человека и индивидуально-личностными предпосылками его самореализации. В семье переплетается общественное и личное, формируются и удовлетворяются личные и общественные потребности, интересы, создаются семейные и общественные ценности.

Семья выступает посредником между  человеком, государством и другими социальными институтами. Семья – источник любви, уважения, солидарности и привязанности.

 

2. Семья и брак в представлениях студенческой молодежи

Проблемы молодежи и проблемы семьи  тесно взаимосвязаны в силу целого ряда причин, среди которых наиболее важными являются следующие.

Во-первых, образ жизни и  поведение молодежи в той или иной мере обусловлены условиями жизни и атмосферой родительской семьи, ее семейной культурой. И как показывают исследования, довольно часто именно семья является источником неблагополучия, кризисов и проблем молодежи.

Во-вторых, в структуре ценностных ориентации и видов деятельности,  характерных для  молодежного  возраста,  общение, межличностные  контакты и устройство личной жизни  занимают, как правило, одно из первых мест по степени значимости.

В-третьих, стиль брачно-семейного  и сексуального поведения, семейный статус молодежи не являются изолированными, а в значительной мере определяют состояние демографической структуры  всей семьи, перспективы ее развития, характер задач и проблем, которые ей предстоит решать.

В жизненных планах студентов заключение брака, создание семьи занимает одно из главных мест, является одной из ведущих установок их поведения.

Семья создается на всю жизнь, поэтому  при ее образовании в семейный фундамент должен закладываться большой запас прочности. Значительное влияние на устойчивость ее оказывает продолжительность предбрачного знакомства. Выбирая спутника жизни, надо его хорошо знать, для чего необходимо определенное время. В целом существуют три важнейших функции предбрачного ухаживания: накопление совместных переживаний и впечатлений; узнавание друг друга; проектирование семейной жизни. Ддя того, чтобы предбрачное ухаживание выполнило свои функции, необходимо, чтобы оно осуществлялось в самой разнообразной обстановке.

Основная сфера контактов современных молодых людей - это вуз. Поэтому нет ничего удивительного, что современный брак стал браком ровесников, а для студентов еще и преимущественно гомогенным, социально однородным.

Практика показывает, что наибольшая удовлетворенность семейной жизнью наблюдается у тех, кто знал друг друга с детства, в совместной учебе, работе. Напротив, разочарование в семейно-брачной сфере чаще встречается у тех, кто познакомился в местах отдыха, случайно. Последнее связано прежде всего с тем, что досуговое общение склонно к «парадности», на первое место здесь обычно выходит непосредственно значимое и привлекательное для него, а не ценное для будущей семейной жизни.

Показателями культуры брачно-семейных отношений являются ценности, которых придерживаются супруги в этой сфере. Одна из составляющих этих ценностей - представления супругов об основах счастливой супружеской жизни. Ориентация на любовь занимает ведущее место среди мотивов заключения брака. Между тем брак - не просто эмоциональный союз, а сложный социальный организм, со многими функциями и ценностями. Судя по данным некоторых социологических опросов, браки по любви далеко не всегда являются самыми счастливыми и прочными; иногда они уступают в этом отношении бракам, заключенным «по стереотипу» или «по расчету». Как ни велика нравственно-психологическая ценность любви, все-таки удовлетворенность браком, а следовательно, и семейное благополучие в большой степени зависят от ориентации супругов на все основные цели семейного союза, включая хозяйственно-бытовые, воспитание детей и т.д. К тому же заключающие брак часто заблуждаются, принимая за любовь иллюзии, связанные с ней. Как говорил Ларошфуко: «Любовь одна, но подделок под нее тысячи». Особенно это касается юношеских взаимоотношений, при которых «любовь» - нередко лишь ее зарождение, ее начало; она во многом оторвана от жизни, зачастую похожа на игру. Все, что связано с такой любовью (ухаживания, свидания, поцелуи), являются скорее некими символами взросления, самоутверждения. В какой-то мере можно сказать, что любви предшествуют само желание любить. А здесь-то и возможны ошибки, поскольку часто видишь, чувствуешь то, что хочется увидеть, почувствовать. Тем не менее, неспособность семьи выполнять духовно-эмоциональные функции создает затруднения для выполнения ею других своих функций.

Современная молодежь в основной своей  массе рассматривает как допустимые и нравственно оправданные добрачные сексуальные связи. Значительная часть молодежи имеет опыт добрачной половой жизни, которая является для нее, в первую очередь, своеобразной формой проведения досуга. Этот добрачный сексуальный опыт ведет к снижению в глазах молодежи института брака, появлению внебрачных беременностей. Таким образом, едва ли не в большинстве случаев регистрация брака лишь юридически оформляет уже существующие отношения.

Не все вступающие в брак соответствуют  требованиям, которые, благодаря развитию общества, становятся общепризнанными  для супругов и соответственно этому  ожидаются ими друг от друга. Несовпадение добрачных представлений о спутнике жизни и семье с реальностью - частое явление. Нередко это связано с однобокими представлениями молодежи о браке, семье, которые возникают отчасти из-за смешения ценностей супружества (забота друг о друге, страсть, совместное проведение свободного времени) и семейных ценностей (дети, долг, ответственность, материальное обеспечение). Семейные ценности при этом иногда отодвигаются на второй план.

Современные браки характеризуются  конфликтностью и неустойчивостью. И хотя студенческие семьи среди них являлись до последнего времени более прочными и стабильными, конфликты также не обходят их стороной. Таковы некоторые ценностные ориентации студентов в семейно-брачной сфере и проблемы, связанные с этим.

 

3. Теории выбора брачного партнера

Выбор брачного партнера – ответственный  шаг в жизни человека, поскольку  с этого начинается семейная жизнь, выбор партнера является своеобразным фундаментом, основой брачных отношений  и семейной жизни.

В научной литературе существует множество  теорий, объясняющих выбор брачного партнёра.

Остановимся на наиболее известных  моделях и теориях выбора брачного партнера.

1.  Теория З. Фрейда.

Фрейд утверждал, что в выборе сексуального объекта человеком проявляется смещение энергии либидо с самого первого объекта любви, т.е. с родителей. Иначе говоря, мужчина ищет жену, похожую на мать, а женщина — мужа, похожего на отца.

В социологической литературе можно  найти данные, подтверждающие этот тезис. В частности, Д. Едличка в своем исследовании 7000 супружеских пар обнаружил, что вероятность найти в опрошенной совокупности пары, в которых имелось сходство одного из партнёров с родителем противоположного пола, была выше, чем это теоретически возможна при случайном выборе.

2. Теория комплементарных потребностей Р.Ф. Уинча.

Основной тезис этой теории состоит  в том, что люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи психологические  особенности противоположны и комплементарны (дополнительны) их собственным. Человек стремиться удовлетворить свои социальные потребности и выбирает супруга, потребности которого соответствуют его собственным.

2 Инструментальная теория Р. Сентера.  

Инструментальная теория Р. Сентера  исходила из предположения, что люди стремятся выбрать себе в качестве брачных партнеров тех, чье поведение и другие характеристики обеспечивают максимум удовлетворения и минимум затрат для их потребностей.

Сентер полагал, что одни потребности  более значимы, а другие менее. Ценности (потребности), которые более  типичны для мужчины, должны соответствовать потребностям, более типичным для женщины.

3. Теория обмена Дж. Хоманса. 

Основана на модели социального  взаимодействия Дж. Хоманса, согласно которой базисом возникновения нормативного порядка в обществе является взаимная полезность людей, выгоды, которые они получают в результате обмена между собой разного рода благами (не обязательно материальными). Согласно Хомансу, в обществе всегда существует некая шкала ценностей, которые могут быть вовлечены  в обмен. Человек "обменивает" некоторые свои качества на качества или свойства других людей: физическую привлекательность на благосостояние, богатство на громкий титул и т. п.

4. Модель «фильтров» Дж. Удри

Выбор брачного партнера выступает как процесс последовательного «отсева» кандидатов через иерархическую систему фильтров всё более и более пристрастного, т.е. задающего всё более и более жёсткие рамки и критерии, отбора.

 

4. Особенности мотивации выбора брачного партнера среди студенческой молодежи

Выбор партнера – исключительно важный выбор, может быть, главный выбор из всех, совершаемых человеком в своей жизни. Не умаляя значение выбора профессии, рода деятельности, места жительства и других, мы понимаем, что выбор партнера если не определяет, то по крайней мере существенно влияет на все сферы жизни человека, на его образ жизни, на его мироощущение – проще говоря, на его счастливость или несчастливость.

Как правило, первичный выбор брачного партнера осуществляется в молодости, в студенческие годы.

Именно поэтому проблема выбора брачного партнера среди молодежи привлекала внимание многих психологов – и исследователей, и практиков.

Рассмотрим основные мотивы вступления в брак среди молодежи,  исходя из данных социально-психологического исследования семейно-брачных отношений, проведенного А.М. Швец4.

Ведущим  мотивом вступления в  брак среди молодежи выступает любовь и секс.

По своей природе мужчины  и женщины различны, не одинаково  и их представление о любви. Для  женщин на первом месте стоит эмоциональная  сфера любви (удовлетворение потребности в душевной близости, взаимопонимании и взаимном доверии), у мужчин — физическая («желание иметь регулярный секс на законных основаниях»). Гармония супружеских отношений складывается из двух составляющих: личностной (душевной) и интимной. Обе эти составляющие важны. Преобладание факторов той или иной составляющей уводит супругов от гармонии.

Информация о работе Cемья в современном обществе