15 законов, управляющие формированием общественного мнения, Хэдли Кэнтрила

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:08, реферат

Краткое описание

Хэдли Кэнтрил (1906–1969) занимает уникальное место в истории исследований общественного мнения и его конституирования в системе властных институтов Америки. Он был психологом и социологом, философом науки и политическим исследователем, журналистом и дипломатом; первооткрывателем механизмов массового сознания и поведения, прекрасно знавшим тонкости опросных технологий. С Кэнтрила начинается прямое сотрудничество американских президентов со специалистами по изучению общественного мнения. Он принимал участие в создании ряда научных центров по изучению общественного мнения, подготовил большое число специалистов, руководил многими исследовательскими проектами, результаты которых давно считаются классическими. Как автор, соавтор и редактор Кэнтрил выпустил 20 книг и множество статей. Он является одним из создателей самого известного и престижного в своей области журнала Public Opinion Quarterly.
Так же социальным психологом Х.Кэнтрилом были сформулированы 15 законов, управляющие формированием общественного мнения.

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 23.47 Кб (Скачать файл)

Хэдли Кэнтрил (1906–1969) занимает уникальное место в истории исследований общественного мнения и его конституирования в системе властных институтов Америки. Он был психологом и социологом, философом науки и политическим исследователем, журналистом и дипломатом; первооткрывателем механизмов массового сознания и поведения, прекрасно знавшим тонкости опросных технологий. С Кэнтрила начинается прямое сотрудничество американских президентов со специалистами по изучению общественного мнения. Он принимал участие в создании ряда научных центров по изучению общественного мнения, подготовил большое число специалистов, руководил многими исследовательскими проектами, результаты которых давно считаются классическими. Как автор, соавтор и редактор Кэнтрил выпустил 20 книг и множество статей. Он является одним из создателей самого известного и престижного в своей области журнала Public Opinion Quarterly.

Так же социальным психологом Х.Кэнтрилом были сформулированы 15 законов, управляющие формированием общественного мнения. 

Прежде чем начать разговор непосредственно о законах, сформулированных  Кэнтрилом, я думаю, стоит рассмотреть сам феномен общественного мнения.

Итак, общественное мнение –  это, прежде всего состояние массового сознания, заключающее в себе отношение людей к событиям и фактам социальной действительности. В современном обществе общественное мнение формулируется влиянием источников информации и пропаганды, а так же  используется господствующими классами в системе идеологического управления, в том числе в качестве средства манипулирования сознанием людей. 

Как известно, общественное мнение непостоянно и неоднородно. Именно поэтому нельзя исследовать этот феномен, опираясь на конкретные схемы.

Однако существует пять основных идей, которые присутствуют во всех исследованиях общественного мнения:

  • На мнение наибольшее влияние оказывают сами события.
  • Обычная реакция общественного мнения требование что-то сделать.
  • Личный интерес оказывает сильное влияние на мнение людей.
  • Лидерство высоко ценится, хотя не всегда объективно и критично.
  • Трудно оценить правоту общественного мнения. 

Социологи выявили самые распространенные человеческие слабости, с помощью которых манипуляторы с легкостью добиваются поставленных целей.

В список пунктов, ослабляющих эмоциональный  иммунитет человека, входят:

  • Глупость
  • Необразованность
  • Жалостливость
  • Азартность
  • Суеверность
  • Внушаемость
  • Слабохарактерность
  • Отсутствие морального стержня

 

Так же людей превращают в жертву их собственные эмоции. Как раз об этом и говорит Кэнтрил в одном из пятнадцати законов формирования общественного мнения: «Общественное мнение так же, как и индивидуальное, всегда эмоционально. А раз оно базируется на эмоциях, а не просто на информации, то оно всегда готово к резким изменениям под влиянием событий и т.д.».

 

И действительно с этим невозможно не согласиться.  Чтобы  легко повлиять на группу людей достаточно вызвать у нее эмоции, которые  способны вывести людей из равновесия и сделать их легко управляемыми. В такой ситуации манипулятор как из пластилина лепит общественное мнение, формируя его исходя из своих интересов.

 

В доказательство этому, можно  привести пример Албанско-сербского  Конфликта 1999 года. СМИ США освещали события в Косово искаженно в  силу политических интересов Штатов. Поэтому  аудитория Западной Европы и США не могла объективно оценить  происходящие события.

 

Так же, я думаю, будет уместен  пример покушения на В.В. Путина. Информация о том, что на премьер-министра РФ готовится покушение, появилась в прессе в канун президентских выборов. Аналитики полагают, что этот инцидент мог повлиять на результаты голосования.

 

«В целом, если граждане демократического общества имеют возможность получать образование и пользоваться широким доступом к информации, то общественному мнению, присущи трезвость и здравый смысл. Чем больше люди разбираются в собственных преимуществах, создаваемых происходящими событиями и предлагаемыми им проектами, тем скорее они склонны согласится с более объективными соображениями реалистично мыслящих специалистов» – еще один закон Хэдли Кэнтрила.  
Этот закон распространяется на маленькую группу людей, которые способны анализировать происходящее и делать выводы без помощи стейкхолдеров, лидеров общественного мнения и влиятельных СМИ, и, следовательно, такие люди не поддаются на влияние со стороны организаторов манипуляции.  
Что касается другой большей группы людей, хорошо выразился Эдуард Бернес: «Люди должны быть контролируемы без своего знания об этом». Общество не замечает, что находится под постоянным влиянием. Тут скорее срабатывает эффект толпы, чем умело пользуются политики, например. Происходит психологическое заражение и публика становится слабохарактерной.  
 
«Общественное мнение не предвидит критических ситуаций, оно лишь реагирует на них» - еще один из пятнадцати законов Хэдли Кэнтрила.  
Социологи утверждают, что любое событие, попавшее в фокус общественного мнения, рассматривается с точки зрения одобрения или осуждения, то есть, общественное мнение носит оценочный характер. Оценка складывается на основе знаний, которые были взяты из информации, предоставляемой СМИ. Постоянное информирование населения – неотъемлемая часть демократического общества. Компетентность общества – это способность адекватно и самостоятельно давать оценку происходящему. Из этого вытекает, что общественное мнение – это эффективное средство регулирования социальной и политической жизни. Оказывается, что нет. Общественное мнение не является заметным фактором социально - политической жизни и власть не считается с ним. Яркий пример этому, то, что многочисленные политические скандалы, которые подорвали имидж многим известным лицам, в глазах общественности, никоим образом не повлияли на их политическую карьеру.  
Лишь в период избирательных кампаний, общественное мнение становится объектом усиленного внимания.  
Законами Хэдли Кэнтрила гласит: «Общественное мнение будет долго находиться в возбужденном состоянии, если люди не почувствуют, что затронуты их личные интересы».  
Это служит объяснением того, почему избирательные кампании напрямую обращаются к каждому индивидуально: «Голосуй, а то проиграешь», или самый известный лозунг времен коммунизма «Ты записался добровольцем?». 
Такие лозунги влияют на одного человека, что впоследствии дает возможность формировать мнение огромного количества людей.  
Общественное мнение подвержено воздействию и манипулированию, поэтому оно не всегда адекватно отражает объективную ситуацию в области политики и общества в целом. По мнению Хэдли Кэнтрила, общественное мнение, как правило, быстрее формулируется под влиянием событий, чем слов, во всяком случае, пока устные заявления не станут реальностью. Хороший пример приводит в своей работе В. Харитонова, говоря о том, что кандидаты своими действиями подкупают избирателей, особенно пенсионеров, которые являются самой активной группой электората. Для этого кандидаты устраивают чаепития, раздают подарки, лекарства, оказывают материальную помощь. То есть происходит обыкновенный подкуп избирателей, что являет собой реальное действие, а не пустословие.

Обобщая все пятнадцать законов  Кэнтрила, можно сделать несколько выводов:

  1. На общественное мнение, прежде всего, оказывают влияние события;
  2. типичной обратной реакцией общественного мнения является требование действовать; 
  3. чтобы увлечь людей, всегда нужно принимать в расчет их собственные интересы;
  4. требования, предъявляемые руководству, не всегда объективны и самокритичны; 
  5. всегда трудно определить надежность оценки состояния общественного мнения.

Информация о работе 15 законов, управляющие формированием общественного мнения, Хэдли Кэнтрила