Язык и мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 18:09, реферат

Краткое описание

Тема соотношения языка и человеческого сознания до сих пор остается до конца не изученной, а потому притягательной для изучения таких наук, как языкознание, психология, лингвистика, психолингвистика, логика и других. Мы нисколько не сомневаемся, что мышление и язык связаны между собой, но наиболее интересным, на наш взгляд, представляется вопрос: какой элемент в этой связке является доминирующим - язык или мышление; мы говорим, потому что так думаем или мы думаем, потому что так говорим.

Содержание

Введение _______________________________ стр. 2

Глава I. Возникновение языка, речи, мышления и связь между ними______________________________________ стр. 4

Глава II. Язык определяет мышление или мышление определяет язык?______________________________________ стр. 6

Заключение_______________________________ стр. 7

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.29 Кб (Скачать файл)

 

 

   

     
 
 

Введение  _______________________________        стр. 2        

 

Глава I. Возникновение языка, речи, мышления и связь между ними______________________________________       стр. 4

 

Глава II. Язык определяет мышление или мышление определяет язык?______________________________________      стр. 6

 

Заключение_______________________________   стр. 7

 

 

Библиография ____________________________   стр. 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема  соотношения языка и человеческого сознания до сих пор остается до конца не изученной, а потому притягательной для изучения таких наук, как языкознание, психология, лингвистика, психолингвистика, логика и других. Мы нисколько не сомневаемся, что мышление и язык связаны между собой, но наиболее интересным, на наш взгляд, представляется вопрос: какой элемент в этой связке является доминирующим - язык или мышление; мы говорим, потому что так думаем или мы думаем, потому что так говорим.

    Язык и мышление - два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся друг от друга по своей сущности и специфическим признакам. "Мышление - высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредствованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества" ("Философский энциклопедический словарь", 1983). Процессы мышления проявляются в трех основных видах, выступающих в сложном взаимодействии, - практически-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом. "Орудием мышления является язык, а также др. системы знаков (как абстрактных, например, математических, так и конкретно-образных, например, язык искусства)" (там же). Язык - это знаковая (в своей исходной форме звуковая) деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей и обмен информацией между членами общества. Мышление, за исключением его практически-действенного вида, имеет психическую, идеальную природу, между тем как язык – это явление по своей первичной природе физическое материальное.

    Находясь на пересечении трех наук — лингвистики, философии и психологии, эта проблема должна решаться совместными усилиями этих наук, что фактически и имеет место. Однако в такого рода исследованиях наблюдаются известные недостатки. Как правило, исследование проводится все же преимущественно в каком-нибудь одном аспекте в зависимости от специальности исследователя. Это до известной степени неизбежно, так как трудно быть одинаково квалифицированным лингвистом, философом и психологом. Другой характерной чертой подобных исследований является то, что они осуществляются во многом умозрительным порядком и как своеобразная логическая задача, в которой выводы иногда предшествуют наблюдению над фактами. Между тем современная наука, в частности психология, накопила огромное количество

                                                        2

экспериментальных материалов и фактов, не считаться с которыми в

 данном случае было бы неправильно. И, наконец, рассмотрение этой проблемы носит нередко весьма ограниченный, узкий характер. Хотя многосторонность ее очевидна и исследование фактически и проходит по разным направлениям, эти направления не смыкаются друг с другом, а существуют независимо друг от друга, составляя несколько автономных проблем.

   Собственно проблема взаимоотношения языка и мышления  обычно рассматривается только с точки зрения тех функций, которые язык выполняет в процессах мышления. Главным вопросом здесь является: возможно ли внеязыковое мышление, и если нет, то какую роль при этом играет язык. Но это только одна сторона проблемы, один ее аспект, одно направление ее исследования. Противоположное направление должно определить, какое влияние мышление и его категории могут оказывать на язык и его структуру. Сюда, следовательно, относятся такие более частные проблемы, как отношения понятия и лексического значения, логики и грамматики, суждения и предложения.

   Выяснение степени и конкретного характера связи между языком и мышлением составляет одну из центральных проблем теоретического языкознания и философии языка с самого начала их развития. В решении этой проблемы обнаруживаются глубокие расхождения - от прямого отождествления языка и мышления (Ф. Э. Д. Шлейермахер, И. Г. Гаман) или их чрезмерного сближения с преувеличением роли языка (В. фон Гумбольдт, Л. Леви-Брюль) до отрицания непосредственной связи между ними (Ф. Э. Бенеке) или, чаще, игнорирования мышления в методике лингвистического исследования (лингвистический формализм, дескриптивизм).

 

    У швейцарского лингвиста Фердинанда Соссюра мы читаем: язык - это, с одной стороны, социальный продукт речевой способности, с другой - совокупность необходимых условий, усвоенных общественным коллективом для осуществления этой способности у отдельных лиц. "Язык есть система знаков, выражающих идеи…" В свою очередь речевой способностью мы можем назвать деятельность, данную нам от природы, т.е. способность воспроизводить звуки.

  Психолог Столяренко Л.Д. дает следующее определение: "Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами…. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии".

"Сознание - высшая, свойственная  человеку форма обобщенного

                                                    3

 отражения объективных  устойчивых свойств и закономерностей  окружающего мира, формирования  у человека внутренней модели  внешнего мира, в результате чего  достигается познание и преобразование  окружающей действительности". Таким образом, мышление является составляющей сознания и соответственно включено в его процессы.

 

 

Глава 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЯЗЫКА, РЕЧИ, МЫШЛЕНИЯ И СВЯЗЬ МЕЖДУ НИМИ

 

   Считается, что из всех живых организмов только человек способен создать и усвоить сложную систему языка. Бесспорно, что животные могут издавать и издают присущие их виду звуки, но это только звуковая сигнализация, не более того. Гамадрилы, которые генетически очень близки к человеку, могут издавать около 20 различных сигнальных звуков. Ими эти стадные животные оповещают друг друга о приближающейся опасности, о нужде в защите, нахождении новых мест обитания и т.п. Однако их крики нельзя расчленить на элементы, и они не могут быть синтезированы в новые структуры. То есть, если список звуков фиксирован, в данном случае их 20, то обезьяны не могут составить какое-нибудь новое сообщение, кроме этих 20.

Напротив, человеческий язык обладает удивительными возможностями  из ограниченного количества речевых  звуков (фонем, которых, например, в  русском языке 40) создавать неограниченное количество слов, из которых затем  создается огромное количество предложений, из последних формируются тексты (речь) также в бессчетном разнообразии.

Теорий происхождения  языка множество: от "божественного" наделения человека языком и звукоподражания  до мутационных процессов. Наиболее интересная и вероятная в этом плане теория происхождения языка, сформулирована одним из исследователей - Нуаре, впоследствии она была подтверждена рядом других наблюдений и может  быть обозначена как трудовая теория происхождения языка.

Эта теория заключается в  следующем.

В процессе общественного  труда, как указывал Энгельс, у людей  возникла объективная потребность  что-то сказать друг другу. Это было необходимое явление; когда над  одним объектом трудятся несколько  человек, например, группа людей тащит ствол поваленного дерева, здесь возникает объективная необходимость не просто сопровождать это какими – то возгласами или криками,

                                                 4

 выражающими эмоциональное состояние, а обозначить предмет

 действия или само  действие известным знаком.

Это обозначение может  иметь характер жеста или звука, но в обоих случаях оно обязательно  должно иметь предметное значение, оно должно обозначать нечто вроде  следующего: тащи дерево, клади, оставь, осторожно. Эти жесты или возгласы, родившиеся в совместном труде групп  людей, были вначале диффузны, они  объединяли жест и действие, жест и  звук, они не имели никакого значения вне действия, вне труда и не возникали вне труда. Но когда  они возникли в основе действия, то понять их можно было только в  контексте действия.

Сначала эти “слова”  появлялись только в процессе труда, затем они стали появляться при  отсутствии предметов, вне процессов  труда, и тогда они стали вызывать не переживания, которые появляются во время труда, а образ того предмета, с которым труд был связан. Именно эта элементарная диффузная речь, в которой были элементы действия, жеста, тона и звука, различные для  разных предметов, и послужили исходным для дальнейшего формирования языка. Постепенно слово, возникшее в процессе труда, состоявшее из жестов и звуков, начало отделяться от непосредственной деятельности, потеряло непосредственную связь с ним и начинало приобретать  известную самостоятельность, сохраняя вместе с тем то значение, которое  оно первоначально получило в  процессе трудовых действий.

Так постепенно начала развиваться  система обозначений, составляющая лексический код языка. И эти  слова, возникшие в трудовом действии, отделились от него и превратились в систему сигналов, которая обозначает вещи даже при отсутствии этих вещей. Таким образом, человек получил  возможность общаться непосредственно  при помощи звуков.

Как язык, так и мышление не являются неизменными по своей  сути. На протяжении всей жизни человека они подвергаются качественным изменениям, причем на каждом возрастном этапе  приобретают свои особенности.

На первый взгляд кажется  очевидным связь языка и мышления. Но так ли это на самом деле? Можем  ли мы ответить на этот вопрос?

По мнению известного лингвиста  Ф. Соссюра, мышление в его психологическом  отношении - это бесформенная и смутная  масса, которая похожа на туманность, где ничто не разграничено. "Нет  предустановленных идей, и нет  никаких различений до появления  языка".  А звуковая субстанция - это не более чем пластическая материя, которая в свою очередь  делится на отдельные частицы, могущие  служить необходимыми для мысли "означающими".

У него роль языка по отношению к мысли совсем не заключается в

                                                 5

создании материального звукового средства для выражения идей. Здесь скорее язык служит неким посредником между мышлением и звуком и притом таким образом, что их объединение неизбежно приводит к обоюдному разграничению единиц. И тогда мышление, которое по своей природе хаотично, вынуждено уточняться, разлагаясь. "Язык можно также сравнить с листом бумаги: мысль - его лицевая сторона, а звук - оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную; так и в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли…"

Однако советский психолог Л.С. Выготский в своей работе "Мышление и речь " указывает  на то, что нельзя отождествлять  слово и мысль. “…Если слово и мысль совпадают, если это одно и то же, никакое отношение между ними не может возникнуть и не может служить предметом исследования, как невозможно представить себе, что предметом исследования может явиться отношение вещи к самой себе”2. Да и рассматривать, у него, нужно не мысль и слово, а значение слова, ибо звук без значения, пустой звук. Однако "…оно (значение слова от авт.) есть феномен словесной мысли или осмысленного слова, оно есть единство слова и мысли".

 

 

Глава 2. ЯЗЫК ОПРЕДЕЛЯЕТ МЫШЛЕНИЕ ИЛИ МЫШЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЯЗЫК?

 

"Люди живут не только  в объективном мире и не  только в мире общественной  деятельности, как это обычно  полагают; они в значительной  мере находятся под влиянием  того конкретного языка, который  стал средством выражения для  данного общества. Было бы ошибочным  полагать, что мы можем полностью  осознать реальность, не прибегая  к помощи языка, или что язык  является побочным средством  разрешения некоторых специальных проблем общения и мышления".

Это высказывание Эдуарда  Сепира использовал Бенджамин Ли Уорф эпиграфом к своей работе "Отношение норм поведения и мышления к языку", в которой он изложил свои мысли по поводу взаимодействия языка и мышления. Отношение американских лингвистов Э. Сепира и Б. Уорфа к проблеме языка и мышления можно обозначить так - язык определяет мышление.

 

 

 

                                        

 

                                               6

 

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Какое бы явление,  касающееся языка и сознания, мы не взялись объяснять, обнаруживало  наличие нескольких теорий, каждую  из которых как трудно опровергнуть, так и доказать. Однако все  изученные известные теории имеют и нечто общее. Все они говорят о взаимозависимости мышления и языка.

 

 

Библиография

  1. Бахтин М.М. Под маской. М.: Издательство “Лабиринт”, 2000.
  2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Издательство “Лабиринт”, 1999.
  3. Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М.: Издательство “Логос”, 1998.
  4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2000.

         8. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку. htpp:// www. lingva.ru


 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                7


Информация о работе Язык и мышление