Э. Дюркгейм и его вклад в социологическую науку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:50, контрольная работа

Краткое описание

Социология, по мнению Э.Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Социальный факт специфичен. Он порожден объединенными действиями индивидов, но качественно отличается по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний потому, что у него другое основание, другой субстрат - коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы по крайней мере несколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбинация породила какой -то новый результат.

Содержание

Введение………………………………………………….....................…………..2

1. Жизненный путь ученого…………………………………................................3

2. Солидарность: проблема интеграции индивида и общества………………...5

3. Типы социальной солидарности……………………........................................7

3.1 Механическая солидарность…………………………………........................7

3.2 Органическая солидарность………………………………….........................9

Заключение……………………………………………………….........................13

Список использованной литературы………………….......................................14

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 75.90 Кб (Скачать файл)

 

Идеи К. Маркса не могут пройти мимо внимания французского ученого. Ведь на рубеже Х1Х-ХХ вв. популярность этих идей была столь велика, что все социальные мыслители, так или иначе обращались к марксизму, становясь его горячими приверженцами, вступая с ним в диалог или же энергично с ним полемизируя. Дюркгейм был знаком с работами Маркса, но отрицал его влияние на свои исследования, что, по-видимому, соответствовало действительности. Он признавал плодотворной идею Маркса о том, что социальную жизнь необходимо объяснять не представлениями ее участников, а более глубокими причинами; на этой идее, собственно, базируется социология как наука. Однако, согласно Дюркгейму, эта идея, составляющая логическое завершение эволюции социальной мысли, никак не связана с социалистическим движением и «грустным зрелищем конфликта между классами». В свою очередь социализм не связан нераз-рывно с классовой борьбой. По Дюркгейму, он может быть объектом науч-ного анализа, может основываться на науке, но сам по себе не является научной теорией.

 

В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия «социализм» и «коммунизм». С его точки зрения, при коммунизме социальные функции являются общими для всех, социальна масса но состоит из дифференцированных частей; социализм же, наоборот, основан на разделении труда и «стремится связать различные функции с различными органами и последние между собой»

 

Дюркгейму было присуще широкое  толкование социализма, он считая, что нужно исследовать все его виды и разновидности. Исходя из этого, он определял социализм следующим образом: «Социализм - это тенденция к быстрому или постепенному переходу экономических функций из диффузного состояния, в котором они находятся, к организованному состоянию. Это также, можно сказать, стремление к более или менее полной социализации экономических сил».

 

Хотя социология Дюркгейма в  целом была направлена против биологи-ческих интерпретаций социальной жизни, он испытал несомненное влия-ние биоорганической школы, в частности, таких ее представителей, как немецкий социолог А. Шеффле и французский ученый А. Эспинас. Дюркгейм высоко ценил работы Шеффле, особенно ею известный труд «Строение и жизнь социальных тел»; рецензия на эту книгу была первой научной публикацией французского социолога. Книгу Эспинаса «Общества животных» Дюркгейм считал «первой главой социологии». У этих же авторов он заимствовал столь важное для своей теории понятие «коллективное сознание». Дюркгейм не пренебрегал излюбленным методом органицистов - биологическими аналогиями, особенно на первом этапе своего научного творчества. Наконец, следует указать на влияние двух учителей Дюркгейма в Высшей Нормальной школе, о которых упоминалось выше: философа Э. Бугру и историка Фюстеля де Куланжа. Первый из них внушал своему ученику методологическую идею, согласно которой синтез, образуемый сочетанием элементов, но может объясняться последними; сложное нельзя выводить из простого, поэтому каждый более сложный уровень реальности должен объясняться на основе собственных принципов средствами специфической науки. Эта идея послужила одним из отправных пунктов дюркгеймовской концепции построения социологии как самостоятельной науки.

 

Учитель прививал своим ученикам внимание к тщательному и систематическому анализу фактов, воспитывал в них  интеллектуальную че-стность и отрицательное отношение к любым предвзятым идеям, какими бы благородными они ни были. «Патриотизм - добродетель, а история - наука; их нельзя смешивать»; «Для одного дня синтеза нужны годы анализа» - эти афоризмы Фюстеля де Куланжа оставили глубокий след в душе молодого ученого.

 

Несмотря на то что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Теории Конта и других мыслителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу.

 

РАЗДЕЛ 2 »СОЦИОЛОГИЗМ» Э. ДЮРКГЕЙМА  КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА

 

2.1 »Социологизм» как философское  обоснование социологии

 

В качестве обобщающего понятия, которое  выражает основные принципы теории и  методологии социологии Дюркгейма, выступает понятие «социологизм», хотя, естественно, оно не охватывает и не исчерпывает всего многообразия идей Дюркгейма.

 

В чем же суть этого понятия, подводящего  под общий знаменатель концепции  данного автора?

 

Во всякой теории общества, теории социологии явно или не явно присутствует теория человека, она (теория социологии) так или иначе базируется на философской антропологии. И в этом плане человек для Дюркгейма - это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят друг другу две сущности: социальная и индивидуальная. Эти два начала человеческой природы также выступают у Дюркгейма в разнообразных дихотомиях:

 

а) факторы, специфичные для общества, и выделяемые в постулируемые  характеристики человеческой природы;

 

б) факторы, общие для данного  общества или группы и характерные  для одного или нескольких индивидов;

 

в) сознание и поведение ассоциированных  индивидов, с одной стороны, и  изолированных индивидов - с другой и т.д.

 

Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые характеризуются  двумя основными признаками: во-первых, они существуют вне индивида; во-вторых, оказывают на него принудительное воздействие.

 

Несколько позже, развивая эту мысль, он рассматривает «социальный факт»  в более широкой плоскости  и выражает этот весьма специфический  способ бытия термином «институт», в котором, по Дюркгейму, отражаются «все верования, все поведения, установленные  группой». Отсюда он дает следующее  определение социологии: «Социологию... можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании».

 

Его социология делилась на три основные сферы: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию, которые  отражали в определенной мере его  взгляды на назначение тех или  иных сфер социальной жизни.

 

Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение географической основы жизни народов  в связи с социальной организацией, а также народонаселения, его  объема, плотности, распределения по территории.

 

Социальная физиология, которая  исследует «жизненные проявления обществ», охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя:

 

социологию религии;

 

социологию морали;

 

юридическую социологию;

 

экономическую социологию;

 

лингвистическую социологию;

 

эстетическую социологию.

 

Общая социология, подобно общей  биологии, осуществляет теоретический  синтез и устанавливает наиболее общие законы. Эта структура, если вспомним, отражает общий замысел  строения социологической науки, высказанный  Контом, то есть можно наблюдать  преемственность подходов, которая  сохранялась длительное время во французской социологии.

 

Что касается его утверждения о  принудительной силе (воздействии) по отношению к индивидам, то Дюркгейм приводит множество примеров, причем очень разных, которые демонстрируют  применение термина «принуждение».

 

Так, по Дюркгейму, принуждение имеет  место, когда на собрании или в  толпе всем внушается какое-либо чувство или коллективная реакция (например, смех). Такой феномен оказывается  типично социальным, поскольку его  опорой и субъектом выступает  группа, а не отдельный индивид. Точно  так же и мода - это социальный феномен: каждый одевается определенным образом в данное время, потому что  так одеваются остальные. В качестве примера Дюркгейм берет также  общественное мнение, которое побуждает  к большей или меньшей рождаемости, к браку, самоубийству и т. д. Это  общественное мнение он определяет как  состояние коллективной души. Наконец, нельзя не назвать институт воспитания, право, верования, которые также  отличаются тем, что они всем навязываются и заданы извне. Таким образом, феномен  толпы, различного рода потоки мнений, мораль, воспитание, право, верования - все эти факты Дюркгейм объединяет на основании свойственного им одинакового  главного признака. Они всеобщи, потому что это коллективные факты; они  оказывают различное влияние  на каждого в отдельности. Говоря словами Дюркгейма: «Социальным  фактом является любой, устоявшийся  или нет, способ сделать индивида восприимчивым к внешнему принуждению  и, кроме того, способ, общий для  данного социального пространства, существующий независимо от своих индивидуальных проявлений». Эти два положения, которые являются основой его  методологии, и послужили предметом  бесконечных споров и обвинений  в адрес Дюркгейма.

 

Если в начальный период своей  научной деятельности он постоянно  подчеркивал внешний и принудительный характер социальных фактов и при  объяснении социальных явлений часто  обращался к демографическим  и социально-экономическим факторам (объем и плотность населения, структура и степень сложности  социальных групп и т. д.), к «социальной  среде» и «социальным условиям», то впоследствии он все чаще обращается к понятиям «чувство долга», «моральный»  авторитет общества и другим психологическим, а подчас и символическим посредникам между обществом и индивидом.

 

Данная смена понятийных приоритетов  выражает известное осознание Дюркгеймом того, что социальные факты влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы  их интериоризации, что внешняя детерминация осуществляется не напрямую, а через ценностные ориентации индивидов, а также, что действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов.

 

Дюркгейм, стремясь построить социологию как специальную научную дисциплину, имеющую свой особый предмет, поддающийся  эмпирическому исследованию, настаивал  на общезначимости ее результатов для всех социогуманитарных наук, поскольку они также в той или иной степени сталкиваются с коллективными аспектами человеческой деятельности, и он решительно отделял «коллективно-всеобщее» от единичного, индивидуально-психологического.

 

Данная теоретико-методологическая установка нашла свое эпохальное воплощение в социологии М. Вебера.

 

2.2 онтологическая сторона социальной  реальности

 

Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обознача-ют как «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особен-ности социологических воззрений французского ученого.

 

Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический.

 

Онтологическая сторона «социологизма», т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых  положениях.

 

1. Социальная реальность включена  в универсальный природный по-рядок; она столь же устойчива, основательна и «реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов.

 

2. Общество - это реальность особого  рода не сводимая к другим  ее видам.

 

Речь идет прежде всего о всемерном подчеркивании автономии соци-альной реальности по отношению к индивидуальной, т. с. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. «...Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами. Ко-нечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомби-нированы определенным образом», - пишет Дюркгейм. Идея дихотомии индивида и общества красной нитью проходит через все науч-ное творчество французского социолога. В различных его исследованиях эта дихотомия выступает в форме понятийных пар, так или иначе воплощающих противоположность этих реальностей. «Индивидуальные факты - социальные факты», «индивидуальные представления - коллективные пред-ставления», «индивидуальное сознание - коллективное сознание», «светское - священное» - таковы некоторые из основных дихотомий социологии Дюркгейма.

 

Указанные дихотомии, в свою очередь, непосредственно связаны с об-щей  концепцией человека у Дюркгейма  в которой сосуществуют, взаимодействуют  и борются две сущности: социальная и индивидуальная .

 

Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним  суще-ствованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отно-шению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне и надиндивидуальная реальность. Оно - «реальный» объект всех религиозных и гражданских культов. Оно представляет собой более богатую и более «реальную» реальность, чем индивид, оно доминирует над ним и создает его, являясь источником всех высших ценностей.

 

Таким образом, характерная онтологическая черта «социологизма» - это «социальный  реализм», хотя у Дюркгейма он и  не выражен в столь экстремистской форме, как, например, у Гумпловича. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. Здесь сказалось, в частности, влияние Э. Бугру и В. Вундта. Аналогичные идеи применительно к поведению толпы развивал во Франции Г. Лебон.

 

2.3Методологический аспект «социологизма»

 

Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его онтоло-гическим аспектом и симметричен ему.

 

1. Поскольку общество - часть природы,  постольку наука об обществе- социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее по-знавательной целью провозглашается исследование устойчивых причин-но-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам ес-тественных наук. Отсюда множество биологических и физических анало-гий и понятий а его работах, особенно ранних.

 

Основной принцип его методологии  выражен в знаменитой формуле, согласно которой асоциальные факты нужно  рассматривать как вещи». Исследованию должны подвергаться в первую очередь  не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно; из социологии необходимо устранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшиеся вне науки.

 

Необходимо подчеркнуть, что этот тезис Дюркгейма имеет не столько  онтологический, сколько методологический смысл. «Рассматривать факты определенного порядка как вещи - не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности, это значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины, от которых они зависят; не могут быть обнаружены даже самой внимательной интроспекцией», - писал он. Это обстоятельство нередко игнорировали интерпретаторы и критики Дюркгейма.

Информация о работе Э. Дюркгейм и его вклад в социологическую науку