Этнонациональные особенности России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 09:27, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение этнонациональных особенностей России. Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Рассмотреть национальный состав населения.
2.Изучит этнонациональные особенности России.
3.проанализировать межнациональные конфликты в России.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 38.74 Кб (Скачать файл)

Ощущаемой взрывоопасностью межнациональных отношений объясняется  серьезная озабоченность общественными мнениями национальными конфликтами.

Важно также учитывать, что  значение существующих конфликтов и  напряженностей определяется не их массовостью  и повсеместностью, а прежде всего  тем, что вспыхнувший межнациональный  конфликт, даже если он возникает в  одной точке, становится огромным дестабилизирующим  фактором. Как правили, последствия  такого конфликта касаются не только данного региона, он задевает все  федеративное устройство России и в  силу этого приобретает политическое значение.

По сути, эти идеи разделяют и респонденты социологического опроса, проведенного Центром политического мониторинга РНИС и НП. Чтобы выяснить как они оценивают значимость межнациональных конфликтов для Российского государства, исследователи попросили оценить две противоположные точки зрения. Первая – межнациональные конфликты не представляют собой большой опасности для России. С этим мнением согласилась 13,5% опрошенных, не согласились 55,6%, а затруднились ответить 12,4%. Вторая точка зрения была сформулирована следующим образом. Дело идет к тому, что межнациональные конфликты могут привести к развалу Российского государства. Это подтвердили 60% респондентов, отвергли 14,2%, столько же затруднились ответить.

Анализируя эти данные, следует внимательно отнестись  к тем 13,5% респондентам, которые избрали  суждение о том, что межнациональные  конфликты не представляют собой  опасности для России. Как ни странно  это суждение хотя и поддерживаемое меньшинством и кажущееся противоречащим очевидным фактам, гораздо более  взвешено. Вполне логично допустить, что большая часть респондентов, избравшая именно эту оценку межнациональных  конфликтов, имела в виду, что они сами по себе не играют решающей роли, а лишь используются в качестве средства решения вопросов иного характера, не выступающих на поверхность с такой же очевидностью, как национальные противоречия. О справедливости именно такой интерпретации данной позиции свидетельствует распределение ответов на другой вопрос той же анкеты о причинах межнациональных конфликтов. 8,3% опрошенных предполагают, что межнациональные конфликты не устранимы, так как вся история – это борьба между собой различных этнических групп, 9,7% связывают их с наследием СССР и КПСС, используя классическое идеологическое клише. Мнение о том, что межнациональные конфликты провоцируются местными политиками, а сами люди принадлежащие к разным национальным группам могут жить между собой вполне мирно, разделяют 51,1% опрошенных.

Действия по нейтрализации  конфронтационных устремлений участников межнациональных конфликтов укладываются в рамки некоторых общих правил. В их числе:

- легитимация конфликта (Официальное признание существующими властными структурами и конфликтующими сторонами наличия самой проблемы, нуждающейся в обсуждении и разрешении);

- институциализация конфликта  (Выработка признаваемых обеими  сторонами правил, норм, регламента  цивилизованного конфликтного поведения);

- целесообразность перевода  конфликта в юридическую плоскость;

- введение института посредничества  при организации переговорного  процесса;

- информационное обеспечение  урегулирование конфликта;

Как уже было отмечено, в  целом возникновение любого этнонационального  конфликта, обусловлено существованием той или иной формы неравенства  этносов. Поэтому урегулирование этнонациональных конфликтов требует нахождение нового, компромиссного и приемлемого для всех конфликтующих сторон баланса взаимно удовлетворяющих их интересов. По мнению конфликтологов, для достижения этого баланса необходимо выполнение трех обязательных условий.

Во первых, каждая из сторон конфликта должна признать наличие конфликтной ситуации. Тем самым за каждой стороной конфликта признается право на существование. Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, если одна из ее сторон заявляет, что ее оппонент не имеет право на существование, его позиция лишена право на существование.

Во вторых обязательным условием в урегулировании конфликта является степень организованности сторон: чем  лучше они организованы, тем легче  достигнуть договоренности и добиться условий выполнений договора. И напротив, диффузный характер интересов, их расплывчатость существенно затрудняют разрешение конфликтной ситуации.

В третьих, конфликтующие  стороны должны принять твердо установленные  правила игры, при соблюдении которых  только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставлять  равенство возможностей каждой из сторон обеспечивать некоторый баланс в  их взаимоотношениях.

Правовую базу предупреждения и разрешения этнонациональных конфликтов в РФ формирует основной закон – Конституция РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории  РФ.

Для предупреждения, регулирования  и разрешения этнонациональных конфликтов Конституция РФ закрепляет основные правовые нормы и положения.

В частности, ст.3 закрепляет, что «Носители суверенитета и  единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно…».

Ст. 19 (ч.2) гарантирует «Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от…расы, национальности, языка, происхождения.… Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признаку…расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Ст.26 определяет, что «1.Каждый вправе указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и  указанию своей национальной принадлежности. 2.Каждый имеет право на пользование  своим родным языком, на свободный  выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».

Ст. 29 (ч.2) Запрещает «пропаганду или агитацию возбуждающие социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду.

Ст. 72 (ч. 1 б) обеспечивает защиту «прав национальных меньшинств» 

Данные нормы прав дают основание утверждать, что предупреждение и разрешение конфликтов между этническими  группами, народами, расами имеют правовую базу регулирования, независимо от причины  их появления.

Ответственность за разжигание этнонациональных конфликтов установлена законодательством РФ, а именно уголовным кодексом РФ, который осуществляет охранительную функцию, защищая установленные конституцией РФ национальные, этнические, расовые ценности и связанные с ними общественные отношения.

Так в ст. 282 (ч 1) УК РФ определено, что «действия, направленные на возбуждение  национальной, расовой или религиозной  вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности  граждан по признаку их отношения  к религии, национальной или расовой  пренадлежности…наказывается штрафом в размере пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда…, либо лишением свободы от двух до четырех лет».

Ст. 357 УК РФ входит в гл. 34 «преступления против мира и безопасности человечества». Эта статья играет немаловажную роль  в разрешении этнонациональных конфликтов т.к. в ней устанавливается, что «действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, насильственного переселения или иного создания жизненных условий, рассчитанное на физическое уничтожение членов этой группы,-наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы».

Регулирование этнонациональных конфликтов в различных сферах деятельности общества  осуществляется не только перечисленными нормативными актами, но и общепризнанными принципами и нормами международного права, правом субъектов РФ, актами органов местного самоуправления и т.д.

 

Заключение

В контрольной работе были изучены этнонациональные особенности России. Среди основных задач были решены следующие: рассмотрен национальный состав населения, изучены этнонациональные особенности России, проанализированы межнациональные конфликты в России. Были сделаны соответствующие выводы:

В отечественной политической практике традиционно большее место  уделяется этнонациональной политике. Связано это с тем, что Российское общество исторически сложилось как полиэтническое и, в результате, перед ним встала проблема обеспечения эффективной интеграции всех своих членов в общую политическую структуру государства. Таким образом, сфера национальной политики имеет для России особенно большое значение. В последние годы особую остроту приобрела во всем мире проблема национального самоопределения народов, что не могло не активизировать отечественную научную мысль, продуцирующую над данной проблемой.

Российская Федерация  – одно из крупнейших многонациональных  государств, где проживают более  ста народов и национальностей, каждый из которых обладает уникальными  особенностями материальной и духовной культуры. Большинство народов на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшие историческую роль в формировании Российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз религиозных народов. В связи с этим формирование новой этнополитической парадигмы становится для РФ все более актуальной проблемой. Многочисленные межэтнические конфликты и столкновения не только на всем постсоветском пространстве, но, прежде всего в России, красноречиво свидетельствуют о реальной концептуальной слабости государственной этнонациональной политики прошлых лет.

 

 

Тест

В составе Российской Федерации  выделяют:

А. 8 республик

Б. 25 республик

В. 21 республику

Г. 48 республик

Ответ: 21 республика

Согласно Конституции  в составе Российской Федерации  находятся 83 субъекта, 46 из которых  являются областями, 21-республиками, 9-краями, 2-городами федерального значения, 4-автономными округами и 1-автономной областью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.Конституция Российской  федерации от 25.12.1993, с изменениями  от 09.09.1996, 10.02.1996, 09.06.2001.

2.Мыльников А.С. О феномене  «постэтничности»: современный взгляд на некоторые идеи Ю.В. Бромлея // 30.-М., 2002-186с.

3.Росенко П.М Политика  национальная // нации и этносы в современном мире: словарь-справочник.- СПБ.: ИД «Петрополис», 2007-572с.

4.Тавадов Г.Т. Национальная  политика // Политическая энциклопедия.- Т.2.-М.: «Мысль», 2009-351с.

5.http://www.refsru.com

6.http://www.residents.ru

 


Информация о работе Этнонациональные особенности России