Этапы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 10:06, контрольная работа

Краткое описание

Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений.

Содержание

Содержание понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность……………………………………………………………….…3
1.1.Структура личности. Социальные типы личности……….…..8
Структура личности………………………………………………….....13
Социализация личности………………………………………………..14
3.1. Стадии социализации………………………………………...……15
4. Ресоциализация………………………………………………………….15
Список литературы …………………………………………………….....16

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 37.25 Кб (Скачать файл)

3. Фрустрированный тип личности - характерна низкая самооценка, угнетение, подавленность, ощущение выброшенности из потока жизни.4. Реалисты - сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, скептицизм с самодисциплиной.5. Гедонисты - ориентированы на удовлетворение всех потребительских желаний, это погоняя за "наслаждениями жизни". В социологии также принято выделять модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности - тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип - не привязан к конкретным условиям, это как "пожелание на будущее". Базисный тип-тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.

Еще выделяют физическую, социальную и духовную личности.

Физическая  личность или физическое Я - это тело, или, телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и  самоощущениях. Тело не только первый "предмет" для познания, но и  обязательный компонент личностного  мира человека, как помогающее, так  и мешающее в процессах общения. К физической личности можно также  отнести одежду, домашний очаг, произведения ручного и интеллектуального  труда - украшения его быта, коллекции, письма, рукописи. По данным элементам  можно много сказать о человека, о его увлечениях. Сразу распознать творческую личность. Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гейне: каждый человек есть "целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним".

Социальная  личность складывается в общении  с людьми, начиная с первичных  форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как  система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которым  он дорожит. Все формы самоутверждения  в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру  личности. Психологи отмечают, что  довольство или недовольство собой  всецело определяется дробью, в которой  числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания.

При увеличении числителя и уменьшении знаменателя, дробь будет возрастать. По этому  поводу Т. Карлейль говорил: "Приравняй твои притязания к нулю и целый мир будет у ног твоих".

И, наконец, духовная личность составляет тот невидимый  стержень, ядро нашего "Я", на котором  все и держится. Это внутренние духовные состояния, отражающие стремление к определенным духовным ценностям  и идеалам. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты  жизни начинает задумываться над  смыслом своего существования и  духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, она не приобретается  путем образования или подражания даже лучшим примером.

Зачастую  духовность не только "держит" личность, но и является высшим благом, верховной  целостностью, во имя которой иногда жертвуют своей жизнью. В знаменитом выражении Б. Паскаля о человеке, как "мыслящем тростнике" подчеркивается сила духа, даже при самых суровых  условиях бытия. Более того, история  дает массу примеров, когда интенсивная  духовная жизнь была залогом не только физического выживания, но и активного  долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей.

Выделение физической, социальной и духовной личности носит  достаточно условный характер. Все  эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может  на разных этапах жизни человека приобретать  доминирующее значение. Известны периоды  усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Вместе с  тем, болезни, тяжелые испытания, возраст  и прочее могут изменить структуру  личности, привести к своеобразному  её "расщеплению" или деградации.

Также, выделяют несколько крупных социальных типов  личности:

Первый тип - "деятели". К ним относятся: рыболовы, охотники, ремесленники, воины, земледельцы, рабочие, инженеры, геологи, медики, педагоги, менеджеры и т.д. Для них главное - активное действие, изменение мира и других людей, а также самого себя. Они живут работой, находя в этом высшее удовлетворение, даже если её плоды и не столь заметны. Потребность в таких личностях была всегда - эти люди активны, знают себе цену, обладают чувством собственного достоинства, осознают меру своей ответственности за себя, за свою семью, за свой народ. Ещё Евангелист Лука приводил слова Христа: "Жатвы много, а делателей мало".

Второй тип - мыслители. Эти люди, по словам Пифагора, приходят в мир не для того чтобы  соревноваться и торговать, а  смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себя традиции рода и его историческую память, всегда пользовался огромным авторитетом. Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и  Махавира Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Размышления о мире, о его происхождении, о человеке, о личности, о свободе и т.д. требуют много сил и, в какой-то мере, мужества. Поэтому судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего трагичны, т.к. "никакой пророк не принимается в своем Отечестве".

Третий тип - люди чувств и эмоций, которые остро  чувствуют, как "трещина мира" (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения  которых зачастую опережают самые  смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, например, что поэт А. Белый, ещё в 1921 году написал стихи, где упоминалась атомная бомба, а его велики современник А, Блок слышал "музыку" революции задолго  до её начала. Таких примеров немало и они говорят о том, что  мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом.

Возможно, многие люди видят красоту природы, но описать  её так, как это делает поэт очень  трудно. Поэт, словно волшебник описывает, например, кленовый лист, как живого человека, чувствующего и живущего.

А как художник, подбирая палитру красок, творит чудеса на холсте, и показывает, что как, например, море живет, радуется, грустит. Действительно, этот тип личности творит чудеса.

Четвертый тип - гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного  состояния другого человека, как  бы "вчувствуются" в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила - в вере в свое предназначение, в  любви к людям и всему живому, в активном деянии. Они сделали  делом своей жизни милосердие. А. Швейцер, Ф.П. Гааз, А. Дюнон, Мать Тереза, Иисус Христос и тысячи их последователей в истории и нашей действительности - живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, происхождения, вероисповедания и других признаков.

Каждый знает, что Иисус Христос, не знал всех людей, но знал, что они веруют, был распят во имя человечества, жертвуя собой.

 

Евангельская  заповедь: "Возлюби ближнего своего, как самого себя", находит в  их деятельности непосредственное воплощение. "Спешите делать добро", - этот жизненный девиз русского врача - гуманиста XI века Ф.П. Гааза символизирует степень таких личностей.

В современном  обществе встречаются все четыре типа личности либо с определенной ярко выраженной характеристикой, либо включая в себя какую-то частичку от других типов личности. Нельзя утверждать, что определенный человек не относится  ни к одному из типов, это неправильно, ведь, возможно в каждом человеке есть деятель, мыслитель, эмоциональный, чувственный, гуманист и подвижник.

 

2. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ.

 

 

Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову):

 

 

Краткое название подструктуры

К данной структуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительно  больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных  процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)


 

 

 

В данной схеме особенности личности сгруппированы  в иерархически расположенные подструктуры по степени влияния на их формирование биологических (генетических) и социальных (приобретенных в культуре) качеств.

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество  теоретических подходов и позиций  в понимании этого феномена, множество  различных моделей, образов человека в современной социологии.

 

 

 

3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.

 

 

Социализация  личности представляет собой процесс  формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в  ходе которого человек преобразует  социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы  и шаблоны поведения, которые  приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин  «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его  социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения  и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид  понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

 

 

3.1. Стадии социализации.

 

Выделяют  следующие стадии социализации:

  1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
  2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25) характеризуется  как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

  1. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
      • сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
      • изменение себя, «стать как все»;
      • конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
  1. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через сою деятельность.
  1. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

 

 

  1.  Ресоциализация.

 

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни  идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Литературы.  

1 Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник./ Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001г. 

 

2  Эткинд А., Туран А., Мухина В. Индивидуализм, личность // 50/50: Опыт словаря нового мышления.

 

3 Кравченко А.И. Общая социология: учебное пособие для вузов. / А.И. Кравченко. 2002г.

Информация о работе Этапы личности