Эмпирическое исследование синдрома выгорания у учителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В последнее время в обществе возрастает потребность в образовательных реформах, несущих в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и позволяющих сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. На сегодняшний день последняя задача остается трудновыполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития синдрома «психического выгорания». При этом очень мало действующих эффективных психолого-педагогических и медицинских технологий, направленных на сохранение здоровья педагога, снижающих риск формирования синдрома «психического выгорания» и появления кризиса профессии в целом.

Содержание

Оглавление:
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Психологические особенности развития синдрома эмоционального
выгорания в профессиональной деятельности педагога…………………….…6
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. ……….………………….6
1.2. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания……………………………….………………………………………..10
1.3. Симптомы эмоционального выгорания……………………………………15
1.4.Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания..18
Глава 2. Эмпирическое исследование синдрома выгорания у учителей…………………………………………………………………………..24
2.1. Организация эмпирического исследования синдрома выгорания у учителей…………………………………………………………………………..24
2.2. Анализ результатов исследования синдрома выгорания у учителей……………………………………………………………………….….27
Заключение………………………………………………………………….……30
Литература……………………………………………………………………….31
Приложения……………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Выгорание курс.doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)


38

 

Сочинский Государственный Университет

Туризма и Курортного Дела

Социально-Педагогический Институт

Специальность 050706

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Социальная психология

на тему: «Эмпирическое исследование синдрома  выгорания у учителей»

 

 

 

                                                  Выполнила:

                                                                          Студентка 3-го курса ЗФО

                                                        Группы 06-ЗПП

                                                                          Желяева Елена Андреевна

 

 

                                               Проверил:

                                                       Преподаватель

                                                        Шушкевич Р.К.

 

 

 

 

                                                         Сочи – 2009

Оглавление:

 

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1.  Психологические особенности развития синдрома эмоционального

выгорания в профессиональной деятельности педагога…………………….…6

1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания. ……….………………….6

1.2. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания……………………………….………………………………………..10

1.3. Симптомы эмоционального выгорания……………………………………15

1.4.Возможные меры профилактики синдрома эмоционального выгорания..18

Глава 2. Эмпирическое исследование синдрома выгорания у учителей…………………………………………………………………………..24

2.1. Организация эмпирического исследования синдрома выгорания у учителей…………………………………………………………………………..24

2.2. Анализ результатов исследования синдрома выгорания у учителей……………………………………………………………………….….27

Заключение………………………………………………………………….……30

Литература……………………………………………………………………….31

Приложения……………………………………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

 

 

Актуальность исследования. В последнее время в обществе возрастает потребность в образовательных реформах, несущих в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и позволяющих сохранять здоровье всех участников образовательного процесса. Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. На сегодняшний день последняя задача остается трудновыполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития синдрома «психического выгорания». При этом очень мало действующих эффективных психолого-педагогических и медицинских технологий, направленных на сохранение здоровья педагога, снижающих риск формирования синдрома «психического выгорания» и появления кризиса профессии в целом.

Впервые феномен «психического выгорания» в социаномических профессиях изучался в западной психологии (H. J. Freundenberger, К. Kondo, H. Kuunarpuu, C. Maslach, S. Jackson, E. Maher, В. Perlman, E. A Hartman, A. Pines, E. Aronson и др.). Исследовательский интерес был в основном сосредоточен на изучении структуры синдрома «психического выгорания», детерминирующих его факторов и многообразных проявлений, а также влияния на психологическое благополучие работника.

Несмотря на возрастающий интерес к проблеме «психического выгорания» в отечественной и зарубежной психологии, современные научные взгляды не позволяют составить единого представления о сущности «психического выгорания», его детерминантах и закономерностях развития.

Исследователи синдрома «психического выгорания» прежде всего, отмечают деформацию эмоциональной сферы личности. Однако многими учеными неоднократно подчеркивается его сложный и многоуровневый характер (Т. В. Большакова, М. В. Борисова, М. Буриш, Е. К. Веселова, Н. Е. Водопьянова, К. Маслач, В. Е. Орел, А. А. Руковишников), на что, в первую очередь, указывают признаки и симптомы синдрома «психического выгорания»: от усталости и излишней эмоциональной напряженности в процессе выполнения профессиональной деятельности, до состояния глубокой невротизации, экзистенциального отчаяния, ощущения пустоты и бессмысленности жизни (М. Буриш, Т. И. Рогинская).

Можно   предположить,    что    синдром    эмоционального  выгорания, характеризующийся  эмоциональной  сухостью   педагога,   расширением   сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью,  игнорированием  индивидуальных особенностей учащихся, оказывает  достаточно  сильное  влияние  на  характер профессионального  общения  учителя.  Данная   профессиональная   деформация мешает  полноценному  управлению  учебным  процессом,  оказанию  необходимой психологической помощи, становлению профессионального  коллектива.  Реальная педагогическая   практика   показывает,   что   сегодня    довольно    четко прослеживается факт потери интереса к ученику  как   к  личности,  неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны  профессионального общения. Многие педагоги отмечают  у  себя  наличие  психических  состояний, дестабилизирующих  профессиональную   деятельность  (тревожность,   уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).

Объектом исследования  является  синдром эмоционального выгорания.

Предмет исследования –  организационные факторы в  профессии  педагога  и личностные качества педагогов.

Цель исследования заключается  в  исследовании   синдрома  эмоционального выгорания  и  выявлении  влияния  на  него  организационных   и   личностных факторов.  Достижение  поставленной  цели  предполагает  решение   следующих задач:

   1. Изучение литературы по выбранной теме.

   2. Проведение исследования синдрома эмоционального  выгорания  педагогов, работающих в школе.

   3. Проведение  исследования  личностных  и   организационных   факторов, инициирующих синдром эмоционального выгорания у педагогов.

   4. Обработка и анализ результатов исследования.

Гипотезой исследования послужили следующие предположения:

   - синдром эмоционального  выгорания  развивается  в  процессе  длительной профессиональной деятельности педагога;

   - на формирование синдрома эмоционального  выгорания  оказывают  влияние, как личностные качества педагогов, так и организационные характеристики их деятельности.

Методы и методики исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и социологической литературы с целью обобщения отечественного и зарубежного опыта; эмпирические методы (методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания»); методы обработки данных (математико-статистический анализ) и методы знаково-символического представления результатов (графики, таблицы, гистограммы).

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

 

1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания

 

Термин «эмоциональное  выгорание»  введен  американским  психиатром Х.Дж.Фрейденбергером  в  1974  году  для   характеристики   психологического состояния здоровых людей, находящихся  в  интенсивном  и  тесном  общении  с клиентами, пациентами  в  эмоционально  насыщенной  атмосфере  при  оказании профессиональной  помощи.  Первоначально   этот   термин   определялся   как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

К 1982 г. в англоязычной литературе было  опубликовано  свыше  тысячи статей по  «эмоциональному  сгоранию».  Представленные  в  них  исследования носили   главным   образом   описательный    и    эпизодический    характер.

Первоначально  количество  профессионалов,  относимых  к   подверженным   «эмоциональному  сгоранию»,   было   незначительно.   Это   были сотрудники медицинских учреждений и различных  благотворительных  организаций.  Р.Шваб (1982 г.) расширяет  группу профессионального  риска:  это  –  прежде  всего учителя, полицейские, юристы, тюремный персонал,  политики,  менеджеры  всех уровней. Как пишет К. Маслач, одна из ведущих  специалистов по исследованию «эмоционального  сгорания»,  «деятельность  этих  профессионалов  весьма различна, но всех  их  объединяет  близкий  контакт  с  людьми,  который,  с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать  продолжительное время».

Таким образом, к настоящему времени существует единая точка зрения  на сущность  психического  выгорания  и  его  структуру.  Согласно  современным данным,  под  «психическим  выгоранием»  понимается  состояние  физического, эмоционального  и  умственного   истощения,   проявляющееся   в   профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя  три  основные  составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию  (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.

Под  эмоциональным  истощением   понимается   чувство   эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к  труду  и  объектам своего   труда.   В   социальной   сфере    деперсонализация    предполагает бесчувственное, негуманное отношение к  клиентам,  приходящим  для  лечения, консультации, получения  образования  и  т.д.  Контакты  с  ними  становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут  поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом  раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

Редукция профессиональных достижений – это возникновение у  работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание  неуспеха в ней.

Профессиональное выгорание рассматривают как составляющую профессиональной деформации, психологическую защиту, состояние и стресс.

Водопьянова Н.Е. и Старченкова Е.С. дают следующее определение синдрома профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

В.В. Бойко считает, что выгорание — динамический процесс и возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса. Мы согласны с ним и считаем, что стресс является общим понятием, которое может стать основой для изучения ряда проблем, поэтому синдром профессионального выгорания рассматриваем преимущественно как стресс-синдром.

Жизнь и профессиональная деятельность педагога насыщена различного рода стрессогенными факторами, способствующими появлению синдрома профессионального выгорания. Фактор по определению Р. Готтсданкера - это параметр внешних условий либо особенностей объекта, влияющий на изменение зависимой переменной. Профессиональному  выгоранию педагога способствует ряд личностных факторов.

Ресурсы преодоления стресса, по утверждению  В.А. Бодрова (2006), служат основным фактором противодействия ему, являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса. Ресурсы преодоления помогают личности снизить негативное влияние стресса, сохранить психологическую устойчивость в стрессовых ситуациях и не только  справиться с ним, но и не допустить его появления.

Анализ теоретических аспектов позволил ввести следующее понимание ресурсов преодоления синдрома профессионального выгорания: это сложная система внутренних (личностных) и внешних ресурсов, имеющая индивидуальный и изменчивый профиль, которая самоорганизуется при взаимодействии факторов выгорания и личности. Личностные ресурсы преодоления выгорания обеспечивают способность личности менять негативное влияние факторов выгорания на позитивное для личности действие и направлять усилия на устранение факторов выгорания. К личностным ресурсам относятся личностные особенности, способности, состояния, предшествующий опыт, устоявшиеся формы поведения и многое другое. Внешние ресурсы – это в первую очередь организационные факторы, социальная поддержка, стимуляция к развитию и самореализации.

Необходимо заметить, что исследование феномена выгорания не могло не привести к мысли о существовании его антипода, характеризующегося направленностью на работу, энтузиазмом, положительным отношением к своему труду. C. Maslach предложила понятие «вовлеченность» (engagement), которое характеризуется прямо противоположными выгоранию составляющими: энергичностью, включенностью в работу, самоэффективностью.

Информация о работе Эмпирическое исследование синдрома выгорания у учителей