Элитная и массовая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 23:57, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время в России осуществляется реформа всей системы образования. Основная направленность этой реформы состоит в его гуманизации. Гуманизация образования означает для нашей страны коренную переориентацию ценностных установок, нормативных регуляторов, целей и задач учебно-воспитательного процесса. Образовательные учреждения должны обеспечить такие условия учебно-воспитательного процесса, чтобы выпускник учебного учреждения мог стать самодеятельным субъектом общественной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

Элитная и массовая культура.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

  В ХХ веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше  были резюмированы в элитарной культурологической концепции Х. Ортеги-и-Гассет. В 1925 г. вышло в свет самое известное сочинение испанского философа, получившее название «Дегуманизация искусства», посвященное проблемам различия старого и нового искусства. Основное отличие нового искусства от старого заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к массе. Новое искусство разделяет публику на тех, кто понимает его, и на тех, кто к нему равнодушен. Элита, согласно воззрениям Х. Ортеги-и-Гассета, - это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та его часть, которая обладает особым «органом восприятия».  И именно эта часть общества способствует общественному прогрессу. К ней должен обращаться со своими произведениями художник. Новое искусство и должно содействовать тому, «...чтобы «лучшие» познавали самих себя, ...учились понимать свое предназначение: быть в меньшинстве и сражаться с большинством»1. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в некоторых течениях отечественной и западноевропейской культуры.  

  2.3 «Мир искусства»

   Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской художественной культуры. Так, например, в России на рубеже XIX—XX веков идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло художественное объединение «Мир искусства». Лидерами «мирискусников» были редактор одноименного журнала С. П. Дягилев и талантливый художник А. Н. Бенуа. Дягилев прямо и открыто заявлял о «самоцельности» и «самополезности» искусства, считая одновременно «правду в искусстве», декларируемую Л. Толстым, проявлением односторонности. Акцентируя внимание на человеческой личности, лидеры «мирискусничества» в духе элитарных культурологических концепций К. Леонтьева и Ф. Ницше приходили к абсолютизации личности творца. Считалось строго обязательным наличие в любом живописном и музыкальном произведении особого авторского видения действительности. Причем это воззрение понималось как совестливое понимание художественного в человеке2. Под совестью искусства, однако, подразумевалась лишь субъективная искренность индивидуального творца в выражении им красоты. Именно отсюда берет свое начало «мирискусническая» декадентская претензия на внеклассовость и надклассовость своей идеологической позиции.

  Лидер «мирискусников» А. Бенуа многое сделал для пропаганды нового русского искусства и у нас в стране и за рубежом. При всей элитарной деятельности членов этого объединения оно получило мировое признание. Аналогичных идейных установок придерживались представители западноевропейского модернизма и постмодернизма, о которых пойдет речь в соответствующем разделе данного пособия.

  В современном российском обществе одной из социальных групп интеллигенции является элита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. МАССОВАЯ  КУЛЬТУРА

  3.1 Возникновение массовой культуры

  Массовая  культура – это часть общей  культуры, отделенная от элитарной большим количеством потребителей и большей социальной востребованностью.  Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована на самую широкую аудиторию; потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Можно сказать, что массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная.

  Массовая  культура – явление, возникшее в  ХХ веке вследствие развития средств  массовой информации, которые обладают огромной аудиторией. В результате культурные тексты (в широком смысле этого слова, то есть не обязательно языковые) стали доступными одновременно очень большому числу людей из разных общественных слоев и социальных групп. Массовая культура может быть как национальной, так и всеобщей. В наиболее концентрированном виде она представляет собой совокупность явлений культуры ХХ века, характерных для экономики, управления, досуга, общения и, особенно, для сферы художественной культуры и рассчитанных на массовое потребление. Потребителей продуктов массовой культуры сами ее создатели нередко воспринимают как людей очень «средних», чтобы не сказать – неразвитых.

  Термин  «массовая культура» был впервые  предложен американским ученым Д. Макдональдом в 1944 г. В содержательном плане он достаточно противоречив, ибо предлагает не только культуру «для всех», но может обозначить и «не вполне культуру». Им подчеркивается распространенность и общедоступность духовных ценностей, легкость их усвоения, не требующая особо развитого, утонченного вкуса и восприятия. В основе современной трактовки «массовой культуры», как правило, лежит положение о влиянии на нее средств массовой информации и новых, так называемых «технических видов искусства», в первую очередь экранных (кино, телевидение, видео).

  Как социальный феномен массовая культура является продуктом и достоянием буржуазно-демократической общественной системы с ее ориентацией на рыночную экономику и культурный плюрализм. Существующие социальные нормы делают граждан равноправными. Поэтому равны и права в области культуры, что проявляется, например, в возможности каждого купить (или не купить) билет, диск, книгу, включить (или не включить) радио или телевизионный приемник. В результате этого люди могут систематически «заказывать» такую «культуру», которую любят потреблять. При господстве тоталитарной общественной системы, имеющей тенденцию к уравнению «всех и вся», массовая культура находит также свое проявление.

  По  поводу истоков массовой культуры в  культурологии существует несколько  мнений:

  1. Предпосылки массовой культуры формируются если не с момента зарождения человечества, то, уж, во всяком случае, с первых веков христианской цивилизации. Примером первых «массовых публикаций» обычно считают упрощенные варианты священных книг.
  2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе XVII - XVIII вв. приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660-1731) – автора широко известного романа «Робинзон Крузо» и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730-1812) – создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX вв. «Повесть о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг.
  3. Массовая культура и СМИ развивались параллельно, с XVIII века. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 г. в Великобритании, а затем и поддержанный в ряде ведущих европейских стран закон об обязательной всеобщей грамотности.
 

  3.2 Развитие массовой культуры

  Массовая  культура – продукт индустриальной цивилизации, для которой характерны урбанизация, распространение всеобщего  образования, возрастание роли средств  массовой информации и коммуникации. Так, процесс урбанизации, пересилившие значительные массы крестьян и мелкой буржуазии в города, привел к тому, что люди, оторвавшись от природы, питавшей народную культуру и от своей социальной среды, испытывали трудности, приобщаясь к городской культуре. Она требовала не только элементарных навыков чтения и письма, но и гораздо большей образованности для работы в современных отраслях производства и участия в политическом процессе. Появление досуга и некоторых материальных возможностей требовали их адекватной организации и использования. Новая городская масса нуждалась в доступных ей формах культуры. Формы трансляции культурного опыта принципиально изменились – на смену передачи знаний и опыта от учителя к ученику приходит трансляция институционализированная (через газеты, радио, телевидение и т.п.), содержание культурной информации унифицируется, упрощается, так как ее нужно перевести со специализированного языка, понятного немногим, на языке обыденного понимания.

  Развитие  средств массовой коммуникации позволило  создать целую индустрию массовой культуры. Можно выделить такие сферы проявления массовой культуры: формирование с детства в семье, в бытовом общении и т.д. стандартизированных норм и образцов личностной культуры, закладывающее основы базовых ценностных установок, поощряемых в данном обществе; массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний в соответствии с типовыми программами. Очень велика роль средств массовой информации, поскольку они формируют общественное мнение и нередко манипулируют им.  

  3.3 Разносторонность массовой культуры

  Массовая  культура проявляется в системе  национальной или государственной  идеологии, выражающей интересы правящих элит, в социальной мифологии (создающей образы «героя», «врага», «справедливости» и др. и направляющей чувства, мысли, действия людей в «нужное русло»).

  К массовой культуре относится индустрия  рекламы, моды, формирующая стандарты  престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, управляющая  спросом рядового потребителя и  способствующая развитию потребительской психологии. К массовой культуре можно также отнести индустрию физического имиджа (массовое физкультурное движение, аэробика, культуризм, косметология и др.), индустрию досуга (массовая художественная культура – приключенческие, детективные, литература, кино, поп-музыка, шоу-бизнес, туризм).

  В настоящее время в сферу массовой  культуры вовлечен Интернет, становящийся глобальным средством распространения  продуктов культуры. Появление электронных  средств меняет многие традиционные преставления о способах трансляции социокультурного опыта, формах взаимодействия людей.

  Несколько слов о влиянии массовой культуры на психику человека. Вслед за австрийским  психологом З. Фрейдом большинство  исследователей считают, что при  потреблении массовой культуры действует механизм «внушения и заражения». Человек как бы перестаёт быть самим собой, а становиться частью массы, сливаясь с ней. Он заражается «коллективным настроением» и тогда слушает рок-музыку или смотрит кино в большом зале, и тогда, когда сидит дома у телевизора. При этом люди часто создают себе кумиров из кинозвёзд, ведущих телепрограмм, модных модельеров чему в большей мере способствует создаваемая вокруг них реклама.

  Негативные  черты массовой  культуры, рассчитанной на массового потребителя, - это стандартизованность, невысокий, а то и просто низкий эстетический, идейный, интеллектуальный уровень, усредненность, иллюзия активности, манипулятивный характер. Но массовая  культура – объективное явление современной культуры, в нее, так или иначе, вовлечены все слои населения, поэтому «отменить» е не представляется возможным. Речь может идти об «одухотворении» массовой  культуры, усилении и расширении в ней ценностного содержания, препятствующего деградации культурных стандартов.

  Специфической чертой ХХ века было распространение массовой  культуры, в основном благодаря развивающимся средством массовой коммуникации. При этом массовая  культура возникла не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Необходимо отметить, что в тоталитарных обществах она практически отсутствует либо подчинена господствующей идеологии. Массовая культура, будучи одним из самых ярких проявлений социокультурного бытия современных развитых сообществ, остается сравнительно малоосмысленным феноменом с точки зрения общей теории культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Культурология до начала XX столетия была частью философии как особого способа познания мира. Ею использовались и поныне используются поэтому как философские методы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), так и общенаучные (структурно – функциональный, сравнительный и др.). Кроме того, культурология, конечно, создает свои, пригодные для описания ее объектов методы познания.

  На  политическом поле России действуют радикально ориентированные слои интеллигенции, которые в результате трансформации властных отношений вошли в правящий класс России3. С конца 80-х гг. верхушка тогдашней советской партийно-государственной бюрократии, вершившая судьбы страны, перестала отвечать требованиям общества, не обеспечивала в нем необходимых преобразований. В ней все меньше оставалось культурно образованных людей, обладающих обширными и разносторонними знаниями, носителей сущностных черт интеллигентности – качеств, которые передавались из поколения в поколение, приобретая значение норм. Ибо талантливость, высокая образованность и культура людей не способствовали вхождению в правящий класс.

  Формируемое массовой культурой сознание отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы во всей сложности их взаимодействия и развития. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые имиджи и стереотипы.

  Создатели художественных произведений массовой культуры часто обращаются к таким жанрам, как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», сводящие социальное зло к психологическим и моральным факторам.

Информация о работе Элитная и массовая культура