Шпаргалка по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 06:19, шпаргалка

Краткое описание

Полные готовые ответы для подготовки к экзамену социология.

Вложенные файлы: 1 файл

социология шпоры (2).doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

Семьи в зависимости  от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными (родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.

Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическая и рекреационная.

Репродуктивная функция — это воспроизводство в детях численности родителей.

С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи — воспитательная. Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает атмосфера внутри семьи.

Социологи выделяют несколько  достаточно устойчивых стереотипов  семейного воспитания:

1.  Детоцентризм, т. е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним.

2.  Профессионализм, т. е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах.

3.  Прагматизм, т. е. воспитание, цель которого — выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды.

Хозяйственно-экономическая функция семьи охватывает  различные аспекты семейных отношений: ведение домаш-

него хозяйства, составление  и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т. д.

Рекреационная функция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль.

 

Билет №48. Функции соц конфликтов, Субъекты. Причины социального конфликта

Конфликт - неизбежное явление в развитии общества. Функции позитивные: 1.разрядка психологической напряженности

2.коммуникативно-связующая. Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу.

3.консолидирующ роль в обществе и даже может быть движущей силой социальных изменений.

Функции негативные: конфликт может носить негативный, разрушительный характер, дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и обществу. Национальные конфликты нарушают взаимосвязи между нациями.

Субъекты. Важным вопросом при рассмотрении социальных конфликтов является вопрос о «действующих лицах и исполнителях» конфликтных отношений. Участником конфликта может быть любой человек, организация или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчета в целях конфликтного противоречия. Участником может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего интереса.

Субъектом же социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т. е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях.

Причины социального  конфликта

Не существует человеческой общности, в которой отсутствовали бы противоречия и столкновения между ее членами. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно — от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государствами.

Причины социальных конфликтов можно разделить на две большие группы. Обозначим их как личностные и социальные. Эти две группы причин взаимозависимы.

Основными социальными предпосылками конфликтов является: I) социальное неравенство — т.е. неравномерное распределение между членами общества и группами богатства, влияния, информации, уважения и других социальных ресурсов.; 2) культурная неоднородность — т.е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведенческих стандартов (ср. субкультуру уголовного мира с его специфическими ценностями, противоположными остальному законопослушному обществу).

Основным личностным побудительным мотивом конфликта является неудовлетворенная потребность. Существует много разнообразных и весьма подробных типологий человеческих потребностей, мы приведем наиболее простую. Потребности человека могут быть разделены на следующие группы:

1)  потребности физического  существования (пища, материальное благополучие, потребности в продолжении рода и т.д.);

2)   потребность  в безопасности;

3)  социальные потребности (потребности в общении, признании, любви, уважении и др.);

4)  высшие потребности  (в творчестве, духовном росте,  самореализации). Этот тип потребностей проявляется не у всех людей, но если подобные потребности заявляют о себе, они способны оттеснить все остальные потребности, сводя их к минимуму.

Когда какая-либо потребность  не находит удовлетворения, человек испытывает недовольство, беспокойство, страх и другие отрицательные эмоции.

 

Билет №16. Общество как социетальная система

Общество представляет собой системную организацию  социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся.

В качестве социетальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая ревизуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур, т. е. оно шире рамок любого института, регулирующего отдельные виды взаимодействий.

Общество обладает высоким  уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающим поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Общество постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и, соответственно, социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого института, организации, общности в отдельности.

Общество обладает внутренними  механизмами включения в сложившуюся систему взаимосвязей социальных новообразований. Оно подчиняет своей логике вновь возникающие институты, организации, общности, заставляет их действовать в соответствии со сложившимися социальными нормами и правилами. Таким образом идет процесс адаптации структурных элементов к формам и способам функционирования социетальной системы.

Общество как  суперсистема предстает совокупностью  систем (социальная группа, социальный институт, личность). Социальные системы  выступают в качестве структурных  элементов общества. На своем уровне каждая социальная система в той или иной мере детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает как единое целое.

Итак, общество можно  представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Функционирование общества — это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания структур, функциональных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противостоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять деструктивному влиянию извне. Функционировать — значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой, обеспечивать ее (системы) или его (общества) — стабильность.

 

Билет №28. Социокультурные суперсистемы

В современном мире четко  просматриваются идущие из истории две основные социокультурные тенденции (взаимодействующие, обогащающие друг друга, но сохраняющие свою целостность): Запад и Восток. Главные различия в решении коренных вопросов бытия: Запад склонен подчеркивать активное отношение человека к условиям своего существования, к внешнему миру, в том числе и социальному; Восток скорее предпочитает доктрину «недеяния» во внешнем мире, уход в себя, в поиск нирваны как подлинного смысла бытия человека. Для Запада характерна рациональность, открытая силе логической мысли и эмпирической данности, прагматизм; Восток тяготеет к интуитивному познанию, чем обусловлено внимание к медитации и самовнушению.

Анализ великих культур человечества или локальных цивилизаций всегда привлекал внимание ученых. П. Сорокин много исследовал разн. Цивилизац. и предложил свою теорию.

В социокультурных  суперсистемах, по П. Сорокину, в качестве основных идеологических предпосылок выступают представления о природе конечной ценности (истинной -реальности). По П. Сорокину, истинная конечная реальность и ценности воспринимаются органами чувств и на этом основывается огромная чувственная суперсистема. Различает:

Умозрительная (идеациональная) культура характеризуется следующими признаками:

1)  реальность духовна,  нематериальна, неизменна;

2) потребности и цели  людей в основном духовны (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга);

второй тип (чувственной культуры) прямо противоположен:

1)  реальность по  своей природе материальна, доступна  чувствам, она перемещается и  постоянно изменяется;

2) потребности и цели  чисто плотские, или чувственные 

Промежуточная, «идеалистическая культура» представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов.

На основе этой типологии  Сорокин осуществляет периодизацию исторического процесса.

Греция, VIII—VI века до н. э. – Умозрительная, Греция, V век до н.э. – Идеалистическая, Рим, IV век до н.э. — IV век н.э. – Чувственная,  Европа, IV—VI века н.э. – Идеалистическая, Европа, VI—XII века н.э. – Умозрительная, Европа XII—XIV века н.э. – Идеалистическая, По настоящее время – Чувственная.

наиважнейшим фактором социокультурных изменений становится распад той или иной доминантной культурной сверхсистемы — «идеациональной» («ideational»), «идеалистической» («idialistic»), «чувственной» («sensete»). В каждый исторический момент господствует одна из суперсистем, хотя на периферии ее ценностного ядра можно обнаружить как осколки предыдущей, так и ростки новой суперсистемы. Кризис современного общества с его сенситивным типом культуры, по Сорокину, — это один из этапов флуктуации, который будет преодолен с наступлением господства умозрительной суперсистемы.

 

Билет №31. Понятия «социальный статус» и «социальная роль»

Каждый человек в  социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальные статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.).

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный — это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальный  статус обозначает конкретное место, которое  занимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что социальные статусы — структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений.

Информация о работе Шпаргалка по социологии