Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 01:34, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

Kopiya_sociologiya-1070.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Социальные  нормы

Норма – образец или коллективное ожидание поведения, наученный ответ, который можно назвать общепринятым в некой группе. В такой формулировке роль есть нормативный образец, структурная, но не поведенческая характеристика. Она – часть социальной позиции, но не выражение этой позиции в действии.

Социальные нормы –  предписанные правила поведения  – характеризуют не только статус, но и роль. Можно даже выразиться так: благодаря нормам, структурным  характеристикам социального пространства, только и становится возможным ролевое поведение. Благодаря им оно, собственно говоря, и организуется соответствующим образом.

Вот мы на улице выступаем  носителями статуса «Пешеход». Как  переходить улицу, в какое время  и в каком месте? Наше поведение на улице обусловлено соответствующими нормами. Обратите внимание: речь идет о роли, то есть поведении, но социальная норма устанавливается не этим вот конкретным пешеходом, а соответствующими инстанциями и получает закрепление в социальной структуре общества. Норма – командный пункт, с которого отдаются распоряжения миллионам исполнителей ролей. Без социокультурных норм бессмысленно говорить о каких-либо ролях. Но сами нормы задаются извне (хотя реализуются внутри роли).

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции:

 

•  регулируют общий  ход социализации;

•  интегрируют индивидов  в группы, а группы – в общество;

•  контролируют отклоняющееся поведение;

•  служат образцами, эталонами поведения.

Э. Дюркгейм (Е. Durkheim) внес в социологию понятие «аномия», что, по его определению, означает ненормативное  состояние в обществе или группе, возникающее тогда, когда желания  и ожидания людей превышают реальные возможности их осуществления и когда между ценностными целями и разрешенными методами существует противоречие.

Аномия — это состояние, при котором общество не может  дать индивиду регулирующих норм, или  же состояние, при котором в обществе вообще не существует норм относительно некоторых вещей. Наиболее типично возникновение аномии в связи с социальными переменами. Аномия, как правило, свидетельствует о дефиците порядка и контроля на уровне общества. Ее сопровождает и явление «отчуждения», положение, при котором индивид не способен влиять на какие-либо решения, принимаемые властями и касающиеся его самого. Отчуждение свидетельствует о тех трудностях, которые встречаются индивиду на пути самореализации.

В реальной жизни существуют официальные и неофициальные нормы. При этом под неофициальными нормами имеются в виду нигде не установленные правила поведения, которые приняты, так сказать, молчаливым согласием и считаются само собой разумеющимися. Например, дружба предполагает определенные, в общем довольно жесткие, правила взаимного поведения; это неписаные правила, но их нарушение «карается» не менее строго, чем нарушение неких официальных норм, — потерей дружбы, лишением друга.

Отклонение — это поведение, выходящее за рамки нормы. То есть «отклоняющийся человек» не соблюдает нормы социальной системы, и система реагирует на это принудительными контролирующими мерами. Отклонение, как уже говорилось выше, бывает и в позитивную сторону, и тогда за такое поведение следует также санкция, конечно, в виде поощрения. Внимание исследователей все-таки чаще обращено на негативное поведение, поскольку такое поведение создает проблемы для общества. Существенно, что отклонение — это то, что общество в данный момент считает отклонением, т. е. это в большой степени социальная договоренность (М. Лайне, 1991).

Понятию «отклонение» дано множество определений, которые  тем не менее все можно свести в две группы (А. Тио, 1978): гуманитарную и научную.

По мнению Алекса Тио (Alex Thio), приверженцы научной концепции  считают отклонение от «нормального» поведения объективным, присущим человеческой натуре, естественным. Однако отклоненное поведение хоть и естественно, но ненормативно, оно угрожает равновесному состоянию социума и после превышения определенной границы причиняет расстройство, дезинтеграцию. Тогда на него устремляется интегрирующая сила социального контроля.

По гуманитарной же концепции, отклонение — это явление, порожденное  обществом, и, как таковое, не имеет  внутренних объективных свойств. Социальные группы сами создают правила, нарушителей которых клеймят как «отклоняющихся». Понятно, что отклонение вызывает негативное взаимодействие между теми, кто совершает поступок, и теми, кто реагирует на него.

Отклонение существовало во все времена, во всех классах общества. Следовательно, отклонение — хоть и негативное, но обычное явление в обществе. Социология интересуется отклонением с точки зрения социального равновесия и даже гармонии, а также в плане того, что считалось в разное время «ненормальным» и какие санкции применялись в этих случаях.

Преступность, душевная болезнь, травматизм, сексуальные отклонения, фанатическое увлечение азартными  денежными играми, злоупотребление  алкогольными напитками и др. —  отклонения. Сравнение разных культур  показывает, что одни и те же действия одобряемы в одних обществах и не допустимы в других. Так, например «коммуникабельное» поведение и современная одежда, а также «открытое» лицо европейской (а тем более американской женщины) недопустимы в традиционных мусульманских странах. Однако тенденция нового времени — толерантность, т. е. терпимость общества к различным, в том числе противоположным, явлениям, что вызывает новое отношение к «отклонению» как к феномену.

Поведение, противоречащее правовым нормам, легко определяется как отклонение, в определенных ситуациях — даже как преступление, и соответственно санкционируется. Однако нередко находятся разные толкования такого поведения и факторы, затрудняющие однозначное его определение.

Например в Польше, в уличном движении, допускается  при правом повороте езда на красный свет, если это не мешает остальным водителям, в то время как в Финляндии езда на красный свет всегда считается нарушением правила, за которым следует штраф. Общеизвестно, что в разных штатах США одно и то же криминальное преступление приводит к разным формам и срокам наказания (например, изнасилование).

Русским читателям хорошо известно, что валютные операции, производимые частными лицами, в социалистической системе Советского Союза считались  тягчайшим преступлением («вплоть до высшей меры наказания»), что трудно даже представить современному поколению, не заставшему это время.

Социальное отклонение, расовое, религиозное, криминальное и  другие приводят к «заклеймению», отчего «отклоняющийся» получает тотальный  идентитет, который нередко сопровождает его всю жизнь.

При изучении отклоняющегося поведения социологи пользуются понятием «дезорганизация». Наличие  в обществе отклоняющегося поведения  означает несостоятельность системы  норм и ролей обеспечить и проконтролировать  социально одобренное поведение. Дезорганизацию можно понимать как процесс, в котором установленный порядок и привычные действия неустойчивы, «колеблются». Это особое состояние смятения в обществе и неспособность к конструктивной деятельности, за которым вскорости следует дефицит координированного и единого поведения.

Дезорганизацией личности называют состояние, при котором  индивид не способен вести себя социально  принятым образом. Нередко это причиняет  страдания самому индивиду. Другие же «отклоняющиеся» индивиды являются в большей степени проблемой для общества, чем для себя. Социальная дезорганизация — это нарушенное состояние социальной группы или социума, или дефицит идентичности.

 

Демократия  как социальное явление

В истинно демократическом  обществе, в обществе, в котором у всех его членов есть возможность разными путями влиять на принятие решения, должны существовать посреднические политические организации, предлагающие гражданам свободное членство и дающие им возможность участвовать в политической конкуренции, претендовать на должности и получать их.

Любая социальная ценность или общий интерес делают возможным  объединение людей и позволяют  им в случае надобности оказывать  давление на авторитеты. Добровольные гражданские организации, такие  как торговые палаты, профсоюзы, даже организации пенсионеров и т. д. («параполитические») могут быть значительными источниками власти.

Наиболее существенной чертой демократической системы (лат. demos — народ, kratos — власть) является выборность. Это значит, что люди, принимающие решения и наделенные властью, избираются голосованием. Несмотря на этот демократический принцип, и в этом случае рождается и развивается элита власти, контролирующая «демос», избравший ее. Гаэтано Моска (1858-1941)(Gaetano Mosca) писал, что каждым обществом всегда и везде правил контролирующий социальный класс. Такой правящий класс легализует свою власть опираясь на ценности, актуальные для данной культуры; считалось, что короли правят по воле Бога, а президенты, избранные на выборах, — по воле народа.

Вебер отталкивался от предположения, что прямая демократия не может служить  средством каждодневного управления крупным государством, и не только потому, что миллионы людей не в  состоянии регулярно собираться для принятия политических решений, но также потому, что руководство сложным общественным устройством требует знания дела. Прямая демократия может иметь место, по мнению Вебера, только в небольших структурах, когда выполняемые задачи просты и четко сформулированы.

Шумпетер полностью  разделяет взгляды Вебера по поводу границ участия масс в политической жизни. По мнению Шумпетера (и в этом оно совпадает со взглядами Вебера), демократия более важна как метод создания эффективно действующего правительства, а не как средство обеспечения власти для большинства. Демократия не может предложить больше, чем возможность замены одного политического лидера или партии на другого. Демократия, как утверждает Шумпетер, это правление политиков, а не народа. Политики — это “торговцы голосами избирателей”, так же как брокеры — торговцы акциями на фондовой бирже. Однако для того, чтобы заручиться поддержкой избирателей, политические деятели должны хотя бы в минимальной степени отвечать требованиям и интересам своего электората. Только при наличии соперничества в ходе приобретения голосов избирателей можно избежать установления деспотического режима правления. Как и Вебер, Шумпетер верит в то, что механизмы политической демократии должны быть отделены от экономической жизни.

 

Понятие "социализации" личности

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. Личность как объект социальных отношений рассматривается в социологии в контексте 2-х взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых он приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества.

Каковы механизмы социализации?

З. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Он считал, что:

1) имитация - это осознания  попытка ребенка копировать модель  поведения;

2) идентификация - это  способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;

3) стыд и вина - это  негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают  некоторые образцы поведения.

Д. Смелзер -сводил социализацию к трем стадиям:

1) стадия подражания  и копирования детьми поведения  взрослых;

2) игровая стадия, когда  дети осознают поведение как  исполнение роли;

3) стадия игровых игр,  на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа  людей.

Т. Парсонс и С. Бейлз  определили, что социализация - это  механизм формирования конкретной личности, имитацию как процесс, с помощью  которого усваиваются специфические  элементы культуры, особые знания, умения, обряды.

По их мнению, имитация не предполагает длительного отношения с "моделью". "Идентификация" для них означает "внутреннее освоение ценностей людьми, т.е. процессом "социального научения".

Следовательно, от успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив в культуре ценности, нормы  поведения, сумеет реализовать свои потенции в обществе. Не станет в обществе "outsiders". Социализация обеспечивает самовозобновляемость социума, общественной жизни. Неполадки в социализации ведут к конфликту поколений, аномии, социальной девиации.

 

Метод соц. исследования

Социологическая методология  определяет принципиальные основы разработки частных социологических теорий.

В узком смысле слова  в социологии термином "методология" обозначается совокупность исследовательских  процедур, техники и методов, включая  приемы сбора и обработки социологической информации.

Любое более или менее  основательное социологическое  исследование имеет четыре основных этапа:

первый - подготовка исследования;

второй - сбор первичной  информации;

третий - обработка информации;

четвертый - анализ полученной информации, подведение итогов исследования, подготовка выводов и рекомендаций.

Можно выделить три основных типа социологических исследований:

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"