Характеристика общего и особенного в практике управления персоналом государственной и муниципальной службы на протяжении ХХ века в японс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

В Японии принято включать не только чиновников в собственном смысле этого слова, но также лиц, работающих на принадлежащих государству предприятиях, служащих государственных железных дорог, работников телевидения, государственных школ, военнослужащих «сил самообороны», сотрудников полиции. Общая численность занятых на государственной службе превышает 3 млн. человек, большинство из которых составляют рабочие и служащие, не имеющие реальных полномочий по принятию управленческих решений. Численность же высших государственных чиновников не превышает 10 тыс. человек.

Вложенные файлы: 1 файл

Кр Управление персоналом.docx

— 40.59 Кб (Скачать файл)

           Государственные служащие имеют право обжаловать решение, не позволяющее представлять их на повышение по должности. С соответствующими жалобами можно обращаться в Совет по делам персонала и в Объединенный совет по рассмотрению жалоб (в него обращаются лица, не выдержавшие испытаний и временно прикомандированные).

    

   

  1. Дисциплинарная практика государственных служащих

 

          По мнению Генерального совета профсоюзов Японии, взыскания назначаются односторонне, по решению начальства. Когда дисциплинарное взыскание объявлено, оно сохраняет свою силу, даже если назначенный работник и профсоюз подали апелляцию. Санкции действуют на протяжении всей процедуры обжалования. Как правило, дисциплинарные взыскания влияют на решения о продвижении, прибавке к жалованию, установлении надбавки за усердие. Запись о дисциплинарных санкциях никогда не изымается из личных дел  государственных служащих.                        

          Японское законодательство допускает значительные ограничения трудовых прав государственных служащих. Так, на служащих полиции, пожарной службы, лиц, несущих службу по охране общественного порядка на море, а также в тюрьмах, не распространяются правила об условиях труда, установленные Законом о трудовых стандартах. Право на ведение коллективных переговоров признается в значительно урезанном виде. Забастовки государственных служащих запрещены. Рабочие государственных предприятий за нарушение этого запрета подвергаются увольнению, а собственно управленческий персонал может быть привлечен к уголовной ответственности.

           К дисциплинарной ответственности государственные служащие могут быть привлечены как их начальником, так и Советом по делам персонала. Основные виды дисциплинарного воздействия на государственных служащих:

-      увольнение с должности;

-      временное отстранение от занимаемой должности сроком от одного дня

до одного года (в это  время государственный служащий, как правило, не получаетзаработную плату)

-      удержание из должностного оклада (может быть удержано до 1/3 жалования за период от одного дня до одного года);

-      письменный выговор (замечание).

           Основания для привлечения к дисциплинарной ответственности государственных

служащих:

-   нарушение Закона о государственных служащих и правил, издаваемых по делам персонала;

-      невыполнение должностных обязанностей;

-      совершение поступков, порочащих государственного служащего в

качестве «слуги всего народа».

         Государственная служба в Японии сопряжена со значительными физическими перегрузками, частыми переработками, вызванными, среди прочего, ограниченностью штатов. По этой причине была утверждена система выплаты компенсаций за ущерб здоровью, понесенный в период выполнения служебных обязанностей.

         Права государственных служащих в политической сфере достаточно сильно ограничены. Им не запрещается вступать в политические партии, но они не могут быть политическими консультантами и функционерами, не могут баллотироваться на выборные публичные должности и т. д. Совет по делам персонала может запретить государственным служащим любые политические действия, кроме тех, которые связаны с осуществлением избирательного права.

         Закон о государственных служащих Японии определяет перечень должностных лиц, находящихся на «особой службе». Специфика их состоит в том, что на них не распространяются предписания и правовые нормы, регулирующие прохождение «обычной службы».

          В круг лиц, состоящих на «особой службе», входят: премьер-министр, министры, советники, возглавляющие Совет по делам персонала и Ревизионный совет, генеральный секретарь Кабинета и его заместители, заместитель главы канцелярии премьер-министра по общим вопросам, начальник Законодательного бюро Кабинета, министры секретари премьер-министра, министров и генерального секретаря Кабинета; все государственные должностные лица, избираемые парламентом либо утверждаемые обеими или одной из палат парламента; начальник и некоторые чиновники Управления императорского двора; Чрезвычайные и Полномочные послы, посланники, члены направляемых за рубеж правительственных делегаций, а также члены Академии наук Японии, судьи, служащие управления обороны, секретари депутатов парламента и др. Основанием для отнесения должностных лиц государства к состоящим на «особой службе» является порядок, согласно которому они назначаются на должности без экзамена на чин и получают жалованье в размерах, не связанных со стандартной шкалой жалований, установленной для служащих, занятых на «обычной службе».

           В соответствии с законодательством Японии предусматривается нахождение на «особой службе» поденных работников, используемых на различных общественных работах (чаще всего в коммунальном хозяйстве), труд которых оплачивается из государственного бюджета. Существует мнение, что поденные работники отнесены к категории лиц, занятых на «особой службе», прежде всего с целью нераспространения на них привилегий и материального обеспечения государственных служащих.

           В Японии достаточно четко отработана система подачи жалоб государственными служащими в случаях, если нарушены их права. Так, государственный служащий может обратиться за восстановлением в правах к вышестоящим административным руководителям, а также в Совет по делам персонала, направив туда заявление «о неподчинении» в отношении принятых к нему мер. Заявление подается в течение 60 дней с момента получения письменного уведомления (подтверждения) о совершении обжалуемого действия. После поступления заявления «о неподчинении» сотрудники управления жалоб Совета по делам персонала немедленно приступают к расследованию дела, причем оно производится открыто и гласно. Государственный служащий, сделавший такое заявление, может лично присутствовать при устном разбирательстве или направить для участия в нем своего адвоката; имеет право представить свидетелей, документы и доказательства. Процедура разбирательства по заявлению «о неподчинении» занимает много времени и, что важно, требует значительных материальных расходов (на адвоката, на подготовку материалов и документов и т. д.).

            Поэтому на практике с такими заявлениями в Совет по делам персонала обращаются государственные служащие высшего и среднего звеньев. На этапе предварительного разбирательства сотрудники управления жалоб оказывают посреднические услуги по примирению государственного служащего и его администрации. Если конфликт не удается уладить, Совет по делам персонала принимает решение по заявлению «о неподчинении». В случае принятия Советом решения в пользу обратившегося с заявлением государственного служащего, в соответствии с Законом о государственных служащих аннулируется дисциплинарное взыскание, а также принимаются меры по исправлению допущенной в отношении служащего несправедливости (например, дается указание о выплате жалованья за время неправомерного отстранения о работы).

 

 

               Заключение        

     

         В данной работе затрагиваются основные вопросы, касающиеся положения государственных служащих Японии. Учёные, занимающиеся исследованием японской государственной модели неизменно связывают успехи Японии с эффективной деятельностью государственного аппарата этого государства.

         Опыт Японии в области организации и кадрового обеспечения привлекает к себе внимание разработкой показателей эффективности государственной службы: четкой концепцией реформы, целей и принципов функционирования государственного аппарата, высоким уровнем сплоченности и исполнительской дисциплины, стабильным профессиональным составом, развитой системой подготовки и переподготовки кадров, и высоким уровнем реализуемости управленческих решений.

Таким образом, пример системы госслужбы Японии является достаточно положительным, чтобы обратить на него внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Иларионова Т.С. Зарубежный опыт управления персоналом государственной и муниципальной службы // Управление персоналом: Учебник / Общ. ред. Турчинова А.И. —  М., 2002.
  2. Круден Герберт Дж., Шерман Артур У. Зарубежный опыт управления персоналом. Ч. I. Организация и управление персоналом / Пер. с англ. —  М., 2000
  3. Фатхутдинов Р. Опыт Японии: инновации и развитие//Управление персоналом.-1999.
  4. Чубинский В.В. Государственное управление и государственная служба за рубежом: Курс лекций/под общ. ред. Проф. В.В.Чубинского. -СПб.: изд-во «Образование - культура»; изд-во СЗАГС,1998

Информация о работе Характеристика общего и особенного в практике управления персоналом государственной и муниципальной службы на протяжении ХХ века в японс