Функции социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, лекция

Краткое описание

Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. (БЭС. – М., 1998, с. 1131). «Социализация, - пишет П. Штомпка, - это врастание в общество» (С. 411).

Вложенные файлы: 1 файл

Социализация.docx

— 19.50 Кб (Скачать файл)

Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать  в качестве полноправного члена  общества; включает в себя как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. (БЭС. – М., 1998, с. 1131). «Социализация, - пишет П. Штомпка, - это врастание в общество» (С. 411).

Зачатки социальной организации существуют у пчел, муравьев, но у животных нет  социализации, так как поведение  животных, ведущих коллективный образ жизни осуществляется инстинктивно. Чем примитивнее существо, тем больше у него инстинктов. У слонов, волков уже меньше инстинктов, еще меньше – у обезьян. У человека – 80% поведения социально приобретаемое. Соответственно, чем меньше инстинктов, тем больше роль социализации и ее агентов (например, родителей).

 

Функции социализации

1) формирование и действие механизма  трансмиссии культуры. Культурная  традиция, культурное достояние  общества переходит из поколение в поколение; это достояние аккумулируется, обогащается только благодаря тому, что предшествующие поколения передают последующим определенные идеи, правила, символы, а позднейшие поколения их принимают, осваивают;

2)создается определенный уровень  общественного согласия и порядка.  Действия людей должны отвечать  общественным ожиданиям, что гарантирует  взаимную координацию действий, предопределяет то, что контакты  и взаимодействия будут проходить  без осложнений, ссор и конфликтов.

 

Разновидности социализации

Первичная социализация – 1 точка  зрения: период от рождения до формирования зрелой личности; 2 точка зрения: социализация, которая протекает в кругу  близких и родных, то есть первичной  группы.

Вторичная социализация – 1 точка  зрения: ресоциализация, период перестройки, реадаптации к новым социальным условиям уже зрелой личности; 2 точка зрения: социализация, которая проходит в рамках формальных институтов, вторичных групп (школа, институт, работа).

Иногда для описания ресоциализации употребляется термин аккультурация, т. е. в тех случаях, когда люди меняют место своего проживания, эмигрируют в другую страну и вынуждены приспосабливаться к совершенно новым условиям другой культуры.

Если люди осваивают девиационные (связанные с отклонением от нормы) роли, то можно говорить о контрсоциализации. В этом случае люди обучаются образцам и ценностям контркультуры (например, у преступников существуют особые нормы, язык, стиль жизни, образцы действий и т. п., которые необходимо освоить).

Речь идет о предвосхищающей  социализациии ее разновидности снобизме в такой ситуации, когда кто-либо, еще не будучи членом данной группы или еще не занимая данной позиции, настолько сильно субъективно идентифицирует себя с ней, что уже заранее старается максимально уподобиться членам данной группы или лицам, занимающим данную позицию. Например, недавно разбогатевшие бизнесмены, ищущие признания в элитарных кругах, часто заимствуют только поверхностные элементы культуры: манеры или привычки так или иначе одеваться, говорить, материальные реквизиты, формы проведения отдыха и досуга, художественные вкусы и артистические пристрастия.

Речь идет об обратной социализации, когда, например, сын обучает отца пользоваться компьютером. Происходит это потому, что в современном  мире чрезвычайно быстро происходят социальные и культурные изменения. Новые знания, распространяемые через СМИ проникают в молодежную среду, минуя родителей и учителей, а порой даже вопреки их советам, нарушая ход социализации от старших к младшим.

Основные средства социализации, обеспечивающие социальный контакт между личностями, личностью и группой:

1)Язык – основной инструмент  социализации. С его помощью человек  принимает, анализирует, обобщает  и передает информацию, выражает  эмоции и чувства заявляет  о своей позиции, точке зрения, дает оценки

2)Ценности – идеальные представления,  принципы, с которыми личность  соотносит свои поступки,

3)Нормы – усвоенный личностью  образ мышления, поведения, общения.

4) Навыки и умения – образцы  деятельности. Они  играют не  только поведенческую, но и  дидактическую (обучающую роль) в  последующей социализации. Образование  навыков и умений называют  социализацией для социализации, так закрепление навыка  и умения  помогают быстрее и увереннее  овладевать новыми навыками и  умениями.

 

 

Этапы социализации

Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс, от рождения до смерти. Жизненный цикл людей связан с разнообразными социальными структурами. Некоторые из этих структур имеют  дело с детством, хотя общества значительно  различаются в своем определении  детства. Объем детских знаний, усвоенных  за относительно короткий период, огромен. Многие психологи и социологи  считают этот период основополагающим в процессе социализации.

 

Отрочествов большей части мира – промежуток человеческой жизни, который обществом отчетливо не выделяется. Хотя именно в этот период люди претерпевают психологические изменения, связанные с половым созреванием и часто принимают на себя ответственность взрослых с 13 лет и даже раньше. По мнению Эрика Эриксона, главная задача отрочества создать и утвердить устойчивую тождественность обществу. Но отрочество не всегда бурный, непокорный период.

 

Проблемы, стоящие перед молодыми, вращаются вокруг работы и любви. В идеале эти проблемы развивают  способность чувствовать ответственность, испытывать доверие и поддержку  и предполагают взаимоотношения  с другими индивидами. Они закладывают  основу для их карьеры. На этом пути молодые испытывают влияние возрастных норм и стремятся сопоставить  свои личные «часы» по культурным, социальным часам. Некоторые ученые-социологи  рассматривали стадии, через которые  молодежь обычно проходит. Другие полагали, что непредвиденные случаи играют более  важную роль в развитии.

 

В среднем возрасте(зрелости) основные задачи остаются во многом теми же, что и в молодости. По мнению многих западных социологов, работа становится определяющей и для мужчин, и для женщин. Хотя экономические соображения доминируют, люди работают не только по этой причине. Люди работают для того, чтобы устроить свое время, для общения с другими людьми, чтобы убежать от скуки или поддержать положительный имидж. Они проходят средний возраст, сталкиваясь с вариациями изменяющихся обстоятельств и вызовов, к которым они должны адаптироваться.

 

Подобно другим периода человеческой жизни, время, когда начинается старость, - предмет социального определения. Кроме того, общества различаются  по степени престижа и достоинства, которые они предоставляют пожилым. Пожилой возраст влечет за собой  потерю некоторых социальных ролей. Одна из наиболее важных из них – отставка с работы. Некоторые социологи изображают отставку с работы в отрицательном свете. В общем, когда люди здоровы и их доходы соответствуют требованиям, они обычно выражают удовлетворение отставкой. Много стариков, которые были женаты, испытывают другие ролевые потери. У женщин больше вероятности стать вдовами, чем у мужчин вдовцами.

 

Диагноз неминуемой смерти требует, чтобы  индивиды установили новое определение  себя. Это вызывает присвоение социального  статуса, который не всегда присутствует в социальной структуре, но образует направление испытания смертью. Изменения в медицинской технологии и социальные условия сделали  смерть другим испытанием, чем это  было раньше. Смерть в современном  мире часто удлиняется в сроках и  опутывается бюрократическими формальностями.

 

. Структура социализации:

- содержание, т. е. что предлагается  личности в качестве социального  и культурного «меню», какие картины  мира, установки, стереотипы и  ценности формируются;

- широта, т. е. число сфер, к  которым смогла приспособиться  личность; определяет, насколько социально  зрелой и развитой является  личность.

Содержание социализации проявляется  в шаблонах поведения, привычках, взглядах (особенно ярко проявляется у людей разных национальностей).

 

 Социализация личности осуществляется  в результате ее включения  в различные социальные группы, взаимодействие с другими людьми  и приобретение соответствующих  умений. Поэтому исходной для  социализации является наличие  у человека потребности в общении.

Три основные сферы, в которых происходит социализация:

- деятельность (происходит выбор  видов деятельности, их иерархия, выделение ведущего вида, освоение  соответствующих ролей),

- общение (неразрывно связано  с деятельностью, усложняются  диалоговые формы, вырабатывается  умение ориентироваться на партнера, адекватно его воспринимать),

- самосознание (становление образа  Я – «Я-концепции»).


Информация о работе Функции социализации