Функции психосоциальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 12:57, контрольная работа

Краткое описание

Социальная работа - это совокупность видов деятельности (профессиональной и непрофессиональной, служебной и добровольной) по удовлетворению социальных потребностей человека. Тот, кто в любом случае обращается за помощью к социальному работнику, или кому такая помощь предлагается, определяется как клиент (посетитель, заказчик) социальной и социально-педагогической работы. Клиент может представлять собой индивидуума, семью, какую-либо группу или сообщество.

С теоретических позиций социальная работа может рассматриваться как проникновение в потребностную сферу человека (семьи, коллектива, общества и т.д.) и попытка ее удовлетворения.

Вложенные файлы: 1 файл

Психосоциальная работа.docx

— 57.05 Кб (Скачать файл)

- осознание  клиентом собственной проблемы (эта  цель может быть достигнута  только в процессе вторичной  психологической помощи или психотерапии, реализуемой психологом-консультантом  или психотерапевтом);

- осознание  и обращение клиента к собственным  внутренним ресурсам личности;

- осознание  и обращение клиента к ресурсам  социальной среды, принятие этой  помощи;

- продуктивная  адаптация клиента в сообществе.

Главные профессиональные инструменты специалиста  по психосоциальной работе — слово  и построение уникальных, помогающих «Я—Ты»-отношений, а также его внутренняя готовность к встрече с клиентом.

Социальный  работник выступает в роли советчика, друга, компаньона, «реального» человека. Специалист по социальной работе выступает  в роли посредника с целью активизации  поддерживающих систем, привлечения  внимания формальных поддерживающих систем к проблемам клиента.

Качество  межличностных отношений клиента  и консультанта - более важный фактор, чем то, какую философию, метод  или технику исповедует и использует помощник-консультант. Существует также  взаимосвязь эффективности помощника  и его эмпатии, уважения к клиенту и подлинности его поведения.

Консультирование  в социальной работе — выбор более  активной позиции консультанта, чем  в других видах консультирования, и, что наиболее важно, это «позволение  людям услышать самих себя».

Умение  слушать является ролевой особенностью социальных работников, фактором успешного  терапевтического вмешательства. Клиенты  могут выражать различные эмоциональные  проявления, отрицать наличие конфликта  и проблемы, блокировать процесс  взаимодействия.

К основным навыкам, необходимым для введения беседы, относятся такие 10 принципов. Вначале информировать клиента о продолжительности беседы; начинать беседу после того как клиент понял ситуацию; стараться быть доброжелательным, чтобы создать свободную непринужденную атмосферу; постараться увидеть ситуацию глазами клиента; осознать опасность вынесения суждений, а не принятия человека таким, как он есть; развивать навыки социального общения, например, улыбнуться, чтобы помочь общению, вначале избегать вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет»; не говорить, не домысливать за клиента; не слишком торопиться, не суетиться и научиться справляться с паузами и молчанием клиента (обычно это время, когда клиент напряженно думает). 

Планирование. Этапы и методы психосоциальной  работы с клиентом 

В основе диагностического подхода лежат  два основополагающих принципа:

социальная  помощь основана на индивидуализации клиента и его проблемы;

помощь  направлена на улучшение социальной жизни человека.

Эти два  взаимно обусловленных процесса описаны как диагноз и лечение.

Диагностическая стадия работы с клиентом

Социальное  регулирование индивидуума обусловлено  социальными и индивидуальными  факторами, которые могут воздействовать как положительно, так и отрицательно. Отсюда двойственное понимание природы  перемен в ситуации клиента, которая  связана с индивидуальностью  и социальным окружением. И если в первом случае действие осуществляется «лицом к лицу», «ум на ум», то во втором случае через косвенное действие окружающую среду. Вот почему основной принцип диагностического подхода  следует сформулировать так: чтобы  определить трудности, их необходимо осмыслить  по отношению к широкому диапазону  факторов, их обусловивших.

Беседа  с клиентом наиболее точно может  быть определена как коммуникация (общение) или взаимодействие. Это искусство  и наука. Начинающим работникам, сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и пониманием явных  и тайных причин того или иного  поведения человека, т.е. мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности работы и терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем, как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.

Каждая  беседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме такой, как например, исследование финансовых проблем клиента, его болезнях, обидах, взаимоотношениях и т.д. Беседа-знакомство должна иметь  четкую схему, т.е. начало, середину, конец. Каждая последующая беседа-встреча  с клиентом должна как-то базироваться на содержании предыдущей, при этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.

Беседа-интервью социального работника отличается от повседневных бесед тем, что она  имеет тему, направленную на достижение конкретной цели, временные рамки  обычно бывают определены, предполагается положительное или отрицательное  развитие взаимоотношений.

Пятишаговая модель консультирования. Процесс консультирования 

Первая  стадия беседы — структурирование и достижение взаимопонимания —  знакомство. Продолжается от нескольких секунд до десяти минут. Специалист устанавливает  контакт с обратившимся за консультацией, чему способствуют:

- удобное  помещение, исключающее возникновение  внешних

помех (наличие посторонних лиц, шума);

- обращение  к собеседнику по имени и  отчеству (имени);

- демонстрация  радости от общения;

- комфортная  межличностная дистанция;

- демонстрация  уважения к личности клиента;

- искреннее  переживание.

Вторая  стадия беседы — сбор информации о  самой проблеме, условиях ее возникновения  и проявления. Главная задача специалиста  — выяснить, что привело к нему данного клиента, как он видит  свою проблему, в каком контексте  она проявляется. Проблема, возникающая у человека, обратившегося за консультацией, должна быть описана с помощью характеристик: содержание проблемы; сфера, к которой она относится (служебная, семейная, бытовая); уровень владения проблемой; возможная степень влияния проблемы на поведение клиента; временные параметры (как долго существует данная проблема).

Третья  стадия беседы — желаемый результат. Выясняется, что клиент хочет иметь  в результате взаимодействия со специалистом.

Четвертую стадию беседы принято называть альтернативной. Обсуждаются иные варианты решения  поставленной задачи. Именно за клиентом следует оставить право выбора, в  каком направлении и с какой  скоростью он должен измениться.

На пятой  стадии происходит обобщение данных всех предыдущих этапов под девизом  «За работу!». Происходит переход  от обучения к действию. Выполняется  процедура, называемая «присоединение к будущему». Клиенту предлагают представить психотравмирующую  ситуацию и рассказать о визуальных представлениях, мыслях и чувствах, которые возникнут при этом. Если негативная окраска этих психических  процессов уменьшилась или исчезла, можно сделать вывод, что результат  консультаций успешен.

На начальной  стадии работы с клиентом социальный работник стремится понять природу  его трудностей и ту помощь, которую  он просит. Интервьюирование носит  спонтанный характер и не имеет схем, но социальный работник стремится заставить  клиента рассказать свою историю, поставить  его перед необходимостью раскрыть основные социальные и психологические  факторы. Начальная стадия может  иметь пролонгированный характер, чтобы  преодолеть сопротивление клиента, создать атмосферу доверия и  откровенности. На данной стадии формируется  план лечения.

На начальном  этапе исследования конкретной проблемы клиента можно обсуждать влияние  его родственников. Это дает возможность  оценить степень воздействия  окружающей среды, а также различные  модели поддержки. На этой же стадии социальный работник получает информацию о финансах клиента, его здоровье, отношении  других членов к создавшейся ситуации и т.д.

Предварительное обсуждение позволяет определить первичные  основания тех факторов, которые  создают трудности, с другой стороны, оно имеет терапевтическую ценность, так как проблема клиента выслушивалась, принималась и обсуждалась.

Но не только познание социального окружения  в центре внимания социального работника, большое внимание уделяется также  оценке структуры личности. Оценка структуры личности основывается на наблюдении реакции клиента: образцов поведения, механизмов защиты, качества ответов, эмоций и переживаний, его  тревог и беспокойств. Понимание  нормы и патологии позволяло  определять виды помощи клиенту.

В процессе лечения социальный работник находит  оптимальные пути решения проблемы клиента. Причем социальный работник вырабатывает стратегии для устранения препятствий, как в социальной среде, так и  в «области чувств», т.е. решает психологические  трудности клиента.

Многообразие  социальных и психологических факторов создает бесчисленные комбинации ситуаций клиента, накладывает отпечаток  на стратегии и цели лечения. Отношения  в диагностическом подходе рассматриваются  как среда, позволяющая найти  новые пути решения проблемы клиента. Терапевтическое влияние среды  зависит от социального работника, который на основе диагноза и целей  лечения выстраивает отношения  в определенной логике и последовательности, в каждой ситуации отдельно. Самая  простая форма отношений социального  работника и клиента когда клиент может быть выслушан и понят. Атмосфера понимания клиента может быть создана даже на основе единственного контакта.

После установления диагноза социальный работник продолжает дальнейшее взаимодействие с клиентом, в процессе которого диагностическая гипотеза может  уточняться и пересматриваться. Этому  способствуют дополнительные сведения о клиенте, наблюдения, интерпретация  его ответов. Дальнейшие обсуждения могут подвести к центральной  проблеме, которая может быть связана  с психологическими трудностями  либо со средовыми факторами.

Важнейшими  компонентами данного метода, характеризующими его специфику, выступают: клиент, проблема, место, процесс.

Клиент  — это ядро социальной работы со случаем. Клиентами могут быть женщина, мужчина или ребенок, которые  испытывают потребности в различных  видах помощи: материальной, социальной, консультативной и т.д. Человек, получающий помощь, называется клиентом.

Под проблемой  понимается ситуация, при которой  индивид не в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности, что  осложняет его социальное функционирование.

Место — агентство, предназначенное для  социального обслуживания населения. Цель этих агентств состоит в том, чтобы помочь человеку преодолеть социальные трудности в различных ситуациях: «человек—человек», «человек—группа», «человек—ситуация». В агентстве  функции помогающего субъекта берет  на себя социальный работник.

Под процессом  понимают последовательную деятельность социального работника, направленную на развитие способностей клиента решать проблемы. 

Проблема 

Это такая  ситуация, которая либо имеет, либо не имеет решения. Дилемма решения/ нерешения проблемы постоянно ставит человека в ситуацию выбора. Такая ситуация требует от субъекта определенных усилий для решения возникающих задач, которые либо решаются, либо нет. В том случае, когда клиент не может решить задачу, т. е. он не имеет определенных ресурсов, он просит помощи для решения возникшей проблемы. Таким образом, клиенты, приходящие к социальному работнику, являются такими субъектами, которые не способны самостоятельно справиться с проблемами социального взаимодействия.

Основной  проблемой во взаимодействии с клиентом является изменение его позиций  по поводу оказания ему услуг социального  обслуживания и совместной работы с  дальнейшей разработкой альтернатив  помощи. Проблемой же самого клиента  является его слабое здоровье, плохое социально-бытовое положение, отсутствие помощи и поддержки со стороны  близких и иных лиц, т.е. ему необходима помощь в социальном обслуживании, (помощи в поправке здоровья, улучшения  бытовых условий), психосоциальная  работа.

Процедуры работы 

Исходя  их того, что на клиента оказывается  внутреннее и внешнее давление, выстраиваются  стратегии, позволяющие сбалансировать это давление.

Внешнее давление возможно нейтрализовать, предоставив клиенту социальную помощь (решить проблемы с уходом за ним, помощь по дому и т.д.).

Внутреннее  давление, стресс, снимают за счет мер, позволяющих изменить поведение  клиента, а также работой над  воспоминаниями, причем используют следующие  процедуры: вентилирование. Клиенту  предлагается выразить подавленные  чувства; корректирующие отношения, складывающиеся между социальным работником и клиентом, подобны отношениям между матерью  и ребенком. Это помогает понять прошлый негативный опыт отношений, пережить их вновь и сделать соответствующие  выводы; оценка отношений.

Информация о работе Функции психосоциальной работы