Формы и факторы социальной мобильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение социальной мобильности, как неотъемлемый и необходимый процесс в обществе, где надо рассмотреть причины перехода индивида с одного статуса на другой. Для раскрытия темы необходимо рассмотреть следующие задачи: 1) определить и проанализировать виды и формы социальной мобильности, 2) выявить и описать каналы социальной циркуляции, 3) рассмотреть историю человечества, которая складывается не только из индивидуальных перемещений, но также из движения больших социальных групп,
4) определить проблемы перехода из одной статусной группы в другую, 5) рассмотреть измерение социальной мобильности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Социальная мобильность: понятие, сущность, виды…..…….……..5
Определение понятия социальной мобильности……………...………….5
1.2 Виды социальной мобильности……………………..……………………..7
1.3 Миграция населения……………………………………………………….12
Глава 2. Формы и факторы социальной мобильности…………………..…...18
2.1 Формы социальной мобильности……………………………………...….18
2.2 Измерение социальной мобильности……………………………………..23
2.3 Демографические факторы социальной мобильности…………………..26
Заключение………………….……………………………..……………...……28
Библиографический список…….………………………

Вложенные файлы: 1 файл

социальная мобильность.docx

— 51.08 Кб (Скачать файл)

           В начале 70-х годов О. И. Шкаратан и В. О. Рукавишников провели сравнительный анализ структурных моделей межпоколенной динамики социального положения отцов и сыновей в обществах, отличающихся социальным устройством и типом культуры. Использовался метод «путевого» анализа, который чаще всего применяется в научных исследованиях для построения структурных моделей. Сопоставлялись данные исследований по СССР, Чехословакии, США, Японии и Австрии. Оказалось, что показатели корреляции между социальными характеристиками отца респондента и самого респондента  близки для СССР и США. Так, связь между образованием отца и сына в СССР – 0,49, в США – 0,45; социально – профессиональный статус отца и сына (в начале трудовой карьеры) в СССР – 0,24, в США – 0,42 и т. д. Для молодого поколения в СССР,США и других странах характерна тесная связь между собственным образованием и социально – профессиональным статусом (СССР – 0,57; США – 0,60; Чехословакия – 0,65; Япония – 0,40; Австрия – 0,43) [2, 470с].

               Международные данные свидетельствуют, что выходцы из нижнего слоя среднего класса и нижнего слоя рабочего класса наиболее редко наследовали профессии отцов и были высокомобильными. Напротив, представители высшего класса и профессионалы чаще наследовали род занятий своих родителей. Таким образом, прослеживается вполне очевидная закономерность, которая подтверждается теоретическим анализом особенностей социальной пирамиды: чем выше социальный ранг, тем чаще профессия передается по наследству, и чем он ниже, тем реже наследуется род занятий родителей.

              Выяснилось также, что сельская молодежь, переселившаяся в город, достигает более высокого положения по сравнению со своими отцами, чем коренные горожане по сравнению со своими. На фоне своих отцов городская молодежь  выглядела малоподвижной, но только в сравнении со своими отцами. При сравнении вышедшей из села и городской молодежи между собой, т. е. при рассмотрении внутрипоколенной мобильности, ситуация оказалась скорее обратной.

              Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода. Внутрипоколенная мобильность меньше зависит от факторов происхождения в изменяющемся обществе, чем в обществе стабильном.

              Классовая мобильность происходит, когда ранг социального класса воспроизводится в неизменном виде из поколения в поколение. Исследователи обнаруживают в современном обществе высокий уровень классовой мобильности. Основной объем мобильности – внутри- и межпоколенной – происходит постепенно, без драматических изменений. Резко поднимаются или опускаются лишь отдельные индивиды, например выдающиеся спортсмены или рок – звезды. Успех в США и в других современных обществах определяется прежде всего приписываемым статусом – семейным положением. Этому способствует так называемое отсроченное вознаграждение – откладывание немедленного удовольствия для того, чтобы достичь в будущем значительных целей.

            Стратификационные символы различаются также степенью открытости профессиональных ячеек для новичков. В значительной мере социальный ранг замужней женщины определяется статусом ее мужа, а ее мобильность измеряется разницей между профессиональным статусом ее отца и мужа.

             Но, поскольку приписываемые черты – пол, раса, социальный класс по рождению – перевешивают индивидуальный талант и интеллект при определении продолжительности образования и типа первой работы, аналитики считают, что вряд ли есть основания говорить о действительно открытой классовой системе.

           Термин «структурная мобильность», или мобильность на основе спроса, общественных потребностей, относится к социентальным факторам, влияющим на коэффициент мобильности. Так, виды и количество наличных рабочих мест зависят от изменений экономической системы, тогда как тип и количество желающих получить данную работу зависит от коэффициента рождаемости в том или ином поколении. На основе этого можно оценивать вероятность восходящей и нисходящей мобильности для разных подгрупп.

           Провозглашенный в конце 1991 г. в России курс экономической политики, получивший название «шоковой терапии» и нашедший продолжение в «ваучерной» приватизации и конвертизации военнопромышленного комплекса, привел страну к глубокому кризису, который носит системный характер, т. е. охватывает все стороны жизни общества. В результате изменилась к худшему структура промышленности. Больше других пстрадали отрасли, входившие в военно–ромышленный комплекс, где было сосредоточено производство наукоемкой продукции, а также гражданское машиностроение, осуществляющее выпуск станков, турбин и т. д. Преобладание получили добыча полезных ископаемых и их первичная обработка. В полном упадке находится легкая и текстильная промышленность из-за вытеснения ее продукции импортными товарами. Вместе с падением сельскохозяйственного производства и замещения отечественных продуктов импортом свертывается ряд отраслей пищевой промышленности [11, 124с].

               Таким образом, структурная перестройка в России в конце 90-х годов привела к горизонтальной и нисходящей вертикальной мобильности.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Измерение  социальной мобильности. 

              Социальная мобильность может измеряться с помощью двух систем показателей. В первой системе единицей счета выступает индивид, во второй – статус.

              В первой системе выделяют объем мобильности, что понимается как число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Если объем исчисляется количеством переместившихся индивидов, то он называется абсолютным, а если отношением этого количества по всему населению, то относительным объемом и указывается в процентах.

           Совокупный объем, или масштаб, мобильности, определяет количество перемещений по всем стратам вместе, а дифференцированный – по отдельным стратам, слоям, классам.. Тот факт, что в индустриальном обществе. две трети населения мобильны, относится к совокупному объему, а 37% детей рабочих, ставших служащими, - к дифференцированному [4, 782с].

            Масштаб социальной мобильности определяется как процентная доля тех, кто сменил, в сравнении с отцами, свой социальный статус. Когда Венгрия была капиталистической, т. е. в 30-е годы, масштаб мобильности равнялся 50%. В социалистической Венгрии (60-е годы) он вырос до 64%, а в 1983 г. – до 72%. В результате социалистических преобразований венгерское общество стало таким же открытым, как и развитые капиталистические страны [2, 515 с].

            С полным основанием этот вывод применим к СССР. Западноевропейские и американские ученые, проводившие сравнительные исследования, установили, что в восточноевропейских странах мобильность выше, чем в развитых капиталистических странах.

            Изменение мобильности по отдельным слоям описывается двумя показателями. Первый – это коэффициент мобильности выхода из социального слоя. Он свидетельствует, например, о том, сколько сыновей квалифицированных рабочих стали интеллигентами или крестьянами.              

           Второй – коэффициент мобильности входа в социальный слой, свидетельствующий о том, из каких слоев пополняется, например, слой интеллигентов. Он обнаруживает социальное происхождение людей.

           Степень мобильности в обществе определяется двумя факторами: диапазоном мобильности в обществе и условиями, которые позволяют людям перемещаться.

           Диапазон мобильности, который характеризует данное общество, зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой.

            Вторым фактором социальной мобильности выступает исторический тип стратификации. Кастовое и сословное общества ограничивают социальную мобильность, накладывая серьезные ограничения на любое изменение статуса. Такие общества называются закрытыми.

           В индустриальном обществе, которое социологи относят к типу открытых обществ, прежде всего ценятся индивидуальные достоинства и достигаемый статус. В таком обществе уровень социальной мобильности довольно высок.

          Во второй системе показателей мобильности, где за единицу счета принимается статус, мобильность понимается как изменение индивидом (группой) одного статуса на другой, расположенный по вертикали или горизонтали.

           Под  объемом мобильности понимается количество людей, переменивших свой прежний статус на другой вниз, вверх или по горизонтали. Представления о перемещениях людей вверх, вниз и по горизонтали социальной пирамиды описывают направление мобильности. Разновидности мобильности описываются типологией социальных перемещений. Мера мобильности указывается шагом и объемом социальных перемещений.

            Дистанция мобильности – это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну – две ступени вверх или вниз.

            Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция – неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

              Единицей дистанции мобильности выступает шаг перемещений. Для описания шага социальных перемещений используется понятие статуса: перемещение из низшего в высший статус – восходящая мобильность; перемещение из высшего в низший статус – нисходящая мобильность.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Демографические факторы

            К демографическим факторам относятся: рождаемость и смертность населения, его миграция, брачность, разводимость, дробление и укрупнение семей. Демографические процессы переводят структуру населения в новое состояние: складываются иные пропорции между разными категориями населения, меняются их размещение по территории, степень их однородности, типичные средние параметры.

           Влияние демографических факторов в статистике определяется из расчета, в котором общий прирост населения подразделяется на естественный и миграционный.

            На вертикальную и горизонтальную мобильность влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом молодые и мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Перенаселение страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

            Молодым свойственна профессиональная, взрослым – экономическая, пожилым – политическая мобильность. Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших слоев, как правило, больше детей, а у высших – меньше. Даже если каждый сын богача пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях социальной пирамиды все равно образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших слоев. Ни в одном классе люди не планируют точное количество детей, необходимых для замещения родителей. Количество вакансий и количество претендентов на занятие тех или иных социальных позиций в разных классах разное.

          Профессионалы (врачи, юристы и т. п.) и квалифицированные служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, например, в США, имеют на 50% больше детей, чем им необходимо для самозамещения [10, 445 с].

          Высокая и низкая рождаемость в разных классах создает для вертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальной мобильности плотность населения в разных странах. Страны могут быть перенаселены или недонаселены.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   

           Для раскрытия темы курсовой работы были определены задачи с помощью которых требовалось рассмотреть социальную мобильность. В результате изучения процесса мобильности можно сделать следующие выводы: люди находятся в постоянном движении, а общество – в развитии.            

           Социологи изучали  социальную мобильность, опираясь главным образом на историю человечества. Конечно, социальные перемещения не происходят гладко, а подвержены преодолению более или менее существенных барьеров. При рассмотрении типов мобильности – горизонтальной и вертикальной большое внимание уделяли каналам социальной циркуляции и миграции как важным факторам мобильности.       

          Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет.             

          Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально – классовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не способен применить свои таланты. Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более  высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности это есть изменение образа жизни, развитие типичного статусного поведения, изменение социального окружения и брак с представителями более высокого статусного слоя.

Информация о работе Формы и факторы социальной мобильности